Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
консультация

У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ложки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.

Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи- до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ложки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.

Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный (специально для конкретного случая предназначенный) текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли "Сорока, сорока кашку варила, деток кормила. ”? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками.

Одно условие необходимо соблюдать - пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

Выдающиеся ученые Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, Е. И. Исенина, М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.И была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. И это именно так.

Кандидат педагогических наук М. А. Поваляева предлагает тест на распознавание пальцев, который можно провести со своим ребенком дома. Он поможет оценить функционирование теменно- затылочных отделов коры головного мозга.

Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.

В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец; пятилетние - большой и мизинец; шестилетние - большой, мизинец, указательный.

Для развитияручного праксиса очень полезны такие упражнения:

> перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

> застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

> плести косички из жестких ниток;

> рисовать и штриховать карандашами;

> играть в пальчиковые игры.

Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помогают выработать у детей такие качества как формирование адекватной самооценки, повышение уверенности, нормализацию отношений со сверстниками, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребятПальчиковые игры развивают мышечный аппаратмелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.

Упражнения по пальчиковым играм подбираются в соответствии с возрастными особенностями. Все эти упражнения и потешки в работе используются мной постоянно.

Так например, малышам предлагаю упражнения на катание пальчиками деревянных шариков, орехов различного диаметра. При этом стараюсь вовлечь в движение все пальчики. Для этого упражнения использую также шарики из пластилина, бусы. Приговорки и потешки, которыми сопровождаю упражнения, делают их максимально эффективными, а также просто забавными и интересными.

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех,

Вот так, вот так,

Чтобы был круглее всех.

.

Кроме того в группе много пальчиковых театров. Игры с пальцами - это театр актеров, которые всегда с нами. Очень важно заранее знать, какую пьесу можно разыграть с помощью пальцев. Тогда остается только хорошо владеть текстом и ловко двигать пальцами. В играх с пальцами звучание голоса и громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки придают выразительность рифмам. А кроме того тексты мы не только произносим, но и поём, сопровождая их движениями рук и пальцев.

Проанализировав литературу по пальчиковым играм можно выделить такие виды пальчиковых игр :

Фольклорные пальчиковые игры

Пальчиковые игры с авторским текстом

Игровой пальчиковый массаж.

Для тренировки пальцев я также использую и упражнения без речевого сопровождения.Например«Паучок»«Человек»«Зайка»«Корни деревьев».

Ирина Александровна Лыкова дает такие советы по проведению пальчиковых игр:

1. Убедитесь в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек.

2. Перед проведением пальчиковых игр убедитесь, что руки у детей теплые.

3. При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения.

4.Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

Теперь поговорим о таком виде пальчиковых игр, как игровой пальчиковый массаж.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Основные приемы массажа - поглаживание, манипуляция. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; грецких орехов, детских грабелек, различных бигуди, и многое другое, насколько подсказывает фантазия.

Можно предложить массаж, используя бигуди.

Еду к деду

Задачиразвитие тактильного восприятия, ловкости.

Материал: бигуди

Ход игры. Предложите ребенку покатать бигуди между ладонями, постепенно увеличивая усилия,в такт вашим словам:

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дороженьке,

На одной ноженьке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг. в яму

Бух!

Многие фольклорные и авторские пальчиковые игры сопровождаются пением, пальчиковый игровой массаж можно также делать под музыку.

Также существует много интересных упражнений с шариком массажером Су-Джок. Обыгрывать их можно по - разному. Вот, например,упражнение про зайчат:

ЗАЙЧАТА

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

Если каждый день заниматься по 7-10 минут массажем рук детейпальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.

Подводя итог своей работы, я провела педагогическое наблюдение,в результате которого выяснилось:

> большинство детей с удовольствием в своих играх используют игры-потешки, песенки и повторяют их;

> дети, которые не умеют говорить, с удовольствием повторяют движения;

> у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей;

> дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас.

Когда же можно проводить пальчиковые игрыПальчиковые игры проводятся во время утреннего приёма как отвлекающий фактор для переключения внимания, после сна (по две-три минуты, в НОД как физминутки, используя при этом разнообразные формы, методы и приемы (показ действий, действия руками ребенка, самостоятельные действия ребенка.).

Эффективно использовать пальчиковые игры в период адаптации они помогают снять напряжение и скованность у детей, способствуют более легкому привыканию к новым условиям. В группе сохраняется психологический комфорт, атмосфера радости, покоя, тепла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по физическому воспитанию "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр"

Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  пальцевой моторики. В послед...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Актуальность.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка, ч...

Программа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством развивающих игр.

   Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня мелкой моторики. В наш «кнопочный век&ra...

Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики»

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Из опыта работы воспитателя «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры «Тактильные дощечки»»

Дидактическая игра "Тактильные дощечки" направлены на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики и заинтересуют самого непоседливого ребенка....

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

СОДЕРЖАНИЕ1. Введение2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр.4. Виды пальчиковых игр5. Рекомендации для проведения пальчиковых игр6. Результаты п...