Воспитание гуманизма у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гуманизма у детей младшего дошкольного возраста

Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма. Что же означает гуманизм?

Гуманизм – (от лат. humanus - человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных ценностей.

Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия сочувствия, помощи.

 Гуманность- человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

Воспитание гуманности как качества личности следует решать по двум взаимосвязанным направлениям:

- воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества;

- создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Первая младшая группа (2- 3г)

Воспитание доброжелательности начинается в семье – там, где ребенка любят и заботятся о нем. Добрые отношения в группе, поддерживаемые воспитателем, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закрепляют чувства симпатии. Расположения к окружающим.

Задачи:

-воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям;

- формировать опыт поведения в среде сверстников;

- воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.

Методы:

Как вы думаете, какой метод воспитания гуманного отношения в этом возрасте будет ведущим?

1) Пример взрослого:

- проявление по отношению к ребенку любви, ласки;

- частое употребление ласковых слов, поглаживания;

2) Похвала ребенка за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку);

3) оценка взрослого (через оценку ребенок усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную).

Средства:

- обучение способам выражения сочувствия, внимания. Каким? (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться);

- педагогические ситуации: Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям. (н-р, малыш бьет маму, а она терпит; один ребенок не отдает игрушку, и тот его бьет – это нельзя оставлять без внимания) Приведите свои примеры.

- песенки, потешки, сказки.

Формы:

- индивидуальная.

Вторая младшая группа (3 -4г)

- закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;

- приучать детей общаться спокойно, без крика;

- создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия (играть дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; приучать к вежливости)

- продолжать развивать и воспитывать свой образ Я. (убеждать ребенка, что он хороший, что его любят);

- учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;

- приучать соблюдать элементарные правила поведения.

Методы:

1)оценка взрослого (ребенок еще не может самостоятельно сделать обобщение, но благодаря оценке взрослых начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; положительная оценка добрых поступков, внимания и помощи – вызывает желание подражать добр. поступкам.)

2) создание педагогических ситуаций (н-р, «Как попросить игрушку?)

3) приучение;

4) убеждение;

5) коллективная игра;

6) единые требования;

7) разъяснение;

8) игровые ситуации.

Средства:

- сам взрослый (как носитель положительного способа поведения);

- пед. ситуации: беседы о реальных случаях из жизни группы

- сценки (н-р, «Два кота», где показано, что ссоры ни к чему хорошему не приводят);

- с-р игры (Куклы, мишки и зайчишки – наши маленькие дети. Как мы будем о них заботиться? с вовлечением в игру и других детей воспитатель предлагает построить для них дом, покатать их на машине и т.д. педагог одобряет ласковое обращение, обращает внимание на небрежное или грубое обращение к игрушкам);

- рисование («Нарисуй тех, кто о тебе заботится»и на основе рисунка рассказать ,кто и как это делает)

- фольклор- песенки, потешки, сказки;( н-р, «Когда живется дружно, что лучше может быть! И ссориться не нужно и можно всех любить! С.Михалков.

- худ. литература («Азбука вежливости» Л. Васильевой; «Доктор Айболит» К.Чуковского и др.);

-диафильмы.

Формы:

- индивидуальные занятия;

- коллективная деятельность (в ней происходит усвоение социальных ценностей)

Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям, природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество т.е. гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

План:1.     Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2.     Решение проблематичных ситуаций.3.     Сов...

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....

Конспект родительского собрания во II младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.Решение проблематичных ситуаций.Совместная деятельность с ребенком....

Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» во второй группе раннего возраста

Стихотворение «Я сама»(И. Муравейка)- Давай будем одеваться …- Я сама! Я сама!- Пойдём, будем умываться …- Я сама! Я сама!- Ну идём хоть причешу я …- Я сама! Я сама!- Ну давай хоть накормлю я …-...

Конспект родительского собрания в младшей группе«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Родительское собрание...

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...