Конструкт " Встречаем весну безопасно" и презентация
план-конспект занятия (старшая группа)

Горбунова Татьяна Геннадьевна

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности в области " Познавательное развитие". 

Интегрированное занятие.

Виды деятельности: познавательная, игровая, экспериментальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_nod_po_pdd.docx41.17 КБ
PDF icon Презентация к занятию1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад № 27 »

Конструкт  НОД с дошкольниками  по теме безопасности дорожного движения с использованием ИКТ

 «Встречаем весну безопасно»

Старшая группа

Воспитатель высшей к.к:  Горбунова Татьяна Геннадьевна

                                                                                        П. КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ    -   2019

Технологическая карта

ДОУ: МБДОУ № 27

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма НОД: коллективная, групповая.

Вид НОД: познавательная, игровая, экспериментальная.

Тема: «Встречаем весну безопасно».

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге при неблагоприятных весенних погодных условиях ( гололёде) и в тёмное время суток.

Задачи

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1  Воспитательные

  • воспитывать культуру безопасного поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
  • побуждать детей быть осторожными;
  • воспитывать умение слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей;
  • воспитывать устойчивое внимание, самостоятельность и инициативность.

2  Развивающие

  • развивать у детей слух,  внимание, память, наблюдательность на дороге в условиях непогоды;
  • развивать умение сравнивать, различать  дорожные знаки, узнавать их, знать их назначение;
  • развивать умение поддержать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

3 Обучающие

  • актуализировать и систематизировать знания детей о правилах безопасности на улицах города, поселка;
  • формировать представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях весной и учить детей умению наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения в них;
  • учить применять знания в различных ситуациях, развивать умение рассказать о правилах поведения в данной ситуации.
  • продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов;

Лиза, Кирилл- активизировать речевые навыки, учить отвечать полным предложением.

Саша Т, Гриша, Ваня К.- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, не перебивать.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за проезжей частью и её изменением в зависимости от состояния погоды;
  • Подбор атрибутики, иллюстраций, картинок, фотографий  по данной тематике;
  • Приобретение светоотражающих лент;
  • Проведение тематических бесед: «Дорога не место для игр», «Мы идём по тротуару», «Переход проезжей части в разное время года»;
  • Проведение дидактических игр: «Угадай-ка», «Дорожные знаки - самые главные», «Учим дорожные знаки»;
  • Проведение подвижных игр: «Автоинспектор и водители», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир», «Светофор», «Тише едешь- дальше будешь», «Цветные автомобили», «К своим знакам»;
  • Чтение стихов, рассказов русских писателей по теме дорожного движения: Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора», Юрмин Г. «Ехала дорога», Маршак С. «Светофор», Савушкин С. «Я бегу через дорогу», Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Дружинина М. «Наш друг светофор», Книжка - пазл «Правила дорожного движения» и другие.
  • Просмотр мультфильмов «Смешарики» раздел « Безопасность», мультсериала «Фиксики», презентаций и видео по теме « безопасность на дороге».

Методы и приемы:

Словесные – вопросы проблемного характера; беседа; анализ предложенных ситуативных задач; интерактивный метод, направленный на активное включение детей в диалог, диалог; объяснение; уточнение; художественное слово.

Практические – игра; тренировочные упражнения; экспериментирование.

Наглядные – рассматривание иллюстраций; мультимедийная презентация; карточки дорожных знаков.

Планируемый результат:

  • У детей сформированы понятия о безопасном поведении на дорогах весной;
  • Дети инициативны и самостоятельны в процессе НОД;
  • У детей развиты умения сравнивать, различать дорожные знаки, выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения, узнавать их, знать их назначение;
  • Дети устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы,
  • Дети знают о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях весной и умеют наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеют навыками безопасного поведения в них;
  • Дети применяют знания в различных ситуациях;
  • Дети могут различать ситуации на дорогах и умеют рассказывать о правилах поведения в конкретной ситуации.
  • Дети оценивают результат своей деятельности, осуществляют взаимоконтроль, проявляют умения производить рефлексию своей деятельности.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнее в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).

Оборудование:

Оборудование:  мультимедийная  установка, магнитофон, аудиозапись шума дороги,  дорожные знаки размера А4 на подставке («Пешеходный переход», « Дети», « Светофор», «Место остановки автобуса и троллейбуса», « Дорожные работы»), презентация к занятию, карточки с погодными  изображениями,   световозвращающие  элементы  и смайлики по кол-ву детей, 4 машинки, памятки по правилам дорожного движения весной,  посылка « Почта России», клей, кисточки.

Художественное слово: загадки о дорожных знаках, стихотворение « Гололёд». 

Учебно-методический комплект:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155);
  2. Рабочая программа педагога на старший дошкольный возраст;
  3. Т.А. Шорыгина. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице.- М.:ТЦ Сфера. 2014.-128 с.-(Сказки-подсказки).                                                                                                                                                                                                                                                  
  4. Авдеева Н.Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность.– СПб. « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  5. Т. Ф. Саулина  Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет.-М.: Мозаика- Синтез,2013.-112 с.: цв.вкл.
  6. Н.С. Голицына, С.В.Люзина, Е.Е.Бухарова ОБЖ для старших дошкольников. Система работы.- М.: Издательство « Скрипторий 2003», 2010.-112с.                                                                                                                                                                                                                                            

Этапы

деятельности

Содержание деятельности

Действия,

 деятельность педагога

Действия,

деятельность детей

Планируемый

результат

1.Организационный момент.

Мотивация детей.

Проблемная ситуация.

В.:- Дети! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.

    Для начала встанем в круг,

    Сколько здесь друзей вокруг!

    Дружно за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся!

    Будет весело сейчас,

    Всё получится у нас!    

               Звучит музыка шума дороги.

В.:-Ребята, послушайте, пожалуйста, в нашем зале звучит какая-то музыка. Что она вам напоминает? (О шуме машин проезжающих по дороге). Что вы себе под нее представляете? (Едут машины, идут пешеходы).

В.:-Дети, я недавно узнала, что есть сказочная страна «Магистралия», где большие зеленые лужайки, качели, карусели, а также дороги, по которым ездят машины, ходят пешеходы. И вот из этой страны  на электронную почту нашей группы пришло необычное письмо (СЛАЙД № 1) от Светофор Светофорыча. Его содержание мы можем увидеть при помощи проектора. Вам интересно, что там?

(Да!!!)   Воспитатель показывает содержание письма (СЛАЙД  №2– 3 )

В.:-Вот так задачку нам прислал Светофор Светофорыч, поможем ему найти на нее ответ?     (Да! Поможем!!!)

В.: Чтобы помочь Светофору Светофорычу, предлагаю отправиться в путешествие,  отправляемся в страну  Магистралию ! Закроем глаза и скажем волшебные слова:

      Раз, два, три, вокруг себя повернись,

     В Магистралии очутись!

(СЛАЙД № 4) На экране слайд с изображением улицы и дорожными знаками.

В.: Ребята,  чтобы  начать путешествие, нужно ответить на вопросы:

  1. В каких геометрических формах находятся дорожные знаки?

(В треугольниках, кругах, квадратах, прямоугольниках).

  1. Кому  необходимо соблюдать правила: (водителям или пешеходам)
  2. Где должны ходить пешеходы?

(по тротуару)

  1. Где должны ездить автомобили?

( по проезжей части)

  1. Где безопасно перейти улицу? (пользуясь пешеходным переходом)
  2. Что на переходе помогает перейти дорогу? (светофор)
  3. На какой сигнал светофора надо переходить дорогу? (на  зеленый)

            Какой запрещает? (красный)

Стимулирует любознательность, развивает интерес детей. Мотивирует детей к предстоящей деятельности.

Поощряет детей к высказыванию, решению проблемной ситуации.

Побуждает помочь Светофору.

Отвечают на вопросы.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Находят решение из проблемной ситуации.

Создана благоприятная эмоциональная атмосфера. Проявлен интерес, дети мотивированы к дальнейшей деятельности

Дети знают что такое « проезжая часть»,

« тротуар».

2.Основной этап.

Входит Незнайка с забинтованной рукой.

Н.: Здравствуйте, ребята!

В.: Что с тобой случилось Незнайка?

Н.: Я так хотел с вами поиграть, стал перебегать через дорогу, весеннее солнце меня ослепило, поскользнулся, упал, да еще чуть под машину не попал. Она очень близко передо мной остановилась.

В.: Ребята, давайте разберемся, почему такое произошло с Незнайкой. Незнайка, присоединяйся к нам и ты узнаешь много интересного и полезного.

В.: Ребята скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Д.: Весна.

В.: Весна-опасный период для водителей и пешеходов. А вот какие неприятности можно встретить на дороге в весенний период? Давайте вместе найдём ответ на этот трудный вопрос!   Д:   Давайте

В: Я вам предлагаю пройти к столу. Возьмите по одной карточке. внимательно рассмотрите  их и  назовите природное явление, которое там изображено.

 Дети берут карточки, садятся на стульчики

Д:   У меня изображено солнце

В: А как это природное явление может навредить пешеходу?

Д:   Ослепляет во время движения

Д:   У меня изображен туман

В:  А что будет с пешеходами,  если сильный туман?

Д:   Пешеход может не заметить машину, яму на дороге, неровное место, преграду. Плохая видимость.

Д:   У меня изображен дождь.

В:  А какая будет дорога если идет сильный дождь и как это помешает пешеходу?

Д:   Дорога мокрая, много луж.

Д:   У меня изображен гололёд

В: Чем опасна такая дорога при переходе через пешеходный переход?

Д:  Пешеход может поскользнуться,  упасть, сломать себе ногу или руку, получить травму, может сбить машина она может не затормозить.

В.: Вот как раз это и произошло с тобой Незнайка.

В:  Ребята, какой мы сделаем вывод? 

Д:   Дождь, туман, яркое весеннее солнце, гололёд  затрудняют пешеходам  переходить дорогу.  (СЛАЙД № 5)

В.: Ребята я знаю, что кто-то из вас знает стихотворение про «Гололёд».  

Ребенок читает  стихотворение.

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла.

На дорогах гололед

И машины все несет.

Тротуары как каток

Сделать бы еще шажок,

Да подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти мог пешеход

В.: Молодец!!! Дети, а чем опасен гололед для водителей?  Про это говорилось  в стихотворении.

Д.: По весенней скользкой дороге водителю трудно остановить автомобиль, может произойти авария (Слайд №6 – авария). и пешеход может покалечиться.  (Слайд № 7)

В.: Ребята давайте с вами проведем эксперимент, прокатим машинки по нашим проезжим частям.

Дети катят по очереди машинки.

В.: Ребята, как вы думаете, чем отличаются эти проезжие части друг от друга?

Д.: Одна дорога – гладкая, скользкая, а другая – нет.

В: По какой дороге машинке будет легче затормозить, как вы думаете?

Д.: По дороге с шероховатой поверхностью, если асфальт на дороге сухой, чистый, по дороге, которая не скользкая.

В.: Правильно, молодцы. Так ребята и в жизни, дорога со скользящей гладкой поверхностью очень опасна, как для водителей, так и для пешеходов. А чтобы с вами такое не произошло, давайте пройдем, присядем на стульчики и познакомимся с правилами движения пешехода в гололед.

В.: Пешеходы в гололед должны быть внимательными, осторожными и соблюдать следующие ПРАВИЛА:

  1. Выходя на улицу обратите внимание на свою  обувь. Ребята, какая должна быть обувь?  (СЛАЙД № 8 ) (ответы: подошва должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду; девочкам отказаться от высоких каблуков.)
  2. А как надо передвигаться по дороге?

( надо смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места, передвигаться осторожно,  ступая на всю подошву,. ( СЛАЙД №  9  )

  1. Руки по возможности должны быть свободными, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах — это увеличивает вероятность падения. (СЛАЙД  № 10   )
  2. Будь предельно внимательным на проезжей части дороги. (СЛАЙД № 11 ) Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу перед близко идущем транспортом, это опасно. Запомни это, Незнайка!
  3. Ну уж, если случилось падение, что нужно сделать?  Научись падать! Если ты поскользнулся, сразу присядь, чтобы снизить высоту падения и  смягчить удар о землю; опасно падение на спину, головой. ( СЛАЙД № 12   )

В.: Ребята у меня есть мысль ( идея) , может Светофор Светофорыч хочет нас уберечь от бед, которые могут произойти с любым человеком на дороге при неблагоприятных погодных условиях весной!  

Д.: Конечно это так!!!

Физ. минутка: «Светофор»

В.:А теперь все дружно встанем,

В Светофор мы поиграем, (Ходьба на месте.)

Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками

 и ногами.)

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зеленого велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперед. (Наклоны.)

Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)

Н.: Ребята, давайте поиграем!

 Игра называется «Тормози». Вы- водители  встаете в линию, а я спиной к вам впереди. Вам нужно добраться до меня. Двигаться можно пока я вас не вижу и говорю: «Машина едет, едет…». Но как только повернусь, надо замирать на месте!

- Машина едет, едет, едет, стоп – снег!

- Машина едет, едет, стоп – туман!

- Машина едет, едет, едет, стоп – дождь!

- Машина едет, стоп – лед!

Игроки, которые не успевают вовремя остановиться, выбывают – садятся на места. Игра заканчивается, когда кто-нибудь дотронется до Незнайки.

В: Ура! Мы справились, но было очень не просто. Даже в игре было трудно сразу затормозить, а быстро едущей машине, когда на дороге  лужи, снег, лед, туман, сделать это ещё труднее. Всегда помните про это и будьте внимательны и осторожны на улицах.

В.: Ребята, а быть внимательными и осторожными мы с вами должны не только днем, но и в тёмное время суток. Дети как вы думаете, что это за предметы? (подводит их к стенду со световозвращателями)(СЛАЙД № 13)

Д.: Брелки, лента, наклейки.

В.: Вы встречали где-нибудь похожие предметы? А как вы думаете, для чего они нужны?

Н. : Ой, а я это знаю! Светоотражатели – это такая волшебная полоска, когда на неё падает свет, она светится и участников дорожного движения видно издалека в тёмное время суток. Ребята, эти брелки, наклейки, браслет называются фликерами. Фликеры – это светоотражающие значки или наклейки, которые крепятся на одежду, обувь, рюкзаки, а так же на руках в качестве браслета. Скажите, у кого-нибудь из вас на верхней одежде есть световозвращающие элементы?  Д.: Да.

В.: Дети, обязательно нужно иметь на одежде световозвращающие элементы! 

( СЛАЙД № 14)

Н.: Ребята, мой друг Светофор Светофорыч передал мне письмо с загадками.  Сам я их что-то не могу отгадать. Может, вы мне поможете?  Становитесь в круг.

1.Я хочу спросить про знак

Нарисован он вот так:

В треугольнике ребята

со всех ног бегут куда – то. (Дети)

2. Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.  (Светофор)

3. Синий знак такого рода:

Защищает пешехода.

Переходим с куклой вместе,

Мы дорогу в этом месте!

(«Пешеходный переход»)

4.Здесь транспорт терпеливо ждут,

Приедет – все в него зайдут:

Автобус к нам подъедет ловко,

Ведь это место - …      (Остановка.)

5.Знак повесили с рассветом,

Чтобы каждый знал об этом:

Здесь ремонт идёт дороги —

Берегите свои ноги!    

(Знак «Дорожные работы»)

В.: Ребята, только что мне звонил Светофор Светофорыч и спросил справились ли мы с его заданиями. В знак благодарности он для нас отправил посылку с  памятными сувенирами. Для этого мы должны вернуться в детский сад, правильно перейти проезжую часть по пешеходному переходу.  Обыгрывание ситуации: со знанием ПДД.

          Раз, два, три вокруг себя повернись

           И в детском саду очутись! 

      (СЛАЙД № 15)   Детям вручаются СВЭ

В.: Ребята я хочу вам пожелать, что бы вы  соблюдали правила поведения на дороге при неблагоприятных условиях весной, в темное время суток и вообще всегда. И ты, Незнайка, будь осторожен при движении через дорогу! Фото и видео о проделанной нами работе я обязательно вышлю Светофор Светофорычу по электронной почте.(СЛ.16)

Побуждает детей помочь герою.

Побуждает детей высказываться, стимулируя с помощью вопросов.

Формулирует умение устанавливать причинно- следственные связи между совершенными действиями и возможными последствиями.

Побуждает детей высказывать собственное мнение. Активизирует речь детей, уточняя понятия, связанные с опасными ситуациями на дороге весной.

Побуждает детей к выполнению упражнений.

Загадывает загадки, беседует о назначении дорожного знака.

Высказываются, выслушивая друг друга. Проявляют заинтересованность.

Дети делают вывод  о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях весной для пешеходов.

Дети делают вывод об опасности гололеда для водителей.

Дети вовлечены в игровой эксперимент.

Рассуждают, высказывают свое мнение.  Обыгрывают ситуацию на дороге, анализируют ее, обыгрывают ее возможные последствия.

Дети высказываются, рассуждают, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Находят решение из опасной ситуации при неблагоприятных условиях погоды весной.

Под речь педагога дети выполняют физические упражнения.

Проявляют заинтересованность, отгадывают загадки.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Сформировано умение выявлять факт и суть опасности природных явлений весной.

Сформированы  знания о весенних природных явлениях, опасных на дороге для пешехода.

Сформированы знания об опасном природном явлении на дороге весной « гололед» для водителей.

Активизирована речь детей, умение рассказывать об опасных ситуациях на дороге весной.

Проведена физкультминутка.

Сформированны слух, внимание.

Дети знают что такое световозвращатели.

Закреплены знания дорожных знаков.

3. Оценивание

В.: Дети, давайте вспомним, что мы сегодня делали? Какие задания выполняли? Зачем? Что было легко? Что трудно? ( индивидуальные вопросы детям) Где эти знания вам пригодятся?

В: Какие советы вы бы дали пешеходам?

Д: Быть всегда внимательным, осторожным, при переходе дороги   не слушать музыку, переходить дорогу только со взрослыми.

Побуждает детей к рассуждению

Дети рассуждают, отвечают на вопросы

Проявляли способность обобщать.

4 .Рефлексия, открытость

В.:- Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие?

Предлагаю, вам выразить свои чувства, приклеив  на лице смайлика выражение : если понравилось занятие – улыбку, если не понравилось – грусть.

- Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось.   Что вам  больше всего понравилось?

- А грустные лица есть? С чем это связано?  (обобщение).

Н.: - А я хочу вам вручить вот такие буклеты, в которых вы с родителями еще раз повторите правила поведения на дороге в дождь, туман, гололед.

- Давайте все вместе поблагодарим друг друга за проделанную работу аплодисментами.   

ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА

Побуждает детей к рассуждению, рефлексии собственной деятельности

Дети рассуждают, отвечают на вопросы

Планировали дальнейшую деятельность


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Проект - презентация "Домовенок Кузя встречает весну"

Формирование представлений о русских народных традициях.Приобщение детей к истокам русской народной культуры....

Презентация для детей младшего возраста "Встречаем весну"

Цель: дать первичные представление о признаках весны.Задачи: формировать умение устанавливать причинно-  следственные связи; развивать внимание, память;расширять словарный запас....

Презентация "Встреча весны"

22 марта, согласно народному календарю, зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие).У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стра...

Презентация " Проводы зимы - встреча весны"

Формирование духовно-нравственного отношения и чувтва сопричастности к культурному наследию своего народа, уважение к своей нации. ...

Сценарий весеннего развлечения для детей 2–3 лет «Колобок встречает весну» "Колобок встречает весну!"

Сценарий весеннего развлечения для детей 2–3 лет «Колобок встречает весну»"Колобок встречает весну!"Участники: дети и воспитатели группы.Цель развлечения :Создать...