Консультация для воспитателей Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры (из опыта работы)
материал

Консультация для воспитателей Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС №  7

Сидорук Лидия Оскаровна

                                                                                Никто не может стать сыном  народа,

                                                                                если он не проникнется теми основными

                                                                                чувствами, какими живёт народная душа.

                                                                                                                                  В. В. Зеньковский                                                                                                                                                                          

В последние десятилетия в нашей стране происходило много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике; уходили в прошлое некоторые известные праздники, появлялись новые; в молодёжной среде всё чаще отмечались факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандировали  иностранный уклад жизни. В результате у молодого поколения произошла переоценка духовных и ценностных ориентиров, чуждых русскому национальному сознанию.

Но события последнего времени, заставили переосмыслить происходящее: российский народ вспомнил о своей национальной гордости, постепенно к нам возвращается национальная память.

Именно сегодня особую остроту приобретают проблемы возрождения и поддержания национальных ценностей.  Именно сейчас наступило то время, когда мы должны обратиться к живительной силе народной педагогики: к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое  ценное из своих культурных достижений.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в основы национальной культуры.  Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют   последующий путь  жизни. Приобщение детей к основам народной культуры является важнейшим средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Темой патриотического  воспитания и ознакомления детей с основами русской народной культуры я занимаюсь не один год.  В своей работе в этом направлении, считаю важным выполнение поставленных мною задач:

- Познакомить детей с разными жанрами русского устного народного творчества;

- Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками;    

- Познакомить детей с предметами старинного русского быта, их назначением;                

        - Развивать  творческие способности через знакомство с народно – декоративным искусством.

- Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русскому языку, русской культуре, природе)

Исходя из личного опыта, хочу предложить следующие формы работы:  

- Познавательные беседы, которые развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.

- Познавательные интерактивные занятия - понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать вести беседу, диалог.  По форме проведения представляют собой «игры  - путешествия» или «игры – открытия». Задача таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, возбудить любопытство, но и вызвать дальнейшую работу  мысли, потребность узнавать новое. Это, например, такие  занятия как: «Путешествие в прошлое ручки, часов, одежды, посуды, игрушки  и др.»; в ходе этих занятий как бы «разговаривают»  друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, дети задают много вопросов, и сами же отвечают на них в увлекательных практических действиях.

Обычно такие занятия проходят  в музее – горнице, созданном в нашем дошкольном учреждении.

                                

Хочу немного остановиться на одном из методических приёмов, который считаю очень результативным в проведении таких занятий. Это приём введения особого персонажа: хозяюшки – эту роль берёт на себя воспитатель (достаточно накинуть на плечи расписной платок и Вы – хозяюшка) или хозяина  горницы  - маленького человечка Жихарки   - так раньше молодца – удальца называли (его дети хорошо помнят по любимой сказке).

                                                                             

                       

Роль  Жихарки  «исполняет» кукла – мальчик.  Жихарка любит рассказывать о давнем

прошлом, его истории вызывают доверие детей, но он плохо ориентируется в современной жизни, поэтому часто просит детей рассказать о современных вещах, праздниках, затем сравнивают прошлое и настоящее, делают выводы.  В процессе общения между ребятами и Жихаркой  выстраивается живой диалог, а воспитатель служит как бы связующим звеном между ними.

Если во время занятия планируется продуктивная деятельность – воспитатель, нарядившись в народный костюм, выступает в роли  Марьи – искусницы или Кузьмы – работника (кузнеца и плотника), которые делятся своими премудростями с детьми и Жихаркой.

Обычно такие занятия проводятся один – два раза в месяц, являются комплексными и содержательно более насыщенными.

- Оформление в детском саду мини – музея и тематических уголков – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

Музей , созданный в нашем детском саду – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов. Ведь так интересно во время  рассказа  о внутреннем устройстве избы увидеть настоящий «красный угол», посидеть на   настоящей лавке за длинным столом, подержать в руках  старинную  домашнюю утварь. Ведь не зря  в народе говорят:  «Лучше  один раз увидеть, чем сто раз услышать». Во время посещения музея создаются условия для  самостоятельной творческой деятельности.

- Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.         

Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно – исторического опыта. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из пластилина, солёного теста, бумаги, картона, там же, в горнице, дети изготавливают понравившиеся им предметы.  Так, например, ребятами были изготовлены предметы русского быта: веретено, прялка, коромысло с вёдрами, детская люлька; вылеплены и расписаны народные игрушки, которые  дети  разместили в  групповом тематическом уголке  и с удовольствием обыгрывают  их.

                    

 - Предпраздничные посиделки – основная цель – подготовка к празднику. На посиделках разучиваются песни, игры, изготавливаются разные  предметы, необходимые для праздника (бусы, кокошники, маски, шумелки и т.д.); хорошо, если дети нарядятся в народные костюмы - ряженье повышает эмоциональный тонус и усиливает их восприятие.  

- Праздники.  Праздник, народный обряд  -  являются большой,  яркой и глубоко содержательной игрой.  Поэтому, проживая с детьми любимые  в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти  глубокий след

             E:\DCIM\102_PANA\P1020547.JPGF:\Оскаровне Срочно\DSC_0226.jpg

Обогащению знаний детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими праздниками как Рождество, Масленица, Пасха и др. Дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Масленица запоминается детям как праздник с блинами, скоморохами, хороводами и  «сжиганием чучела».  На Пасху детям нравиться обмениваться раскрашенными яйцами. Самый запоминающийся праздник – Рождество, он памятен детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжаться и ходить по детскому саду, петь, плясать и принимать угощения. Перед праздником мы в доступной форме знакомим детей с историей его возникновения, учим праздничные колядки, с помощью родителей готовим костюмы,  музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, балалайки и др. Дети желают всем, к кому бы ни заходили, здоровья, счастья, успехов: «Дай бог тому, кто в этом дому, пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница…». Их пожелания звучат не наигранно, искренне, а затем в шутливой форме дети просят  подарки, угощения: «Открывайте сундучки, доставайте пятачки, мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!» На прощание благодарят  хозяев: «Спасибо Вам хозяева добрые! Тем, кто детишек угощает, тому бог целый год помогает!»

- Народные игры. Невозможно представить праздники на Руси без игр. В русских народных играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются  потешками, считалками, забавными запевками, прибаутками. В младшем возрасте любимыми играми могут стать «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси – гуси». В старшем дошкольном возрасте – это «Ручеёк», «Заря – заряница», «Цепи кованые», «Жмурки», «Гори – гори ясно». Неизменным спутником народных игр всегда была песня; хороводные игры, основанные на соединении песни с движением, любимы и малышами и старшими детьми. Это игры «По ровненькой дорожке», «Заинька», «Каравай» и др.

C:\Users\Лидия\Desktop\народное\SI851846.JPG       C:\Users\Лидия\Desktop\народное\SI851841.JPGC:\Users\Лидия\Desktop\народное\SI851831.JPG

- Работа с родителями. В работе по приобщению детей к основам русской народной культуры мы активно привлекаем родителей. На информационном стенде. помещаем интересную информацию, подобранную родителями  и детьми о народных праздниках;  в разделе «Наблюдения в природе»  -  народные  приметы, пословицы и поговорки…, даём родителям рекомендации по  прочтению конкретной сказки - они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая  её смысл  и эмоции, ею вызываемые; придумывают свою концовку  и т.д.  Так же вместе с музыкальными и физкультурными руководителями  проводим праздники, ярмарки, где родители участвуют вместе с детьми (зачитывают пословицы и поговорки, водят хороводы, участвуют в народных играх). В группе с  помощью родителей  создан мини – музей «Народная игрушка», изготовлен макет «русского подворья», руками родителей сшиты куклы в русских народных костюмах.  В  музее – горнице детского сада проводим мастер – классы, во время которых  родителями и детьми были изготовлены разнообразные народные игрушки: дымковские, филимоновские, русские матрёшки, тряпичные куклы и куклы из ниток – все они так же заняли место в музее «Народной игрушки».

  E:\DCIM\103_PANA\P1030152.JPG                                               E:\DCIM\103_PANA\P1030205.JPG                                                                                                                                                                                                                   

Особую радость,  как детям, так и родителям доставили сделанные своими руками  движущиеся игрушки  по принципу «богородских». Здесь «мастера» проявили особое творчество: дети методом «оригами» сложили персонажей сказок, а родители изготовили «движущее устройство»; по окончании работы дети вместе с родителями разыгрывали знакомые сказки, сценки из песенок или потешек.      Очень интересно и необычно  в нашем детском саду  был реализован  проект «Сибирский валенок», который так же проводился  с активным участием родителей и завершился выставкой удивительных поделок, в основе которых был наш русский валенок.

Трудно переоценить подобные мероприятия, ведь  совместная деятельность, переживания, игры сближают и укрепляют семьи. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной  культуре в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Консультация для педагогов и воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, средствами художественно-эстетической деятельности»

        Приобщение к истокам русской народной культуры надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста знакомят детей с народным фольклором (потешками, песенкам...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для воспитателей   «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»...