Главные вкладки

    Статья. "Художественно-эстетическое развитие и воспитание дошкольников. Методы воспитания и обучения".
    статья (подготовительная группа)

    Еремина Наталия Ивановна

     Методы художественно- эстетического воспитания дошкольников: как общие , характерные для всех методик развития художественно-эстетических видо детской деятельности ,и как специфические для каждого направления

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Художественно-эстетическое воспитание дошкольников.

    Методы воспитания и обучения.

     Методы и приемы ознакомления детей с произведениями искусства (по Н.П. Сакулиной и Т.С. Комаровой)

    Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства. Рассматривая картины или скульптуру, они узнают знакомые предметы или явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Например, на занятии «Волшебная сила искусства», с которого начинается программа «Войди в мир искусства», дети знакомятся с основными видами изобразительного искусства через «подарки феи», присланных детям: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство (ДПИ). При этом используются приемы создания сюрпризного момента погружения в воображаемую ситуацию.

     Среди других, не менее распространенных игровых приемов можно назвать предложение воспитаннику поставить себя на место ребенка, выступающего действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. Этот прием рекомендован Н.П. Сакулиной и Т.С. Комаровой.

     В следующий раз можно организовать игру в «магазин» , где продаются открытки с изображением произведений искусства, и дети будут сами выбирать их рассказывать, почему они им понравились. При этом игровые методы работы сочетаются со словесными, например. В ходе моделирования специальных соревновательных ситуаций типа «Кто больше увидит на картинке?». При этом очень важно практиковать повторное рассматривание  картин - знакомое произведение вызывает оживленные высказывания, благодаря чему отмечаются стороны и детали , не замеченные в первый раз.

     Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и явления, их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины и замысел автора. При этом активно используется наглядные и словесные методы и приемы работы с детьми.

     К наглядным методам относится рассматривается отдельных произведений или специально подобранных серий картин , скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного вида искусства. Кроме того, со старшими детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и по содержанию, поощряется самостоятельное рассматривание  детьми произведений искусства в детском саду и вне его.

      К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится беседа, направленная на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что  изображено, но и как изображено. Это  и метод сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения, и прием демонстрации детям  образа рассказа воспитателя, который должен создавать определенное настроение, опираться на образы  из произведений художественной литературы( поэтому он может зачитать строки стихотворения , отрывок из сказки, рассказа)- быть образным, выразительным и интересным для детей. Кроме того, воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном. Так описывает методы работы с детьми Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова в книге «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию».

     Несколько по - иному описывает методы  ознакомлению дошкольников с искусством М.В. Мацкевич в программе «Войди в мир искусства». Автор считает, что основным методом должен  быть игровой . так, вначале занятий,  открывающий каждый тематический блок , в гости к детям приходят два кукольных персонажа: петрушка и Кот Ученый. Ученый воплощает собой мир культуры , это всезнающий энциклопедист, а Петрушка – непоседливый недоросль, своеобразный носитель недокультуры. В начале курса дети просто общаются с обеими персонажами, причем воспитатель корректирует  культуру этого общения: уважительное и даже светское обращение  к Коту и строго аргументированное к Петрушке. В конце цикла дети уже могут сами взять их роли и провести своеобразный диспут на выпускном вечере по сценарию воспитателя. В процессе каждого такого занятия он применяет не только вопросно-ответный метод, и своеобразные «сократовские « беседы, т.е. путем выстроенных вопросов подталкивает детей к самостоятельному  оптимальному ответу. Здесь от воспитателя требуется владение педагогическим мастерством - провести этот диалог ненавязчиво и тонко, так, чтобы у детей  возникло полное ощущение самостоятельности их открытий, маленьких и больших. Таким образом, используя игровые методы драматизацию, упрощая объяснения, воспитатель излагает все достаточно «всерьез», без схематичной примитивности, с помощью мастерского владения материалом, артистической интуиции и юмора, вносящего согревающую интонацию в ход занятия и способствующего разрядке при усталости, а иногда и элемента иронии.

     Описывая методы ознакомления детей с произведениями искусства, нельзя не заметить , что они отражают классификацию методов обучения , а не воспитания. Поэтому, рассматривая проблемы и пути приобщения детей к искусству, нельзя не затронуть группу методов художественного воспитания  дошкольников. Среди них можно выделить как общие, характерные для всех методик развития художественно-эстетических видов детской деятельности, и как специфические для каждого направления работы.

     Общие методы художественно-эстетического воспитания включают:

      - формирование эстетического сознания- сюда входят методы побуждения к сопереживанию(сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное и метод убеждения;

    - организацию художественной деятельности – к ней относят метод приучения, упражнения в практических действиях направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у ребенка;

    -стимулирование и активизацию художественного творчества - к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения подразумевает направленное воспитателем творчество детей, создание ситуаций для него. Этот  метод механизм развития детей.  В свою очередь проблемные ситуации служат средствами активизации данного механизма и побуждают  детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

     Свою специфику вышеперечисленные методы приобретают применительно к тому виду детской деятельности  который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания. Например, в методике развития музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования элементов музыкального языка( группа методов организации художественной деятельности), он позволяет понять и дать почувствовать ребенку  в доступной и обозримой для него форме особенности выразительных средств  их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика и темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен. В отличие от метода побуждения к творческим проявлениям, метод моделирования – механизм обучения детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой"

    В статье представлены примеры практической организации непосредственно образовательной деятельности детей 3-4 лет при ознакомлении с природой....

    Статья ,, Художественно- эстетическое развитие и его значение для дошкольников"

    Не только дошкольники , но и взрослые люди любят рисовать, лепить, петь, танцевать. По природе своей в любом человеке заложено прекрасное. Дети в дошкольном учреждении особенно любят такие з...

    Статья "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой".

    Главная задача в эстетическом воспитании средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимател...

    Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".

    Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста....

    Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".

    В современном обществе очень ценится творчество. К тому же творческие профессии очень востребованы и практически одни из самых популярных. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедре...

    Статья . Художественно-эстетическое воспитание дошкольников

    Статья в сборник. Тема: «Формирование системы художественно-эстетического развития дошкольника в процессе развития декоративно-прикладного творчества» Воспитатели, Муниципальное бюджетное ...

    «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

    Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...