Статья "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой".
статья (средняя группа) на тему

Литвиненко Ольга Юрьевна

Главная задача в эстетическом воспитании средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1042157_1.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 Тимашевский район

Тема статьи:

«Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в  процессе ознакомления с природой»

                     

                      Подготовила

                                                                   Воспитатель: Литвиненко О.Ю.

                                          2018г.

«Художественно – эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление  с природой».

Художественно-эстетическое воспитание - процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека  возвышенных чувств и поведения.

Дошкольное детство  – пора наиболее  оптимального приобщения ребёнка  к миру прекрасного. Мощным средством  художественно-эстетического воспитания является окружающая нас природа. В. А. Сухомлинский писал «Мир окружающий ребёнка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений , с неисчерпаемой красотой».  Природа является одним из факторов , влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни ребёнка природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Главная задача в эстетическом воспитании средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Ознакомление детей с природой мы осуществляли в разнообразных формах: в образовательной деятельности, экскурсиях, в  труде, в играх и экспериментальной деятельности.

 Наиболее эффективным методом приобщения ребёнка к природе является наблюдение. В процессе наблюдения  у  ребенка включены  все  анализаторы:  зрительный  -  ребенок  видит   размеры,   цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит  шум  ветра,  плеск  воды  в реке, стук  капель  дождя,  шелест  листьев,  журчанье  ручейка  -  все  это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить -  сладкий  вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и  луговой  клубники.Осязание - это  вторые  глаза  ребенка.  Ощущая  предметы  природы,  ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек.  А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах  тополиных почек после дождя, запах весны, запах  теплой  земли,  нагретой  от  солнца. Недаром  К.Д.Ушинский  писал,  что  ребенок   «мыслит   формами,   красками, звуками». В наблюдении важно обеспечить самую разнообразную активность детей (эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную)

Работа по развитию у дошкольников эстетического восприятия начинается с ознакомления с объектами и явлениями природы ближайшего окружения. Много новых интересных впечатлений приносят детям летние наблюдения в природе. На прогулке мы  обращаем внимание детей на яркие цветы, порхающих бабочек; слушаем пение птиц, шум дождя и ветра; любуемся цветущим лугом. Дети с большим интересом наблюдают, как из семян появляются всходы, затем растения зацветают и совсем скоро у них созревают семена.

 С малых лет мы учим детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба, но и вносить свой посильный труд в её преумножение. Дошколята охотно трудятся на огороде: поливают и рыхлят грядки с овощами, полют сорняки. Труд детей на огороде сопровождается рассказами и объяснениями. Так, например, во время прополки лука ,мы говорим детям: «Сорнякам не место, там, где растут культурные растения. Но там где они не мешают полям и огородам, к ним надо относиться бережно. Ведь каждая травинка, каждый простой цветок по- своему красивы интересны и даже полезны».

Особенно сильное эстетическое воздействие на ребёнка оказывают произведения художественной литературы. Чем ярче художественный образ, тем эмоциональнее малыш воспринимает природу. Однажды  во время наблюдения за берёзой мы прочитали стихотворение А. Прокофьева «Берёзка». Поэтическое слово вызвало у детей эмоционально-творческое настроение. Слушая и запоминая содержание художественного произведения, дети не только узнавали о природе нечто новое, но, главное, приобретали опыт переживания, развивались эстетически.

 Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Мы объясняем деткам, что  этого делать нельзя, что ими нужно любоваться. Дети «превращаются в бабочек», бегают и размахивают крылышками. Так  постепенно малыши учатся понимать и беречь природу. Все растения и животные становятся их добрыми знакомыми.  В ненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, проводим наблюдения за объектами уголка природы. Проследим это на примере наблюдения:

Обращаюсь к детям: «Посмотрите, какое чудесное растение!» (дети несколько секунд рассматривают, любуются.) Затем обращаю внимание на длинные стебли, большие красивые листья у пятнистой бегонии. «На листочках-ладошках светлые пятнышки. Эту красавицу так и зовут- бегония пятнистая. Давайте скажем ласково « бегония пятнистая». Еще раз любуемся. Затем выставляю рядом на стол другое растение – бегонию вечно цветущую и обращаюсь к детям: «А теперь поглядите на другое растение. Это тоже бегония, только она совсем другая, какая?» Рассматриваем ее вместе с детьми. Слушаю их высказывания и перехожу к деталям: «Есть у нее пятнышки? (нет) А какого цвета листочки? (красные) Посмотрите, у красной бегонии цветочки есть, как их много! Покажите их».  В конце наблюдения отмечаю, что оба растения носят одно имя, но они разные. Далее с улыбкой читаю стихи, сопровождая чтение жестикуляцией, а дети снова любуются растениями.

                                 Стоят на подоконнике

                                 Красавицы – бегонии

        Листики – ладошки

        Подставляют солнышку.

        Смотрите, они разные!

        У той – листочки красные,

        У этой – все зеленые,

        В крапинку веселую…

        До чего же хороши –

        Полюбуйтесь малыши.

 Очень часто в своей работе с детьми используем дидактические игры. Охарактеризуем некоторые из них.

«Четыре картинки»

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т. д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

 «Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.Воспитывать эстеическое восприятие.

Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами..

Игра  « Детки на ветке».

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: Детки, найдите свои ветки ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

 Решая задачи, поставленные в дидактической игре, дети учились рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, и это способствует развитию речи, обогащает словарный запас, дети учатся играть вместе. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, на эстетическое развитие.

Наряду с дидактическими играми проводили экспериментальную деятельность ,в процессе которой знакомили дошкольников с природными материалами, со свойствами различных предметов, закрепляли элементарные  представления о форме, величине, цвете, развивали тактильные ощущения.

В своей работе много внимания мы уделяем сотрудничеству с родителями. На родительских собраниях были сделаны сообщения на следующие темы: «Влияние природы на развитие ребёнка дошкольного возраста», « Связь экологического  и эстетического воспитания», даны рекомендации по организации  зоны природы в домашних условиях. Периодически в родительский уголок помещаются материалы  консультаций на такие темы, как: «Роль комнатных растений  в эстетическом воспитании детей», « Летний отдых с ребёнком». Предлагаем родителям принять участие в совместных играх, конкурсах, экскурсиях.

 Опыт работы позволяет утверждать, что со временем  у детей происходят качественные изменения в эмоциональном восприятии окружающего мира. Дети начинают понимать и замечать красоту природы, устанавливать элементарные связи и зависимости , чувствуют радость от общения с ней.

         .

Литература

  1. Ветлугина Н.А., Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада .- М: Просвещение, 1995.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Коробова М.В., .Малыш в мире природы. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Рыжкова Н.А., Экологическое воспитание в детском саду. – М: Карапуз, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...