Занятие-экскурсия для детей подготовительной группы «Зима-чародейка»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Вдовина Оксана Владимировна

Картинная галерея нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картины21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 г. Пугачева Саратовской области»

Занятие-экскурсия

для детей подготовительной группы

«Зима-чародейка»

Воспитатель: Вдовина О.В.

1 квалификационная категория

2019 г.

Занятие-экскурсия  «Зима-чародейка».

Цель: Формирование у детей положительных эмоциональных впечатлений в процессе восприятия художественного образа зимы, воплощённого на полотнах великих художников.

Репродукции картин. Л.И. Бродская «Морозное утро», С.Ю. Жуковский «Лесная дорога», А.К. Саврасов «Зима», Ю.Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу», И.И. Шишкин «На севере диком…».

Словарь. Шедевр, виды пейзажа, выразительность образа, светотень, красота зимнего леса.

Оборудование и материал. Стойки для картин, «Коробка открытий», птица (муляж), кормушка, шесть отрезов ткани по размерам картин.

Ход занятия-экскурсии. Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках (все картины закрыты тканью) и игровую зону, в которой в центре ковра находится «Коробка открытий».

Педагог приглашает ребят в игровую зону, размещает их на ковре вокруг «Коробки открытий» и просит достать предметы, находящиеся в ней (кормушку, семечку, игрушку-птицу), называя их. Вопрос детям: Как связаны эти предметы между собой? Где можно увидеть кормушки? Где можно встретить птиц?

Выслушав ответы ребят, педагог предлагает перейти в галерейную зону и, открывая первую картину, рассказывает о ней.

Художница Лидия Исааковна Бродская встретила зимующих птиц, снегирей, в лесу, и эту встречу она изобразила на картине «Морозное утро».

Звенящая тишина, неспешно поднимается солнце, просыпается лес, начинается ещё один зимний день. На переднем плане – молодые ёлочки и деревца, покрытые снегом и инеем. На их ветвях удобно устроились снегири; не сразу заметно, что птиц – три. Детям предлагается найти третью птицу. На заднем плане видна заснеженная поляна или замёрзшая река, по берегам которой находится лес. Зимой, когда ветви деревьев покрываются инеем, лес кажется сказочным. Серебристые деревья – как хрустальные фигурки в замке Снежной королевы. Только попасть в тот лес сложно, не  видно даже тропинки. Художница Л.И. Бродская предлагает зрителю издалека любоваться чарующей красотой зимнего леса.

Продолжая рассказ по картинам, педагог загадывает загадку:

Куда бежит, сама не знает.

В степи ровна, в лесу плутает,

 Споткнётся у порога.

Что это? (Дорога)

После того как дети отгадали загадку, педагог открывает картину Станислава Юлиановича Жуковского «Лесная дорога».

Главная героиня произведения – дорога. Кажется, что даже деревья расступаются, давая ей возможность проложить путь через лес. Тени деревьев оставляют на белом снегу тёмно-синие линии. Такое возможно только в солнечную погоду. Игра света и тени – один из художественных приёмов: не изображая солнце, передать на картине солнечный свет.

Многие художники, рисуя дороги и тропинки, указывают на незримое присутствие человека. Вопрос детям: кто и куда мог бы ехать или идти по зимней дороге? Выслушав ответы, педагог делает обобщение: «На резвой тройке белогривых лошадей с бубенцами весёлый народ отправился в гости в соседнюю деревню».

Педагог открывает картину Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого «Слобода Берендея». Слобода – это то место, где селились люди. Сегодня такие поселения называются сёлами, деревнями. Берендей – добрый царь, который управляет слободой, отсюда и название – слобода Берендея. В сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка» так описывается слобода: «….Дворцы, дома, избы - все деревянные, с причудливой резьбой; в окнах огни». Зима расстаралась здесь на славу – высокие сугробы намела – до самых окон, а на крыши домов надела снежные шапки. Высокие ели с повисшими от тяжести снега ветками возвышаются над домами, из труб которых идёт дым. Вопросы детям: что это за дым? Где жители слободы?

Далее ребятам предлагают перейти в игровую зону, встать в круг и поиграть в словесную игру «Мне нравится зима, потому что …». Цель игры – повышение речевой активности детей. Педагог, держа в руках птицу-муляж, говорит: «Мне нравится зима, потому что я люблю кататься на коньках», затем передаёт птицу ребёнку.

По окончании игры дети возвращаются в галерейную зону, педагог открывает картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Зима». Вопрос ребятам: что художник изобразил? Выслушав ответы, педагог делает обобщение. На полотне изображён один из зимних дней. На первый взгляд кажется, что день пасмурный, но если внимательно рассмотреть пейзаж, то можно увидеть среди облаков небольшие просветы голубого неба, на снегу – ярко-белые пятна, а на заднем плане – дом, освещённый солнцем. На переднем плане картины хорошо видна тропинка. Проходящая мимо молодой заснеженной ели, старого дерева и забора из сухих веток, она ведёт к дому.

Покосившаяся изба с выбеленными стенами и соломенной крышей, стоящая на окраине деревни, привлекла взгляд живописца. Заходил ли он в неё погреться или попить чаю, зрителю неизвестно, как неизвестно и то, кто в ней живёт. Может быть, хозяйка дома – это бабушка; увидев в окно художника, она затопила печь и принялась печь пирожки. А вот снегири, сидящие на ветке дерева, наоборот, никакого внимания не обращают на всё происходящее, да и ворона, усевшаяся на крыше, никогда не узнает о том, что навсегда останется на картине великого мастера.

Перед тем как открыть произведение Юлия Юльевича Клевера «Зимний закат в еловом лесу», педагог загадывает загадку:

Удивилась очень Катя,

Посмотрев в оконце:

Почему-то на закате

Стало красным ….(солнце).

Поразительное явление природы запечатлел художник – закат. Солнце всходит и заходит каждый день, это длится всего несколько минут, и не каждый раз удаётся вдоволь полюбоваться этим зрелищем. И только на картине мгновение остановилось, давая возможность рассмотреть всё до мельчайших подробностей. Создаётся впечатление присутствия в театре; сидящий зритель, будто с первых рядов, наблюдает за спектаклем, в котором главный герой – солнце, оно в декорациях елового леса, окрашивая небо и могучие ели в багровые тона, разливаясь по льду ручья, показывает всю красоту зимнего пейзажа.

Единственным зрителем на тот момент оказался Юлий Юльевич Клевер. Поваленные деревья, отсутствие тропинок и дорог указывают на непроходимые для человека места. Но открывшийся с этого места вид заворожил его. С уходом солнца еловый лес медленно погрузится в темноту, и наступит антракт.

Педагог открывает следующее полотно – Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…».

Ночью спектакль продолжится. На картине взору открываются необъятные просторы северного края, похожие на снежное царство. На фоне синего неба на самой вершине горы стоит высокая красивая сосна, ветви которой украшает снежное покрывало. Под тяжестью снега ветви клонятся вниз, будто сосна вышла на поклон, и театральные софиты освещают главную героиню. Вопрос детям: откуда же этот свет? Лунный свет озаряет вершину скалы. Однажды поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение (педагог читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»);

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

В этом четверостишии одеяние сосны сравнивается с ризой. Риза – одежда священников, сшитая из блестящей парчовой ткани: золотой или серебристой.

Художнику Ивану Шишкину так понравились эти строки, что он решил написать картину с таким же названием. Получился удивительный шедевр мировой живописи. Для написания этого произведения мастер использовал белые, синие краски; написано это полотно в холодных тонах.

Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает подойти к репродукциям ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра рекомендуем задавать детям вопросы, направленные на активизацию эмоциональных проявлений:

  1. Какая картина у вас вызывает чувство радости, грусти?
  2. Почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Зима-чародейка"

Конспект образовательной деятельности по направлению "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе по теме "Зима-чародейка"....

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...