Консультация для педагогов «Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ»
консультация
На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса. Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_kak_sredstvo_povysheniya_kachestvo_obrazovaniya_v_dou.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: методист
ГБДОУ детский сад № 50
Адмиралтейского района СПб
Гладилина Ирина Валерьевна
Консультация для педагогов
«Проектный метод, как средство повышения
качества образования в ДОУ»
На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса. Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектирования.
Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического использования. Метод проектов опирается на принципы исследовательской, творческой, познавательной и продуктивной деятельности детей
Проектная деятельность в ДОУ — эффективная образовательно-воспитательная методика, поэтапная практическая работа, которая: позволяет расширять диапазон предметных знаний и практических навыков, развивать творческие способности детей; способствует формированию необходимых для обучения в школе компетентностей; обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольника; стимулирует настойчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность.
Педагоги используют природную любознательность детей для того, чтобы заинтересовать их проектно-исследовательской деятельностью, которая, в свою очередь, учит на практике использовать теоретические знания, отмечать взаимосвязь предметов и явлений, направлена на раскрытие способностей, творческой и интеллектуальной одаренности детей.
Независимо от темы проектной деятельности в ДОУ, она имеет стратегическое значение и для дошкольников, и для воспитателей, которые в процессе подготовки и курирования проекта вынуждены проявлять креативность, нестандартное мышление, тщательно планировать работу в соответствии с возможностями и интересами детей, изучать новые педагогические приемы и технологии. В результате качество дошкольного образования и уровень профессионального мастерства воспитателей неустанно растет. Следовательно, работа над проектами в детском саду реализует как глобальные цели, так и более практические: развитие творческих способностей детей, коммуникабельности, любознательности, ответственности; стимулирование гибкости мышления, познавательного интереса; получения опыта исследовательской деятельности, инициативности, самостоятельности, уверенности в принятии решений; формирование практики работы в команде, общеучебных навыков и базовых компетенций; опыт выполнения дифференцированных задач, применения на практике теоретических знаний.
К достоинствам метода проектов также можно добавить, что проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что взрослым в этом процессе отводится вторичная роль помощников, но не руководителей, поскольку главенствующие функции ведущего получает ребенок, который подчиняет проектную деятельность своему любопытству и интересам. Все это обуславливает взаимодействие на принципах равноправного сотрудничества или партнерства и полный отказ от авторитарного педагогического воздействия.
Цели проектной деятельности в ДОУ основываются на осознании детьми границ знания и стремления выйти за их пределы. Природная любознательность дошкольников усилиями педагогов и членов семьи направляется в нужное русло, что не только обеспечивает баланс между теорией и практикой, но и служит достойным стимулом для познания нового, поиска ответов на возникающие у детей вопросы.
Именно поэтому проектная деятельность в ДОУ по ФГОС отвечает следующим требованиям:
- Во главу угла ставятся жизненные ситуации и проблемы, с которыми сталкивается ребенок.
- Учебные проблемы не могут становиться предметом проектной деятельности. Задавая вопросы об окружающем мире, предметах и явлениях, ребенок поднимает актуальные для него темы, которые и должны рассматриваться в рамках метода проектов (навязывание темы со стороны родителей или воспитателя нивелирует результаты работы).
- Предметом реализации посредством проектной деятельности могут быть только сложные и нелинейные проблемы, которые требуют ресурсных и трудозатрат, значительной доли усердия от ребенка. Вопросы, поиск ответов на которые не вызывает затруднений, не могут становиться темой детского проекта.
- Результатом работы над проектом должен быть определенный продукт, который малыши смогут представить на завершающем этапе деятельности.
- Работа ведется в установленных временных и ресурсных рамках, что способствует более ответственному отношению детей к работе, тщательному планированию каждого этапа деятельности, прогнозированию результата.
В процессе получения итогового продукта дошкольники получают необходимые компетентности, навыки и знания. Следовательно, проектная деятельность — совместная работа воспитанников детского сада и взрослых по планировании и организации поиска ответа на интересующий ребенка вопрос, которая завершается социально-значимым результатом.
Работа над проектом ведется только в тесном взаимодействии детей и взрослых, что способствует улучшению навыков коммуникабельности, гибкости мышления, формированию чувства ответственности, уверенности в своих силах и стремления довести дело до конца.
Примечательно, что задачи, которые ставит проектная деятельность в ДОУ отличаются в зависимости от возраста воспитанников. И хотя метод проектов рекомендуют практиковать с детьми старшего дошкольного возраста, опытные педагоги нередко используют его и с младшими дошкольниками. В этом случае необходимо учитывать специфичность задач, характерных для каждой возрастной группы. Младшие дошкольники в ходе реализации проектной деятельности выполняют три вида задач: входят в созданную воспитателем проблемную игровую ситуацию (педагог выполняет ведущую роль); проявляют желание искать выход из сложившейся ситуации (действуют совместно с воспитателем); демонстрируют предпосылки поисковой деятельности (практическая реализация). Старшие дошкольники: дети проявляют зачатки интеллектуальной инициативы и поисковой деятельности; практикуют поиск различных методов решения проблемы сперва при помощи воспитателя, а после и самостоятельно; учатся подбирать разные варианты методов для решения поставленной задачи; стремятся использовать специальные термины и фразы, чтобы на равных вести беседы со взрослыми и сверстниками, осуществляя проектную деятельность.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.
Использованы материалы с сайта: https://www.resobr.ru/article/63456-qqq-19-m6-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-doshkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: " Проектный метод в деятельности ДОУ"
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...
Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста
Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил...
Консультация для педагогов "Проектный метод в деятельности ДОУ"
План1. Введение2. Вариативность использования интегрированного метода.3. Примерный план работы воспитателя по подготовке п...
Консультация для воспитателей "Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи"
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенд...
Консультация для педагогов "Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ в ДОУ"
Количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи &ndash...
Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ как инновационный метод познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
цель: познакомить педагогов с проектным методом в педагогической деятельнрости...
Консультация для педагогов "Проектный метод - эффективный метод формирования первых профессиональных представлений обучающихся"
Консультация для педагогов "Проектный метод - эффективный метод формирования первых профессиональных представлений обучающихся"...