Становление осознанного отношения к окружающему в процессе игровых обучающих ситуаций
статья

Михайлова Анна Александровна

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.

 Огромную роль в образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
В дошкольном возрасте начинается ста­новление осознанного отношения детей к объектам живой природы, находящихся в сфере их досягаемости. Такое отношение включает интеллектуальный и эмоциональный компоненты. Интеллектуальный компонент обеспечивается усвоением систематизированных знаний о взаимосвязи живого организма с условиями его жизни, роста и раз­вития;   эмоциональный - игровой формой подачи этих знаний.  Осознанное отношение к природе проявляется в разных формах самостоятельного поведения детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и Для повышения эффективности экологического образования  используются разнообразные формы и методы работы. Игровые технологии:  экологические  ролевые игры; дидактические игры, имитационные игры, соревновательные игры, игры-путешествия, игровые  обучающие ситуации (ИОС).
Роль игровых технологий состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
В игре дети  усваивают  знания  на основе игровой мотивации и положительных эмоций, что способствует формированию осознанного отношения к природе.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. 

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
Ознакомление дошкольников с природой может осуществляться посредством специально создаваемых игровых обучающих ситуаций (ИОС), которые привносятся на занятия в форме регламентированной игры воспитателя с детьми. Все элементы   ИОС (сюжет, ролевое по­ведение воспитателя, его игровые действия и пр.) несут на себе дидактический смысл и направлены на выполнение программного со­держания занятия. Включение игровых обучаю­щих ситуаций (ИОС) в учебно-воспитательный процесс позволяет решать задачи по формированию у дошкольников представлений о природе, направленные на развитие осознанного отношения к живым су­ществам в доступной эмоционально-игровой форме.
ИОС имеют разностороннее воспитывающее влияние на детей: формируют заинтересованное отношение к материалу занятия, создают положительный эмоциональный фон и возможность активного про­явления для всех дошкольников;   позволяют специально создавать и включать в обучение проблемные ситуации различного характера с целью эстетического, умственного или нравственного развития де­тей при знакомстве с явлениями или объектами природы.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.

Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то использование игровых технологий, является эффективным средством в экологическом образовании дошкольников. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_anya.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.

 Огромную роль в образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанного отношения детей к объектам живой природы, находящихся в сфере их досягаемости. Такое отношение включает интеллектуальный и эмоциональный компоненты. Интеллектуальный компонент обеспечивается усвоением систематизированных знаний о взаимосвязи живого организма с условиями его жизни, роста и развития;   эмоциональный - игровой формой подачи этих знаний.  Осознанное отношение к природе проявляется в разных формах самостоятельного поведения детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и Для повышения эффективности экологического образования  используются разнообразные формы и методы работы. Игровые технологии:  экологические  ролевые игры; дидактические игры, имитационные игры, соревновательные игры, игры-путешествия, игровые  обучающие ситуации (ИОС).
Роль игровых технологий состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
В игре дети  усваивают  знания  на основе игровой мотивации и положительных эмоций, что способствует формированию осознанного отношения к природе.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. 

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
Ознакомление дошкольников с природой может осуществляться посредством специально создаваемых игровых обучающих ситуаций (ИОС), которые привносятся на занятия в форме регламентированной игры воспитателя с детьми. Все элементы   ИОС (сюжет, ролевое поведение воспитателя, его игровые действия и пр.) несут на себе дидактический смысл и направлены на выполнение программного содержания занятия. Включение игровых обучающих ситуаций (ИОС) в учебно-воспитательный процесс позволяет решать задачи по формированию у дошкольников представлений о природе, направленные на развитие осознанного отношения к живым существам в доступной эмоционально-игровой форме.
ИОС имеют разностороннее воспитывающее влияние на детей: формируют заинтересованное отношение к материалу занятия, создают положительный эмоциональный фон и возможность активного проявления для всех дошкольников;   позволяют специально создавать и включать в обучение проблемные ситуации различного характера с целью эстетического, умственного или нравственного развития детей при знакомстве с явлениями или объектами природы.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.

Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то использование игровых технологий, является эффективным средством в экологическом образовании дошкольников. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ( в форме деловой игры) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ. «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ»

Цель: Повышение эффективности  процессуальной деятельности педагогов и внедрение современных воспитательных технологий в воспитательно – образовательный процесс....

Использование игровых обучающих ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников.

Воспитатель МБДОУ «Атемарский  д/с № 1  «Теремок» Глазкова И.В.Детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитани...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ( в форме деловой игры) «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ»

- Повысить эффективность педагогического процесса посредством изучения материалов педагогов – наставников «Умные игры для малышей» педагогами в индивидуальном порядке.- Использовать дидактические игры...

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РИНГ «Использование театрализованных игр и игровых обучающих ситуаций, с детьми в образовательном процессе, разных возрастных групп»

МОАУ «ООШ №22 г.Орска» дошкольные группы «Светлячок»  ТЕАТРАЛЬНЫЙ РИНГ«Использование театрализованных игр и игровых обучающих ситуаций, с детьми в образовательн...

«Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций»

laquo;Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в процессе использованияигровых обучающих ситуаций»...

Мастер-класс "Использование театрализованных игр и игровых обучающих ситуаций с детьми в образовательном процессе разных возрастных групп"

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду. Развитие фантазии и творческих способностей....