ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №2
рабочая программа (средняя группа)

Лекомцева Елена Юрьевна

           Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития детей, на овладение нормами и правилами родного языка, на развитие коммуникативных способностей, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие, развитие культуры чувств.

             Педагогическая целесообразность программы: способствует развитию речи детей, овладению нормами и правилами родного языка, развитию коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_modul_2.doc425 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Российская Федерация

                                                   Калининградская область

Управление образования Гурьевского городского округа

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Алёнка»

Определена и принята

на педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад №21

«Алёнка»

Протокол № 1

от ___ ____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № _______– АД

от ___  _____________ 2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

                               ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                            социально-педагогической направленности

«В гостях у сказки»

 

                                                     Модуль №2

Возраст детей: 4 - 5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель программы:

Лекомцева Елена Юрьевна, 

воспитатель

г. Гурьевск

                                                                           2018

Структурные элементы дополнительной общеразвивающей программы

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка с обоснованием:
  • направленности и уровня освоения программы,
  • новизны,
  • актуальности,
  • педагогической целесообразности разработки и реализации программы,
  • соответствия действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам,
  • необходимости использования современных идей, технологий,
  • отличительных особенностей программы от существующих,
  • основных идей, на которых базируется программа, её своеобразие,
  • принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д.,
  • возрастно-психологических особенностей воспитанников,
  • принципов формирования учебных групп, количества воспитанников,
  • сроков реализации программы, количества учебных часов, необходимости этапов обучения.

1.2.Цель и задачи программы.

1.3.Содержание программы.

      1.3.1.Учебный план с указанием (описанием):

  • разделов, тем, логики (последовательности) их изучения,
  • общего количества учебных часов по каждому разделу, теме, с разбивкой на теоретическую и практическую работу,
  • форм промежуточного и итогового контроля.

   1.3.2. Содержание учебного плана

(представлено описанием каждой темы учебного плана с указанием содержания теоретического материала и практических заданий).

1.4. Планируемые результаты формулируются с учётом цели и задач программы:

  • знания и умения, которые должен приобрести воспитанник в процессе занятий по программе,
  • компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.

Блок №2.Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график.

2.2. Условия реализации программы с указанием:

  • материально-технического обеспечения (характеристика помещения для занятий по программе),
  • перечня оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество воспитанников),
  • информационного обеспечения (аудио-, видео-, фото-, интернет источники),
  • методического обеспечения,
  • кадрового обеспечения (педагоги, занятые в реализации программы, необходимые компетенции).

2.3. Формы аттестации (перечисляются согласно учебному плану).

2.4. Оценочные материалы с указанием перечня (пакета) диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанниками планируемых результатов.

2.5. Методические материалы (в табличной или текстовой форме) с указанием:

  • методов обучения,
  • форм организации образовательного процесса,
  • форм учебного занятия,
  • педагогических технологий,
  • дидактических материалов.

2.6. Список литературы.

                                                     МОДУЛЬ 2

Дополнительной общеразвивающей программы «В гостях у сказки»                  

                                                  (далее – ДООП)

(средний дошкольный возраст 4-5 лет средняя группа)

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы» (далее – программы) «В гостях у сказки»                   

  1. Пояснительная записка с обоснованием:

           Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку, используя в помощь мнемотехнику. Программа «В гостях у сказки»  составлена на основе методических рекомендаций Т.В. Большевой «Учимся по сказке»: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

 Направленность данной программы – социально – педагогическая,  реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.

             Уровень программы – стартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

             Новизна программы заключается в том, что в ней используются инновационные методы такие, как мнемотехника, метод игрового - проблемного моделирования, метод наглядного моделирования, метод маленьких человечков, элементы ТРИЗ.   

           Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития детей, на овладение нормами и правилами родного языка, на развитие коммуникативных способностей, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие, развитие культуры чувств.

             Педагогическая целесообразность программы: способствует развитию речи детей, овладению нормами и правилами родного языка, развитию коммуникативных способностей.

           Нормативной базой для разработки вышеуказанной образовательной деятельности являются следующие нормативные документы:

  •      Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.;
  • Устав МАДОУ;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726 – р) (далее – федеральная Концепция);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (далее – СанПиН);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации).

            Отличительная особенность данной программы в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями, обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей. Программа рассчитана на детей, у которых есть проблемы в речевом развитии.

                    Возрастно-психологические особенности воспитанников 4-5 лет. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Дети этого возраста могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

                 Основной идеей, на которой базируется программа – это создание условий для развития у детей позитивной социализации, личностного роста, развитие инициативы на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками.

             Срок реализации программы.

Данная программа рассчитана на четыре возрастных периода  дошкольного возраста детей, каждый возрастной период является отдельным модулем  программы: 1 модуль – младший дошкольный возраст,  2  модуль - средний дошкольный возраст, 3 модуль – старший дошкольный возраст, 4 модуль – подготовительная группа; каждый модуль может реализовываться отдельно.

Форма обучения – очная, занятия – подгрупповые.

Объём программы составляет - 1 занятие в неделю, 4 занятий в месяц, 36 занятий в год и включает в себя три образовательных компонента:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть;
  • диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, обследования, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и дидактический материал.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме математической, познавательно - речевой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения  программы.

1.2. Цель освоения программы: развитие речи у детей дошкольного через ознакомление со сказками, с помощью мнемотехники.

Задачи воспитания и развития детей среднего возраста от 4 лет до 5 лет:

образовательные: 

-продолжать обучать детей рассказыванию знакомой сказки по мнемодорожке, мнемотаблице, иллюстрациям, по моделям;

-учить моделированию сказки, составлению нового сюжета знакомой сказки;

развивающие: 

-закреплять умение в подборе синонимов, антонимов, однокоренных слов;

-способствовать развитию познавательных психических процессов;

воспитательные:

-продолжать воспитывать любовь к народным сказкам;

-совершенствовать эмоциональную сферу детей, умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого человека.

1.3.Содержание программы.

1.3.1. Учебный план с указанием (описанием)

Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей «В гостях у сказки»  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.  

Название

Вид

Количество

Количество

Количество

подгрупп

Количество

воспитанников

(всего) 

п/п

дополнительных платных

образовательных услуг

занятий

учебных

месяцев

учебных

занятий  

в неделю, продолжительностью.

1

ДОП «В гостях у сказки»                   

подгрупповая

Сентябрь 2018 –

Май 2019

1

1 подгруппа

10

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые  разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Продолжительность   занятий по дополнительной  программе «В гостях у сказки»                    составляет – 20 минут.

Наименование и № разделов

Объём (час., мин.)

всего

теоретические

практические

Раздел 1

Развитие речи у детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники.

680 мин.

180 мин.

500 мин.

Раздел 2

Диагностика.

40 мин

10 мин.

30 мин.

Объём программы по темам 

№ Раздела и наименование

№ Темы и наименование

Объём программы (час., мин.)

Всего

Теоретические

Практические

Раздел 1

Развитие речи у детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники

Тема 1

Развитие речевых способностей, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматически правильной речи.

250 мин.

50 мин.

200 мин.

Тема 2

Развитие мелкой моторики через ознакомление со сказками.

110 мин.

40 мин.

70 мин.

Тема3

Развитие мышления и творческого воображения.

250мин.

50 мин.

200 мин.

Тема 4

Воспитание нравственности.

70мин.

20 мин.

50мин.

Раздел 2

Тема 5

Диагностика.

40 мин.

10 мин.

30 мин.

Итого:

5

720 мин.

170 мин.

550 мин.

Содержание разделов программы средней группы

                                             (объём указан в минутах)

Раздел 1

Тема 1 (мин.- 250: 50 мин. - т., 200 мин. - пр.):

Развитие речевых способностей, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматически правильной речи

При прочтении сказки, учить детей сравнивать, сопоставлять. Формировать привычку доказывать, отстаивать свою точку зрения, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции.

Тема 2 (мин.110: 40 мин. – т., 70мин. – пр.):

Развитие мелкой моторики через ознакомление со сказками.

Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, нарисовать, сконструировать, слепить. Кроме того, предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки нестандартно.

Тема 3 (мин.250: 50 мин. – т., 200 мин. – пр.):

Развитие мышления и творческого воображения

Особое внимание - развитие ребёнка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.

Тема 4 (мин. 70: 20 мин. – т., 50 мин. – пр.):

Воспитание нравственности

Объяснение детям понятия «нравственный урок» сказки. Помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо. Попробовать создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Раздел 2

Тема 5 Диагностика. (мин. 40: 10 мин. – т., 30 мин. – пр.):

Формы промежуточного и итогового контроля

Оценка результативности работы в группе включает педагогический мониторинг  уровня развития детей и овладения ими программным материалом, оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:

первый раз - в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка;

второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные рекомендации родителям на лето.

1.3.2. Содержание учебного плана

 Тематическое планирование                         

№ п/п

Тема занятия.

Виды работ по развитию связной речи.

Количество занятий

Месяц проведения

1

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

1

Сентябрь

2

Продолжение чтения русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

1

Сентябрь

3

Продолжение чтения русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

1

Сентябрь

4

Заключительное чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

1

Сентябрь

5

Чтение русской народной сказки «Зимовье».

1

Октябрь

6

Продолжение чтения русской народной сказки «Зимовье».

1

Октябрь

7

Продолжение чтения русской народной сказки «Зимовье».

1

Октябрь

8.                  Заключительное чтение русской народной сказки «Зимовье».

1

Октябрь

9. Чтение мордовской сказки «Как собака друга искала».

1

Ноябрь

10. Продолжение чтения мордовской сказки «Как собака друга искала».

1

Ноябрь

11. Продолжение чтения мордовской сказки «Как собака друга искала».

1

Ноябрь

12. Заключительное чтение мордовской сказки «Как собака друга искала».

1

Ноябрь

13. Чтение русской народной сказки «Жихарка».

1

Декабрь

14. Продолжение русской народной сказки «Жихарка».

1

Декабрь

15. Продолжение русской народной сказки «Жихарка».

1

 Декабрь

16. Рассказывание русской народной сказки «Жихарка» по мнемотаблице.

1

Декабрь

17. Чтение  сказки  Ш.Перро «Красная шапочка».

1

Январь

18. Продолжение чтения сказки  Ш.Перро «Красная шапочка».

1

Январь

19. Продолжение чтения сказки  Ш.Перро «Красная шапочка».

1

Январь

20. Заключительное чтение сказки  Ш.Перро «Красная шапочка».

1

Январь

21. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

1

Февраль

22. Продолжение чтения сказки К. Чуковского «Федорино горе».

1

Февраль

23. Продолжение чтения сказки К. Чуковского «Федорино горе».

1

Февраль

24. Заключительное чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

1

Февраль

25.  Чтение русской народной сказки «Лиса и козёл».

1

Март

26. Продолжение чтения русской народной сказки «Лиса и козёл».

1

Март

27. Продолжение чтения русской народной сказки «Лиса и козёл».

1

Март

28. Заключительное чтение русской народной сказки «Лиса и козёл».

1

Март

29. Чтение сказки С.Михалкова «Три поросёнка».

1

Апрель

30. Продолжение чтения сказки С.Михалкова «Три поросёнка».

1

Апрель

31. Продолжение чтения сказки С.Михалкова «Три поросёнка».

1

Апрель

32

Заключительное чтение сказки С.Михалкова «Три поросёнка».

1

Апрель

33

Чтение сказки К.Чуковского «Телефон».

1

Май

34

Продолжение чтения сказки К.Чуковского «Телефон».

1

Май

35

Продолжение чтения сказки К.Чуковского «Телефон».

1

Май

36

Рассказывание сказки К.Чуковского «Телефон» по мнемотаблице.

1

Май

                     

Общее количество занятий: в неделю – 1 занятие, в месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий.

1.4. Планируемые результаты формируются с учётом цели и задач программы:

Показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы

Показатель

Способы проверки усвоения содержания

Уровень культуры воспитанников

Беседа, наблюдение

Уровень развития творческого мышления

Конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий

Уровень развития познавательной активности

Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Уровень развития мышления

Диагностические задания, беседа.

Уровень развития коммуникативных способностей

Игра - беседа, наблюдение

Уровень развития символических способностей (воображения и игры)

Наблюдение, беседа

В результате освоения программы достижения ребёнка 4-5 лет выражаются в следующем:  

-ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, мнемотаблице, коллажу, иллюстрациям;

ребёнок с интересом и внимательно слушает чтение или рассказывание литературного произведения;

-придумывает новый сюжет к знакомым сказкам;

-участвует в творческих играх, создавая интересные образы героев.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной  общеразвивающей программы»

2.1.Календарный учебный график.

 УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № _____-АД от  03.09.2018г.

Содержание

Один год обучения

Количество групп

1 подгруппа детей

Начало учебного года

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

Всего недель учебных

36 недель

Каникулы

1,2 неделя января

1,2 неделя мая

Продолжительность рабочей недели

5 дней

ОД

подгрупповая

Время ОД

в соответствии с распорядком дня для каждой возрастной группы

Недельная образовательная нагрузка, ОД

1

Объем недельной образовательной нагрузки, минуты

15 мин.

Сроки проведения праздничных и традиционных мероприятий

01 сентября – День Знаний

27 сентября – День дошкольного работника

Октябрь месяц – Праздники осени «Осенины», Осенняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества

Последняя неделя ноября – День матери

3, 4 неделя декабря – Праздник «Новый год», Новогодняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества, Фестиваль творчества «Весёлая семейка»

Февраль/март - Масленица

3, 4 неделя февраля – Праздник «День защитника Отечества»

1,2 неделя марта – Праздник «8 марта – Международный женский день»

7 апреля – День здоровья, День открытых дверей

1, 2 неделя мая – Праздник «День Победы», Конкурс чтецов «Этот День Победы»

3,4 неделя мая – Выпускные вечера

1 июня – День защиты детей

12 июня – День России

2.2. Условия реализации программы с указанием:

Для успешной реализации программы необходимо наличие соответствующей материально-технической базы должного уровня. Занятия проходят в отдельном кабинете с хорошим освещением. В систему средств обучения наряду с методическими и наглядными учебными пособиями входит и различный раздаточный дидактический материал, который позволяет достигать поставленных целей обучения.

Материально-технические условия:

  • кабинет для занятий
  • раздаточный материал по темам
  • демонстрационный материал к изучаемым темам
  • простые и цветные карандаши

                                      Информационно – методические условия:

Настоящая программа рассчитана на детей от 4 до 5 лет, реализуется в виде занятий по дополнительной  общеразвивающей программе  «В гостях у сказки». Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет - 20 минут.  Дети принимаются на основании заявления и  подписания договора с родителями.

Используемый служебный материал 

мнемодорожки

мнемотаблицы

иллюстрации

модели

к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»

«Зима»

«Весна»

к сказке «Как собака друга искала»

«Птицы»

к сказке «Жихарка»

«Дикие животные»

«Домашние птицы»

к сказке К.Чуковского «Телефон»

к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»

«Домашние животные»

к сказке «Зимовье»

к сказке Ш.Перро «Красная шапочка»

к сказке «Лиса и козёл»

к сказке С.Михалкова «Три поросёнка»

к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»

к сказке «Зимовье»

к сказке «Жихарка»

к сказке Ш.Перро «Красная шапочка»

к сказке К.Чуковского «Федорино горе»

к сказке С.Михалкова «Три поросёнка»

героев сказки «У страха глаза велики»

к сказке Ш.Перро «Красная шапочка»

«маленьких человечков»

к сказке «Лиса и козёл»

к сказке С.Михалкова «Три поросёнка»

к сказке К.Чуковского «Телефон»

Наглядный материал

Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи

Литература для детей

1.Набор картин:

«Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Животные и их детёныши» и др.

2. Набор открыток: «Цветы», «Насекомые», «Деревья» и др.

3. Тематические фотоальбомы.

4. Пластилиновый театр «Алёнушка и лиса», деревянный театр «Маша и медведь», пальчиковый театр «Заюшкина избушка», настольный театр «Теремок.

5. Мягкие игрушки: кот, петушок, зайчик, лиса и др.

6.Портреты писателей.

7. Счётные палочки, геометрические фигуры, тактильные мешочки, крупный строительный материал, мягкие модули

1. Энциклопедии.

2. Детская художественная литература о природе, животных, труде людей, окружающей действительности и др.

3. Русские народные сказки.

4. Картотеки пословиц, поговорок, песенок, потешек, небылиц, загадок.

2.3. Формы аттестации

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  •  ведение журнала посещений,
  • отзывы родителей,
  • аналитическая справка,
  • написание статей на сайт детского сада.

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • показ открытых занятий для родителей,
  • проведение викторин,
  • мастер – классы.

2.4. Оценочные материалы с указанием:

Результаты (диагностика) освоения содержания программы

Предметом диагностики у детей средней группы являются:

  • умение рассказывать знакомую сказку с опорой на наглядность (мнемодорожку, мнемотаблицу, модели, иллюстрации);
  • умения детей в познавательной и практической деятельности;
  • желание с интересом и внимательно слушать чтение литературного     произведения;
  • умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого человека.

Диагностика осуществляется начальная и итоговая.

Методы диагностических исследований:

- индивидуальные беседы по вопросам, иллюстрациям, мнемодорожкам, мнемотаблицам, моделям;

- наблюдения за речью ребёнка во время  общения со сверстниками, взрослыми;

- дидактические игры.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий уровни освоения программы.        

Критерии диагностики развития речевых навыков у детей по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В гостях у сказки» смотреть в приложении 2.

Параметры диагностики

Низкий уровень:

-в общении ребёнок малоактивен;

-затрудняется в построении предложений;

-при пересказе затрудняется, требует помощи взрослого;

-пассивен в работе с мнемотаблицами, мнемодорожками, моделями.

    Средний уровень:

-ребёнок активен в общении, отвечает на вопросы;

-при пересказе требуется помощь;

-ребёнок владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется;

-грамматические ошибки в речи не часты.

Высокий уровень:

-ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, мнемотаблице, коллажу, иллюстрациям;

-с интересом и внимательно слушает чтение или рассказывание литературного произведения;

-придумывает новый сюжет к знакомым сказкам;

-участвует в творческих играх, создавая интересные образы героев.

                             Планируемые результаты  освоения содержания программы

В результате освоения программы,  достижения  ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем:

-ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, мнемотаблице, коллажу, иллюстрациям;

-ребёнок с интересом и внимательно слушает чтение или рассказывание литературного произведения;

-придумывает новый сюжет к знакомым сказкам;

-участвует в творческих играх, создавая интересные образы героев.

2.5. Методические материалы с указанием.

Основные методы обучения:

  • игровой,
  • мнемотехника,
  • метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ).

Дополнительные методы:

  • наглядные (наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических пособий);
  • словесные (беседы, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, сочинение сказок);
  • практические (рассматривание, упражнение, эксперименты, составление моделей, изобразительная деятельность, драматизация, инсценировка сказок).

Формы организации образовательного процесса: 

индивидуальная, подгрупповая, парная.

Формы организации учебного занятия:

занятие-путешествие, беседа, игра, наблюдение, мастер-класс, соревнование, развлечение, практические занятия.

Педагогические технологии:

индивидуализация обучения, подгрупповое обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, игровая деятельность.

Дидактический материал:

мнемотаблицы, мнемодорожки, модели, схемы, развивающие игры.        

2.6. Список литературы

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания, кол-во стр.

Вид издания, гриф

1.

Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.

«Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования  

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 год.

Программа

2.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др.

«Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2011 год.

Научно-методическое пособие

3.

Л.Е.Белоусова

«Удивительные истории»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 год

методическое пособие

4.

Т.В. Большева

«Учимся по сказке»

Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 год

Программа

5.

О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш

«Знакомим дошкольников с литературой»

Творческий центр Сфера», Москва, 2009 год

методическое пособие

6.

Л.Б. Фесюкова

«Воспитание сказкой»

Харьков, «ФОЛИО», 1997 год (издание не переиздавалось).

методическое пособие

 

                           

              Учебно-тематический план для детей среднего дошкольного возраста.                                                                              Приложение 1.

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Материалы

1.

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

начальная диагностика

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный  отклик.

-Появление сказочного персонажа,

-мотивация к путешествию,

-путешествие в деревню Сказкино,

-чтение 1 части сказки,

 -игра-имитация «Лиса»,  

-связывание сказки с экологией, подбор синонимов к слову «смекнул»,

-составление рассказа о лисе по мнемотаблице «Дикие животные»,

-пальчиковая гимнастика «Лиса крадётся»,

-рисование «Раскрась лису»,

-возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк», мнемотаблица «Дикие животные», альбомные листы с изображением лисы, краски, кисточки, салфетки.

2.

Продолжение чтения русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк», пересказывание 1 части сказки по иллюстрациям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить рассказыванию по иллюстрациям.

2.Развитие умение в подборе определения к существительным.

3.Продолжать работать над развитием коммуникативных умений и навыков.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-пересказ предыдущей части сказки по иллюстрациям,

- чтение 2 части сказки,

-подбор определений к словам «лиса», «волк»,

- рассказ о лисе, волке по мнемотаблице «Дикие животные»,

- игра-имитация «Волк»,

-конструирование из счётных палочек «Лес, в котором живут лиса и волк» (коллективная работа),

-возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Лисичка- сестричка и волк», иллюстрации сказке, мнемотаблица «Дикие животные», счётные палочки.

3.

Продолжение чтения  русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение рассказыванию по иллюстрациям.

2.Развивать мышление и воображение.

3.Воспитывать добрые чувства.

-Появление сказочного персонажа,

-путешествие в деревню Сказкино,

-отгадывание загадок о волке и лисе,

- пересказ предыдущей части сказки по иллюстрациям,

-чтение 3 части сказки,

- «А если бы была не зима?»,

-игра «Хорошо-плохо»,

- физкультминутка,

-рисование «Зимний лес»,

-возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк», иллюстрации к сказке, альбомные листы, краски, кисточки, салфетки.

4.

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице.

2.Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук.

3.Воспитывать желание пожалеть слабого.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- чтение сказки до конца,

-артикуляционная гимнастика на (о) (как охал волк),

-динамичная пауза,

-рассказывание сказки по мнемотаблице,

-связь сказки и математики «Сколько раз обманула лиса волка?»,

-воспитание добрых чувств «Кого вам больше жалко? Почему?»,

-аппликация (ткань +цветная бумага) изображение эпизода сказки (коллективная работа),

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк», мнемотаблица к сказке, альбомный лист, ткань, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки.

5.

Чтение русской народной сказки «Зимовье».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблицам.

2. Развивать мышление и воображение.

3. Продолжать работать над развитием коммуникативных умений и навыков.

-Появление сказочного персонажа,

- мотивация к чтению,

-путешествие в деревню Сказкино,

- чтение 1 части сказки,

- беседа по содержанию 1 части сказки,

- «Сколько зверей шло искать от зимы лета?»,

-пантомима «Изобрази животных – героев 1 части сказки»,

-отгадывание загадок,

-дидактическая игра «Назови диких животных»,

-рассказ по мнемотаблице «Дикие животные»,

-рисование карандашами-спасателями (дорисовать животных героев сказки),

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст, текст сказки «Зимовье», мнемотаблица «Дикие животные», карандаши, альбомные листы с неполным изображением животных-героев сказки.

6.

Продолжение чтения сказки «Зимовье».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить подбирать синонимы к слову «зимовье».

 2. Развивать умственную активность.

3. Воспитывать добрые чувства.

-Появление сказочного персонажа,

- мотивация к чтению,

-путешествие в деревню Сказкино,

- рассматривание мнемотаблицы «Домашние птицы»,

-игра-имитация «Домашние птицы» (гусь, петух),

-чтение 2 части сказки,

-подбор синонимов к слову «зимовье».

-воспитание добрых чувств: угадай, почему мне больше понравился бык,

-психогимнастика «Мы верные друзья»,

-рисование пластилином «Зимовье зверей»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст  сказки «Зимовье»,мнемотаблица «Домашние птицы», альбомные листы, пластилин, дощечки, салфетки.

7.

Продолжение чтения сказки «Зимовье», рассказывание сказки по иллюстрациям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить образовывать множественное число существительных.

2. Развивать умение рассказывать знакомые сказки по иллюстрациям.

3. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

-Появление сказочного персонажа,

- мотивация к чтению,

-путешествие в деревню Сказкино,

- пересказ предыдущей части сказки по иллюстрациям,

-метод аналогий: в какой сказке звери дружно жили? (теремок),

-рассказ знакомой сказки (теремок) по мнемотаблице,

-чтение 3 части сказки,

-дидактическая игра «Один - много»,

-игра-имитация «Дикие животные (герои сказки),

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст  сказки «Зимовье», иллюстрации к сказке, мнемотаблица к сказке «Теремок».

8.

Рассказывание сказки  «Зимовье» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить придумывать новые сказки; закрепление умений рассказывать сказки по мнемотаблице.

2. Развивать мышление, воображение.

3. Воспитывать чувства дружбы, коллективизма.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- дидактическая игра «Угадай, кто спрятался?»,

-заключительное чтение сказки,

-нравственное упражнение «В согласии жить – никто не одолеет»,

-беседы по содержанию сказки «Что привиделось медведю?»,

-подходит ли пословица «У страха глаза велики»,

-рассказ сказки по мнемотаблице,

-пальчиковая гимнастика «Дружба»,

-придумывание сказки наоборот (волк, лиса, медведь стали жить у человека на подворье),

-настольный театр: драматизация новой сказки,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст  сказки

«Зимовье», мнемотаблица к сказке, настольный театр.

9.

Чтение мордовской сказки «Как собака друга искала».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение рассказыванию о диких животных по мнемотаблице.

2. Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление.

3. Вырабатывать учебные навыки (уметь отвечать на вопросы, слушать ответы других детей.)

-Появление сказочного персонажа,

- мотивация к чтению,

-путешествие в деревню Сказкино,

-отгадывание загадок о главных героях сказки,

-чтение 1 части сказки,

- дидактическая игра «Подумай и ответь» (беседа по содержанию 1 части сказки),

-игра-имитация «Заяц»,

-рассказ о зайце по мнемотаблице «Дикие животные»,

-пальчиковая гимнастика «Зайчик убегает»,

-лепка «Слепим для собаки друга-зайчика,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Как собака друга искала», мнемотаблица «Дикие животные», пластилин, дощечки, салфетки.

10.

Продолжение чтения мордовской сказки «Как собака друга искала»,

рассказывание сказки по иллюстрациям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить детей составлять мнемодорожки по прочитанному.

 2.Развивать мышление, воображение.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- чтение 2 части сказки,

- игра-имитация «Волк»,

-дидактическая игра «Кто лишний?»,

- дидактическая игра «Один - много»,

-психогимнастика «Жадный пёс»,

-игра «Хорошо – плохо»,

-постановка проблемного вопроса «А если бы собака не ушла от волка»,

-составление мнемодорожки по прочитанной части сказки,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Как собака друга искала», иллюстрации к сказке, альбомный лист для составления мнемодорожки, картинки с изображением героев сказки.

11.

Продолжение чтения мордовской сказки «Как собака друга искала».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить рассказыванию предложенной части сказки с помощью театра Би-ба-бо.

2. Развивать умение имитировать повадки животных.

3. Формирование умения внимательно слушать взрослого, соблюдать правила коллективной игры.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- пересказ предыдущей части сказки с помощью театра Би-ба-бо,

-чтение 3 части сказки,

- игра-имитация «Медведь»,

-рассказ по мнемотаблицам о лесных животных,

- дидактическая игра «Чей домик?»,

-подвижная игра «У медведя во бору»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Как собака друга искала», куклы театра Би-ба-бо, мнемотаблица «Дикие животные», дидактический материал «Жилища зверей», шапочка медведя.

12.

Рассказывание мордовской сказки «Как собака друга искала» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить рассказыванию по моделям.

 2. Развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения.

3. Воспитывать добрые чувства.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-заключительное чтение сказки,

- дидактическая игра «С кем дружила собака» (по моделям),

-игра «Хорошо-плохо»,

- дидактическая игра «Загадки о диких животных»,

-драматизация сказки,

-конструирование из счётных палочек «Построим красивый домик для собачки»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Как собака друга искала», модели героев сказки, загадки о диких животных, счётные палочки.

13.

Чтение русской народной сказки «Жихарка».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать учить рассказыванию по мнемодорожке о птицах.

2. Развивать умение сервировать  стол.

3. Воспитывать чувство сопереживания.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-чтение 1 части сказки,

-рассказ о птицах по мнемодорожке,

-подвижная игра «Птички в гнёздышках»,

-дидактическое упражнение «Поможем Жихарке накрыть стол к обеду»,

-динамичная пауза «Кто что делает»,

-рисование пластилином «Домик, где жили Жихарка, кот да воробей»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Жихарка», обручи для проведения подвижной игры, столовые приборы для сервирования стола, пластилин, альбомные листы,  дощечки.

14.

Продолжение чтения русской народной сказки «Жихарка», рассказывание сказки по иллюстрациям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение пересказывать часть сказки по иллюстрациям.

2. Развивать навыки раскрашивания предметов хохломской росписью.

3. Воспитывать желание помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-пересказ 1 части сказки по иллюстрациям,

-чтение 2 части сказки,

-рассказ о лисе по мнемотаблице «Дикие животные»,

-пальчиковая гимнастика «Лиса крадётся»,

-психогимнастика «Покажи с помощью мимики, какое настроение у лисы (Жихарки)»,

-рисование «Разукрась ложечку для Жихарки» (хохломская роспись),

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст  сказки «Жихарка», иллюстрации к сказке, мнемотаблица «Дикие животные», заготовки - трафареты ложечек (чёрная бумага), гуашевые краски, кисточки, салфетки.

15.

Продолжение чтения русской народной сказки «Жихарка».

Цель: развитие речи детей.

Задачи: 

1.Учить рассказывать прочитанное по моделям.

 2. Развивать умение в подборе антонимов.

3. Воспитывать чувство товарищества, дружбы.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-пересказ предыдущей части сказки по моделям (главные герои сказки),

- чтение 3 части сказки,

-подбор антонимов в игре «Скажи наоборот»,

-подбор определений к слову Жихарка,

-дидактическое упражнение «У страха глаза велики»,

-рисование пальчиками «Огонь в печи»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст  сказки «Жихарка»,  модели героев сказки, альбомный лист, гуашевые краски, салфетки.

16.

Рассказывание русской народной сказки «Жихарка» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать  обучение рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развивать воображение, фантазию.

3. Развивать коммуникативные умения и навыки.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- рассказ предыдущих частей сказки по мнемодорожке,

-заключительное чтение сказки,

-психогимнастика «Настроение»,

-развитие воображения «Что делает сейчас воробей, кот, Жихарка»,

-дидактическое упражнение «Мы в гостях у героев сказки»,

-пальчиковая гимнастика «Дружба»,

-вырезывание из бумаги «Подарим ложечки коту, воробью, Жихарке»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Жихарка», трафареты ложек, ножницы.

17.

Чтение сказки  Ш.Перро «Красная шапочка».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать учить подбирать синонимы к существительным.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный  отклик.

-Появление сказочного персонажа,

-мотивация к чтению сказки,

-путешествие в деревню Сказкино,

-чтение 1 части сказки,

-беседа по содержанию 1 части сказки,

-этимология слова «дровосеки»,

-динамическая пауза «По узенькой дорожке»,

-лепка «Пирожки для бабушки»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки Ш.Перро «Красная шапочка», 2скакалки для проведения динамической паузы, пластилин, дощечки, салфетки.

18.

Продолжение чтения сказки Ш.Перро «Красная шапочка», рассказывание сказки по моделям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить составлять телеграмму, продолжать обучать пересказывать по моделям.

2. Развивать умение  рассказывать по мнемотаблицам.

3.Воспитывать осторожность при разговоре с незнакомцами.

-Появление сказочного персонажа,

-путешествие в деревню Сказкино,

- пересказ 1 части сказки по моделям,

-чтение 2 части сказки,

-рассказ о волке по мнемотаблице «Дикие животные»,

-ОБЖ «Не разговаривай с незнакомцами»,

-отправим срочную телеграмму девочке,

-связь сказки и экологии, какой букет можно собрать в лесу, полезно ли для леса рвать цветы,

-рассматривание иллюстраций цветов, растущих в лесу,

-аппликация «Лесные цветы»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки Ш.Перро «Красная шапочка», модели героев сказки, мнемотаблица «Дикие животные», иллюстрации цветов, растущих в лесу, цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки.

19.

Продолжение чтения сказки Ш.Перро «Красная шапочка»,  рассказывание сказки по иллюстрациям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать пересказывать по иллюстрациям.

2.Развивать мышление, воображение.

3.Воспитывать любовь к добру.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-пересказ предыдущих частей сказки по иллюстрациям,

-чтение 3 части сказки,

- метод «Введение частицы не» (Волк не нашёл бабушкин дом),

-постановка проблемного вопроса «А если бы Красная шапочка пошла по короткой дороге, а волк по длинной?»,

-рассматривание иллюстраций с изображением разных видов домов,

-конструирование со счётными палочками «Дом бабушки»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки Ш.Перро «Красная шапочка», иллюстрации к сказке, иллюстрации с изображением разных видов домов, счётные палочки.

20.

Рассказывание сказки Ш.Перро «Красная шапочка» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать рассказыванию сказки по мнемотаблице.

2.Развиватьлогическое и образное мышление, творческое воображение.

3.Воспитывать добрые чувства.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-заключительное чтение сказки,

-рассказ сказки по мнемотаблице,

-дидактическое упражнение «Продолжи сказку»,

-пальчиковая гимнастика «Корзинка»,

-дидактическая игра «Что за чем?»,

-игра «Хорошо - плохо»,

-драматизация сказки (настольный театр),

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки Ш.Перро «Красная шапочка»,   мнемотаблица к сказке, настольный театр к сказке.

21.

Чтение сказки

К. Чуковского «Федорино горе».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение образовывать множественное число существительных.

 2. Развивать речевое дыхание, мелкую, моторику рук.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино

- чтение 1 части сказки,

-загадки про тарелки, чашки, ложки и т.д.,

-обобщить понятие «посуда»,

-игра-имитация «посуда»,

-артикуляционная гимнастика «Песенки блюдца, самовара»,

-дидактическая игра «Один – много»,

-модель «маленьких человечков» - чашка,

-лепка «Посуда» (по выбору ребёнка),

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки К. Чуковского «Федорино горе», загадки про посуду, модели «маленьких человечков», пластилин, салфетки, дощечки.

22.

Продолжение чтения сказки К. Чуковского «Федорино горе», рассказывание сказки по иллюстрациям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать учить строить модель предмета ( чашка с водой).

2. Развивать умение рассказывать по мнемотаблице.

3.Воспитывать добрые чувства.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- пересказ 1 части сказки по иллюстрациям,

- артикуляционная гимнастика, повтор «Песенки блюдца, самовара»,

-чтение 2 части сказки,

-беседа по содержанию 2 части сказки,

-постановка проблемного вопроса «А если бы…»,

-«Кто пытался воротить посуду?» (коты),

-рассказ о котах по мнемотаблице «Домашние животные»,

-игра – имитация «Котики»,

-моделирование с помощью «маленьких человечков» (чашка с водой),

-рисование с помощью зубной щётки «Коты»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст  сказки К. Чуковского «Федорино горе»,  иллюстрации к сказке, мнемотаблица «Домашние животные», модели «маленьких человечков», альбомные листы, зубные щётки, краски, салфетки.

23.

Продолжение чтения сказки К. Чуковского «Федорино горе».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать пересказывать с помощью наводящих вопросов.

2. Развивать зрительное и слуховое внимание.

3.Воспитывать умение прощать.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- пересказ предыдущих частей сказки по наводящим вопросам,

- дидактическая игра « Чего не стало?»,

-чтение 3 части сказки,

-воспитание добрых чувств «Кого больше жалко?».

-постановка проблемного вопроса «А если бы Федора не пошла за посудой?»,

-динамичная пауза «Пройди тихо»,

-знакомство со схемой «Мытьё посуды»,

-аппликация «Красивые тарелочки»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки К. Чуковского «Федорино горе», схема «Мытьё посуды», трафареты тарелочек, геометрические фигуры из цветной бумаги для украшения тарелочек, клей, кисти, салфетки.

24.

Рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказывать по схеме (алгоритм мытья посуды).

2.Совершенствовать общую и мелкую моторику рук.

3.Воспитывать желание оказывать помощь.

-Появление сказочного персонажа,

-путешествие в деревню Сказкино,

- чтение сказки до конца,

-рассказ по схеме (алгоритм мытья посуды),

-хоровод «Мы помощники»,

-классификация посуды,

-дидактическая игра « Чего не стало?»,

-дидактическая игра «Один – много»,

-рисование «Подарим Федоре тарелочки» (роспись тарелочек в стиле гжели),

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки К. Чуковского «Федорино горе, схема «Мытьё посуды», иллюстрации различных видов посуды, трафареты тарелочек, кисти, краски, салфетки.

25.

Чтение русской народной сказки «Лиса и козёл».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик

-Появление сказочного персонажа,

- мотивация к чтению сказки,

- путешествие в деревню Сказкино,

-отгадывание загадок о лисе, козле,

- чтение 1 части сказки,

-сказка и экология: почему лиса на ворон зазевалась?,

-рассказ о лисе  мнемотаблице «Дикие животные»,

-игра – имитация «Лиса»,

-дидактическая игра «Настроение»,

-пальчиковая гимнастика,

-рисование «Раскрась лису»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Лиса и козёл», мнемотаблица «Дикие животные», загадки о лисе, волке, альбомный лист, краски, кисточки.

26.

Продолжение чтения русской народной сказки «Лиса и козёл», рассказывание сказки.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение образовывать множественное число существительных.

 2. Совершенствовать мелкую моторику рук, учить правильно держать карандаш.

3.Воспитывать у детей сочувствие.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-пересказ предыдущей части сказки с помощью воспитателя,

- чтение 2 части сказки,

-рассказ о козле по мнемотаблице «Домашние животные»,

- игра – имитация «Козёл»,

- дидактическая игра «Один – много»,

-сказка и математика: составь новую считалку (со словами: раз – лиса, два – козёл),

- дидактическая игра «Чего не стало?»,

-рисование пластилином «Колодец»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «лиса и козёл», мнемотаблица «Домашние животные», пластилин, картон, дощечки, салфетки.

27.

Продолжение чтения русской народной сказки «Лиса и козёл», рассказывание сказки по моделям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучать рассказыванию по моделям.

 2. Развивать логическое мышление, умение рассуждать.

3. Стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- пересказ предыдущих частей сказки по моделям,

- чтение 3 части сказки,

- сказка и экология: почему вода в колодце бывает чистая и прохладная?,

-постановка проблемного вопроса «А если бы в колодце не было воды?»,

-динамичная пауза «Перепрыгни через лужу»,

-игра-эксперимент «Свойства воды»,

-возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Лиса и козёл», модели героев сказки, тазик с водой, сосуд с водой.

28.

Рассказывание русской народной сказки «Лиса и козёл» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:1. Учить составлять письмо, закреплять навыки рассказывания сказки по мнемотаблице.

2.Развивать коммуникативные умения и навыки.

3.Воспитывать добрые чувства.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- чтение сказки до конца,

- воспитание добрых чувств: «Если бы вы очутились у колодца, чтобы вы сделали?»,

-речевая зарядка: составить письмо козлу,

-психогимнастика,

-рассказ сказки по мнемотаблице,

-драматизация сказки (перчаточный театр), наметить героев сказки, распределение ролей, выбор места,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Лиса и козёл», мнемотаблица к сказке, перчаточный театр к сказке.  

29.

Чтение сказки С.Михалкова «Три поросёнка».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить моделированию сказки, продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развивать воображение, фантазию.

3.Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- мотивация к чтению сказки,

- чтение 1 части сказки,

-артикуляционная гимнастика (произнесение имён поросят),

-моделирование 1 части сказки,

- игра – имитация «Поросята»,

-рассказ по мнемотаблице «Домашние животные» о поросятах,

-сказка по-новому (изменить начало сказки),

-рисование «Раскрась поросёнка»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки С.Михалкова «Три поросёнка», модели героев сказки, мнемотаблица «Домашние животные», альбомные листы, трафареты поросят, восковые мелки.

30.

Продолжение чтения сказки С.Михалкова «Три поросёнка»,рассказывание сказки по моделям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить пересказывать прочитанное, опираясь на модели.

2.Развивать внимание, логику, мышление.

3. Учить работать в коллективе.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- пересказ 1 части сказки по моделям,

-чтение 2 части сказки,

-разучивание песенок поросят с имитацией движений,

-дидактическая игра «Чей домик?»,

-связь сказки с экологией: почему домики из соломы и прутьев не годятся для жилья? (проведение опыта),

-постройка домика из природного материала (ветки, солома),

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки С.Михалкова «Три поросёнка», модели героев сказки, прутики, ветки для проведения опыта, природный материал для постройки домика.

31.

Продолжение чтения сказки С.Михалкова «Три поросёнка», рассказывание сказки по иллюстрациям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказывать сказку по иллюстрациям.

2. Развивать познавательные процессы.

3. Учить работать в коллективе.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- пересказ предыдущих частей сказки по иллюстрациям,

-повторить песенки поросят с имитацией движений,

- чтение 3 части сказки,

-дидактическая игра «Угадай настроение»,

-подбор синонимов к слову «бежали»,

-игра «Хорошо – плохо»,

-строительная игра с С.Михалкова «Три поросёнка»,  дом для поросят»,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки С.Михалкова «Три поросёнка», иллюстрации к сказке, крупный строительный

материал.

32.

Рассказывание сказки С.Михалкова «Три поросёнка» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить составлять мнемотаблицы.

2.Развивать умение пересказывать сказку по мнемотаблице.

3.Воспитывать добрые чувства.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- чтение сказки до конца,

-дидактическая игра «Угадай настроение»,

-разучивание песенки Наф-Нафа,

-постановка проблемного вопроса «А если бы…»,

-составление мнемотаблицы по сказке (коллективно),

-пересказ сказки по мнемотаблице,

-пальчиковая гимнастика,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки. С.Михалкова «Три поросёнка, заготовка мнемотаблицы.

33.

Чтение сказки К.Чуковского «Телефон».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение рассказыванию по мнемодорожке.

2. Развивать память, внимание, смекалку.

3.Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- мотивация к чтению сказки,

- чтение 1 части сказки,

-связь сказки и экологии: «Что едят слоны и крокодилы?»,

-связь сказки и математики:5 пудов=90кг, дюжина=1кг,

-игра-имитация,

-дидактическая игра «Подбери рифму»,

-рассказ о слоне по мнемодорожке,

-рисование восковыми мелками,

-возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки К.Чуковского «Телефон», мнемодорожка о слоне,

Альбомный лист, восковые мелки.

34.

Продолжение чтения сказки К.Чуковского «Телефон», рассказывание сказки по моделям.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить пересказывать прочитанное, опираясь на модели.

2.Развитие умения моделировать сказку.

3.Воспитывать желание помогать друг другу.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-моделирование 1 части сказки,

-пересказ 1 части сказки по моделям,

- чтение 2 части сказки,

- дидактическая игра «Много – один»,

- игра-имитация,

- продолжать моделирование 2 части сказки,

-постановка проблемного вопроса:»А если бы герои сказки позвонили бы вам, то…»,

-рисование «Живая капля»,

-пальчиковая гимнастика,

-возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки К.Чуковского «Телефон», альбомный лист, краски, кисточки, салфетки.

35.

Продолжение чтения сказки К.Чуковского «Телефон».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение рассказыванию по моделям.

2.Развивать умение подбирать рифму, образовывать множественное число имён существительных.

3.Воспитывать умение находить выход из трудной ситуации.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

- пересказ прочитанного по моделям,

- чтение 3 части сказки,

-артикуляционная гимнастика «Динь-ди-лень»,

-подбор рифмы к слову «олень»,

- дидактическая игра «Один - много»,

-подвижная игра «Карусели»,

-продолжать моделирование сказки,

-сочинение новой сказки «Рассказывает телефон»,

- пальчиковая гимнастика,

-рисование «Монотипия» (сюжет по желанию ребёнка),

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки К.Чуковского «Телефон», модели героев сказки, альбомный лист, краски, кисточки, салфетки.

36.

Рассказывание сказки К.Чуковского «Телефон» по мнемотаблице.

итоговая диагностика

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение пересказывать сказку по мнемотаблице.

2.Развивать умение перевоплощаться.

3.Воспитывать желание помогать окружающим в трудной ситуации.

-Появление сказочного персонажа,

- путешествие в деревню Сказкино,

-пересказ прочитанного по моделям,

-заключительное чтение сказки,

-связь сказки и экологии: «Кто тащит бегемота?»,

- дидактическая игра «Один - много»,

-психогимнастика,

-пересказ сказки по мнемотаблице,

-инсценировка сказки,

- возвращение в группу,

-итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки К.Чуковского «Телефон», модели героев сказки, мнемотаблица сказки, атрибуты для инсценировки сказки.

1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год

                                              Диагностика развития речевых навыков у детей

среднего дошкольного возраста

                                                                                                                                                          Приложение 2.

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Рассказывание сказки по мнемодорожке

Рассказывание сказки по мнемотаблице

Сочинение нового сюжета сказки

Словарный запас

Исполнение монологической речи

Исполнение диалогической речи

Употребление в речи простых предложений

Понимание слов с переносных значений

Владение описательным рассказом

Итого

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №3

Пояснительная записка с обоснованием:           Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №4

        Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития д...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...