ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №3
рабочая программа (старшая группа)

Лекомцева Елена Юрьевна

Пояснительная записка с обоснованием:

           Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку, используя в помощь мнемотехнику. Программа «В гостях у сказки»  составлена на основе методических рекомендаций Т.В. Большевой «Учимся по сказке»: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

 Направленность данной программы – социально – педагогическая,  реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивает

 Уровень программыстартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

  Новизна программы заключается в том, что в ней используются инновационные методы такие, как мнемотехника, метод игрового - проблемного моделирования, метод наглядного моделирования, метод маленьких человечков, элементы ТРИЗ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_modul_3.doc413.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Российская Федерация

                                                   Калининградская область

Управление образования Гурьевского городского округа

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Алёнка»

Определена и принята

на педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад №21

«Алёнка»

Протокол № 1

от ___ ____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № _______– АД

от ___  _____________ 2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

                               ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                            социально-педагогической направленности

«В гостях у сказки»

 

                                                     Модуль №3

Возраст детей: 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель программы:

Лекомцева Елена Юрьевна, 

воспитатель

г. Гурьевск

                                                                           2018

Структурные элементы дополнительной общеразвивающей программы

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка с обоснованием:
  • направленности и уровня освоения программы,
  • новизны,
  • актуальности,
  • педагогической целесообразности разработки и реализации программы,
  • соответствия действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам,
  • необходимости использования современных идей, технологий,
  • отличительных особенностей программы от существующих,
  • основных идей, на которых базируется программа, её своеобразие,
  • принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д.,
  • возрастно-психологических особенностей воспитанников,
  • принципов формирования учебных групп, количества воспитанников,
  • сроков реализации программы, количества учебных часов, необходимости этапов обучения.

1.2.Цель и задачи программы.

1.3.Содержание программы.

      1.3.1.Учебный план с указанием (описанием):

  • разделов, тем, логики (последовательности) их изучения,
  • общего количества учебных часов по каждому разделу, теме, с разбивкой на теоретическую и практическую работу,
  • форм промежуточного и итогового контроля.

   1.3.2. Содержание учебного плана

(представлено описанием каждой темы учебного плана с указанием содержания теоретического материала и практических заданий).

1.4. Планируемые результаты формулируются с учётом цели и задач программы:

  • знания и умения, которые должен приобрести воспитанник в процессе занятий по программе,
  • компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.

Блок №2.Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график.

2.2. Условия реализации программы с указанием:

  • материально-технического обеспечения (характеристика помещения для занятий по программе),
  • перечня оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество воспитанников),
  • информационного обеспечения (аудио-, видео-, фото-, интернет источники),
  • методического обеспечения,
  • кадрового обеспечения (педагоги, занятые в реализации программы, необходимые компетенции).

2.3. Формы аттестации (перечисляются согласно учебному плану).

2.4. Оценочные материалы с указанием перечня (пакета) диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанниками планируемых результатов.

2.5. Методические материалы (в табличной или текстовой форме) с указанием:

  • методов обучения,
  • форм организации образовательного процесса,
  • форм учебного занятия,
  • педагогических технологий,
  • дидактических материалов.

2.6. Список литературы.

                                                      МОДУЛЬ 3

Дополнительной общеразвивающей программы «В гостях у сказки»                  

                                                  (далее – ДООП)

(старший дошкольный возраст 5-6 лет старшая группа)

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы» (далее – программы) «В гостях у сказки»             

1.1.Пояснительная записка с обоснованием:

           Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку, используя в помощь мнемотехнику. Программа «В гостях у сказки»  составлена на основе методических рекомендаций Т.В. Большевой «Учимся по сказке»: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

 Направленность данной программы – социально – педагогическая,  реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.

             Уровень программы – стартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

             Новизна программы заключается в том, что в ней используются инновационные методы такие, как мнемотехника, метод игрового - проблемного моделирования, метод наглядного моделирования, метод маленьких человечков, элементы ТРИЗ.   

           Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития детей, на овладение нормами и правилами родного языка, на развитие коммуникативных способностей, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие, развитие культуры чувств.

             Педагогическая целесообразность программы: способствует развитию речи детей, овладению нормами и правилами родного языка, развитию коммуникативных способностей.

           Нормативной базой для разработки вышеуказанной образовательной деятельности являются следующие нормативные документы:

  •      Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.;
  • Устав МАДОУ;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726 – р) (далее – федеральная Концепция);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (далее – СанПиН);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации).

            Отличительная особенность данной программы в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями, обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей. Программа рассчитана на детей, у которых есть проблемы в речевом развитии.

                    Возрастно-психологические особенности воспитанников 5-6 лет. 

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время  ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

                 Основной идеей, на которой базируется программа – это создание условий для развития у детей позитивной социализации, личностного роста, развитие инициативы на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками.

             Срок реализации программы.

Данная программа рассчитана на четыре возрастных периода  дошкольного возраста детей, каждый возрастной период является отдельным модулем  программы: 1 модуль – младший дошкольный возраст,  2  модуль - средний дошкольный возраст, 3 модуль – старший дошкольный возраст, 4 модуль – подготовительная группа; каждый модуль может реализовываться отдельно.

Форма обучения – очная, занятия – подгрупповые.

Объём программы составляет - 1 занятие в неделю, 4 занятий в месяц, 36 занятий в год и включает в себя три образовательных компонента:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть;
  • диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, обследования, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и дидактический материал.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме математической, познавательно - речевой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения  программы.

1.2. Цель освоения программы: развитие речи у детей дошкольного через ознакомление со сказками, с помощью мнемотехники.

Задачи воспитания и развития детей старшего возраста от 5 лет до 6 лет:

образовательные:

-продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице;

-учить правильно строить предложение;

-формировать умение подбирать синонимы, антонимы, образовывать множественное число существительных;

-развивать разные виды речи (монологическую, диалогическую).

развивающие:

-развивать образное и логическое мышления, творческое воображение, фантазию;

-способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

-совершенствовать развитие памяти (зрительной, слуховой), умственной активности, наблюдательности.

воспитательные:

-воспитывать добрые чувства; прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды);

-совершенствовать эмоциональную сферу детей: умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого человека;

-воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске возникающих проблем; воспитывать чувство такта.

1.3.Содержание программы.

1.3.1. Учебный план с указанием (описанием)

Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей «В гостях у сказки»  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.  

Название

Вид

Количество

Количество

Количество

подгрупп

Количество

воспитанников

(всего) 

п/п

дополнительных платных

образовательных услуг

занятий

учебных

месяцев

учебных

занятий  

в неделю, продолжительностью.

1

ДОП «В гостях у сказки»                   

подгрупповая

Сентябрь 2018 –

Май 2019

1

1 подгруппа

10

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые  разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Продолжительность   занятий по дополнительной  программе «В гостях у сказки»                    составляет – 25 минут.

Наименование и № разделов

Объём (час, мин.)

всего

теоретические

практические

Раздел 1

Развитие речи у детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники.

840 мин.

160 мин.

680 мин.

Раздел 2

Диагностика.

60 мин

20 мин.

40 мин.

Объём программы по темам 

№ Раздела и наименование

№ Темы и наименование

Объём программы (час., мин.)

всего

Теоретические

Практические

Раздел 1

Развитие речи у детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники.

Тема 1

Развитие речевых способностей, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматически правильной речи.

300 мин.

50 мин.

250 мин.

Тема 2

Развитие мелкой моторики через ознакомление со сказками.

160 мин.

40 мин.

120 мин.

Тема3

Развитие мышления и творческого воображения.

300мин

50 мин.

250 мин.

Тема 4

Воспитание нравственности.

80мин.

20 мин.

60мин.

Раздел 2

Тема 5

Диагностика.

60 мин.

20 мин.

40 мин.

Итого:

5

900 мин.

180 мин.

720 мин.

Содержание разделов программы старшей группы

        Раздел 1

Тема 1. (мин.- 300: 50 мин. - т., 250 мин. - пр.):

Развитие речевых способностей, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматически правильной речи.

При прочтении сказки, учить детей сравнивать, сопоставлять. Формировать привычку доказывать, отстаивать свою точку зрения, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции.

Тема 2 (мин.160: 40 мин. – т., 120мин. – пр.):

Развитие мелкой моторики через ознакомление со сказками.

Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, нарисовать, сконструировать, слепить. Кроме того, предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки нестандартно.

Тема 3 (мин.300: 50 мин. – т., 250 мин. – пр.):

Развитие мышления и творческого воображения.

Особое внимание - развитие ребёнка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.

Тема 4 (мин. 80: 20 мин. – т., 60 мин. – пр.):

Воспитание нравственности.

Объяснение детям понятия «нравственный урок» сказки. Помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо. Попробовать создать новую ситуацию , где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Раздел 2

Тема 5 Диагностика (мин. 60: 20 мин. – т., 40 мин. – пр.):

Воспитание нравственности.

Объяснение детям понятия «нравственный урок» сказки. Помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо. Попробовать создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Формы промежуточного и итогового контроля

Оценка результативности работы в группе включает педагогический мониторинг  уровня развития детей и овладения ими программным материалом, оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:

первый раз - в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка;

второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные рекомендации родителям на лето.

1.3.2. Содержание учебного плана

 Тематическое планирование                         

№ п/п

Тема занятия.

Виды работ по развитию связной речи.

Количество занятий

Месяц проведения

1

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».

1

Сентябрь

2

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» (продолжение чтения сказки).

1

Сентябрь

3

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».

1

Сентябрь

4

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» (заключительное чтение сказки).

1

Сентябрь

5

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

1

Октябрь

6

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»  (продолжение чтения сказки).

1

Октябрь

7

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»  (продолжение чтения сказки).

1

Октябрь

8.               Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка» (заключение чтения сказки).  

1

Октябрь

9. Русская народная сказка «Хаврошечка».

1

Ноябрь

10. Русская народная сказка «Хаврошечка» (продолжение чтения сказки).

1

Ноябрь

11. Русская народная сказка «Хаврошечка» (продолжение чтения сказки).

1

Ноябрь

12. Русская народная сказка «Хаврошечка» (заключительное чтение сказки).

1

Ноябрь

13. «Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка, перевод С. Маршака).

1

Декабрь

14. «Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка, перевод С. Маршака) продолжение чтения сказки.

1

Декабрь

15. «Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка, перевод С. Маршака) продолжение чтения сказки.

1

 Декабрь

16. «Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка, перевод С. Маршака) заключительное чтение сказки.

1

Декабрь

17. К. Чуковский «Айболит».

1

Январь

18. К. Чуковский «Айболит» (продолжение чтения сказки).

1

Январь

19. К. Чуковский «Айболит» (продолжение чтения сказки).

1

Январь

20. К. Чуковский «Айболит» (заключительное чтение сказки).

1

Январь

21. Ш. Перро «Госпожа Метелица».

1

Февраль

22. Ш. Перро «Госпожа Метелица» (продолжение чтения сказки).

1

Февраль

23. Ш. Перро «Госпожа Метелица» (продолжение чтения сказки).

1

Февраль

24. Ш. Перро «Госпожа Метелица» (заключительное чтение сказки).

1

Февраль

25.  П. Бажов «Серебряное копытце».

1

Март

26. П. Бажов «Серебряное копытце» (продолжение чтения сказки).

1

Март

27. П. Бажов «Серебряное копытце» (продолжение чтения сказки).

1

Март

28. П. Бажов «Серебряное копытце» (заключительное чтение сказки).

1

Март

29. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

1

Апрель

30. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (продолжение чтения сказки).

1

Апрель

31. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (продолжение чтения сказки).

1

Апрель

32

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (заключительное чтение сказки).

1

Апрель

33

В.Катаев «Цветик-семицветик».

1

Май

34

В.Катаев «Цветик-семицветик» (продолжение чтения сказки).

1

Май

35

В.Катаев «Цветик-семицветик» (продолжение чтения сказки).

1

Май

36

В. Катаев «Цветик-семицветик» (заключительное чтение сказки).

1

Май

Общее количество занятий: в неделю – 1 занятие, в месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий.

1.4. Планируемые результаты формируются с учётом цели и задач программы:

Показатель

Способы проверки усвоения содержания

Уровень культуры воспитанников

Беседа, наблюдение

Уровень развития творческого мышления

Конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий

Уровень развития познавательной активности

Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Уровень развития мышления

Диагностические задания, беседа.

Уровень развития коммуникативных способностей

Игра - беседа, наблюдение

Уровень развития символических способностей (воображения и игры)

Наблюдение, беседа

В результате освоения программы достижения ребёнка 5-6 лет выражаются в следующем:  

-ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, мнемотаблице, коллажу, иллюстрация, моделям;

-умеет моделировать произведение;

-имеет богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями;

-различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ;

-имеет навыки описательного рассказа;

-активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной  общеразвивающей программы»

2.1.Календарный учебный график.

 УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № _____-АД от  03.09.2018г.

Содержание

Один год обучения

Количество групп

1 подгруппа детей

Начало учебного года

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

Всего недель учебных

36 недель

Каникулы

1,2 неделя января

1,2 неделя мая

Продолжительность рабочей недели

5 дней

ОД

подгрупповая

Время ОД

в соответствии с распорядком дня для каждой возрастной группы

Недельная образовательная нагрузка, ОД

1

Объем недельной образовательной нагрузки, минуты

25 мин.

Сроки проведения праздничных и традиционных мероприятий

01 сентября – День Знаний

27 сентября – День дошкольного работника

Октябрь месяц – Праздники осени «Осенины», Осенняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества

Последняя неделя ноября – День матери

3, 4 неделя декабря – Праздник «Новый год», Новогодняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества, Фестиваль творчества «Весёлая семейка»

Февраль/март - Масленица

3, 4 неделя февраля – Праздник «День защитника Отечества»

1,2 неделя марта – Праздник «8 марта – Международный женский день»

7 апреля – День здоровья, День открытых дверей

1, 2 неделя мая – Праздник «День Победы», Конкурс чтецов «Этот День Победы»

3,4 неделя мая – Выпускные вечера

1 июня – День защиты детей

12 июня – День России

2.2. Условия реализации программы с указанием:

Для успешной реализации программы необходимо наличие соответствующей материально-технической базы должного уровня. Занятия проходят в отдельном кабинете с хорошим освещением. В систему средств обучения наряду с методическими и наглядными учебными пособиями входит и различный раздаточный дидактический материал, который позволяет достигать поставленных целей обучения.

Материально-технические условия:

  • кабинет для занятий
  • раздаточный материал по темам
  • демонстрационный материал к изучаемым темам
  • простые и цветные карандаши

                                      Информационно – методические условия:

Настоящая программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет, реализуется в виде занятий по дополнительной  общеразвивающей программе  «В гостях у сказки». Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет - 25 минут.  Дети принимаются на основании заявления и  подписания договора с родителями.

Используемый служебный материал  

мнемодорожки

мнемотаблицы

иллюстрации

модели

к сказке К.Чуковского «Айболит»

к сказке Ш.Перро «Госпожа Метелица»

к сказке «Царевна-лягушка»

«Птицы»

к сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»

к сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»

«Перелётные птицы»

«Дикие животные»

«Зима»

к сказке Ш.Перро «Госпожа Метелица»

«Домашние животные»

к сказке «Хаврошечка»

к сказке П.Бажова «Серебряное копытце»

к сказке «Царевна-лягушка»

перелётных птиц

к сказке «Хаврошечка»

к сказке К.Чуковского «Айболит»

к сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»

к сказке «Хаврошечка»

времён года

осенних месяцев

старинной одежды

к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

часов

Наглядный материал

Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи

Литература для детей

1.Набор картин:

«Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Животные и их детёныши» и др.

2. Набор открыток: «Цветы», «Насекомые», «Деревья» и др.

3.Подбор иллюстраций с изображением старинной одежды.

4. Тематические фотоальбомы.

5. Пластилиновый театр «Алёнушка и лиса», деревянный театр «Маша и медведь», пальчиковый театр «Заюшкина избушка», настольный театр «Теремок.

6. Мягкие игрушки: кот, петушок, зайчик, лиса и др.

7.Наборы животных, насекомых (пластмассовые, деревянные).

8.Портреты писателей.

9. Счётные палочки, геометрические фигуры, тактильные мешочки, крупный строительный материал, мягкие модули, модель часов, глобус, компас

1. Энциклопедии.

2. Детская художественная литература о природе, животных, труде людей, окружающей действительности  и др.

3. Русские народные сказки.

4. Картотеки пословиц, поговорок, песенок, потешек, небылиц, загадок.

2.3. Формы аттестации

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  •  ведение журнала посещений,
  • отзывы родителей,
  • аналитическая справка,
  • написание статей на сайт детского сада.

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • показ открытых занятий для родителей,
  • проведение викторин,
  • мастер – классы.

2.4. Оценочные материалы с указанием:

Результаты (диагностика) освоения содержания программы

Предметом диагностики у детей старшей группы являются:

  • умение рассказывать знакомую сказку с опорой на наглядность (мнемодорожку, мнемотаблицу, модели, иллюстрации);
  • умения детей в познавательной и практической деятельности;
  • желание с интересом и внимательно слушать чтение литературного произведения;
  • умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого человека.

Диагностика осуществляется начальная и итоговая.

Методы диагностических исследований:

- индивидуальные беседы по вопросам, иллюстрациям, мнемодорожкам, мнемотаблицам, моделям;

- наблюдения за речью ребёнка во время  общения со сверстниками, взрослыми;

- дидактические игры.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий уровни освоения программы.        

Критерии диагностики развития речевых навыков у детей по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В гостях у сказки» смотреть в приложении 2.

Параметры диагностики

Низкий уровень:

-ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия;

-допускает смысловые ошибки в пересказах, при рассказывании требует помощи взрослого;

-словарный запас беден;

-речь недостаточна;

-пассивен в творческих играх.

Средний уровень:

-в рассказе ребёнок допускает ошибки, но сам их исправляет;

-в построении предложений не затрудняется;

-речь чистая, правильная;

-охотно принимает участие в играх, драматизациях, но не проявляет творческой инициативы.

Высокий уровень:

-ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, мнемотаблице, коллажу, иллюстрация, моделям;

-умеет моделировать произведение;

-имеет богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями;

-различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ;

-имеет навыки описательного рассказа;

-активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности.

 Планируемые результаты  освоения содержания программы

В результате освоения программы,  достижения  ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем:

-ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, мнемотаблице, коллажу, иллюстрация, моделям;

-умеет моделировать произведение;

-имеет богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями;

-различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ;

-имеет навыки описательного рассказа;

-активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности.

2.5. Методические материалы с указанием.

Основные методы обучения:

  • игровой,
  • мнемотехника,
  • метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ).

Дополнительные методы:

  • наглядные (наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических пособий);
  • словесные (беседы, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, сочинение сказок);
  • практические (рассматривание, упражнение, эксперименты, составление моделей, изобразительная деятельность, драматизация, инсценировка сказок).

Формы организации образовательного процесса: 

индивидуальная, подгрупповая, парная.

Формы организации учебного занятия:

занятие-путешествие, беседа, игра, наблюдение, мастер-класс, соревнование, развлечение, практические занятия.

Педагогические технологии:

индивидуализация обучения, подгрупповое обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, игровая деятельность.

Дидактический материал:

мнемотаблицы, мнемодорожки, модели, схемы, развивающие игры.        

2.6. Список литературы

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания, кол-во стр.

Вид издания, гриф

1.

Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.

«Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования  

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 год.

Программа

2.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др.

«Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2011 год.

Научно-методическое пособие

3.

Л.Е.Белоусова

«Удивительные истории»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 год

методическое пособие

4.

Т.В. Большева

«Учимся по сказке»

Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 год

Программа

5.

О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш

«Знакомим дошкольников с литературой»

Творческий центр Сфера», Москва, 2009 год

методическое пособие

6.

Л.Б. Фесюкова

«Воспитание сказкой»

Харьков, «ФОЛИО», 1997 год (издание не переиздавалось).

методическое пособие

 

                           

                                                                                                                                                                            Приложение 1.

Учебно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста.

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Материалы

1.

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».

начальная диагностика

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение образовывать множественное число существительное.

2. Развитие речевого дыхания, мелкой моторики рук.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, загадки о главных героях сказки, игра-имитация «Кто что делает?», д/и «Один-много», физкультминутка «Лесорубами мы стали», лепка «посуда» (по выбору ребенка), д/упр. «Накроем стол к обеду», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, загадки, игрушечная посуда, столик, дощечки для лепки, пластилин, салфетки.

2.

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице.

2.Развитие мышления, воображения.

3.Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ 1 части сказки по моделям, чтение 2 части сказки, беседа по содержанию сказки, рассказ о воробье по мнемотаблице «птицы», п/и «птички в гнездышках», постановка проблемного вопроса «а если бы…», лепка «воробей», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, модели героев сказки, мнемотаблица «Птицы», обручи для проведения подвижной игры, дощечки для лепки, пластилин, стеки, салфетки.

3.

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице и коллажу.

2. Воспитывать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды).

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ предыдущих частей сказки по наводящим вопросам, д/и «Чего не стало?», чтение 3 части сказки, артикуляционная гимнастика «песенка блина», психогимнастика «Настроение блина», динамичная пауза, разучивание потешки «ой, блины, блины», лепка из соленого теста, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, фигурки животных, солёное тесто, дощечки для лепки, салфетки.

4.

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» (заключительное чтение сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказывания сказки по мнемотаблице.

2. Совершенствовать общую и мелкую моторику рук.

3.Воспитание желания оказывать помощь, умения сопереживать.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, заключительное чтение сказки, воспитание добрых чувств, д/и «Чего не стало?», д/и «Один-много», рассказывание сказки по мнемотаблице, рисование главных героев сказки (по выбору ребенка), возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, фигурки животных, мнемотаблица, альбомный лист, краски, кисточки, салфетки.

5.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить определять по моделям осенние месяцы, обосновывая свои выводы.

2. Развитие умственной активности.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, беседа о приметах осени, д/и «Назови осенний месяц» (модели), рассматривание иллюстраций перелетных птиц, п/и «Птички в гнездышках», д/и «Назови птенцов» (лебедя, гуся, утки), д/и «Один-много», беседа по содержанию сказки, рисование «утка»,  возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, модели времён года, иллюстрации с изображением перелётных птиц, обручи для проведения подвижной игры, альбомный лист, краски, кисточки, салфетки.

6.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»  (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развитие мышления, воображения.

3. Воспитывать чувство жалости, желания помочь.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, рассказ о птицах по мнемотаблице «Перелетные птицы», пересказ 1 части сказки по картине «Птицы готовы к перелету», чтение 2 части сказки, воспитание добрых чувств: кого вам больше жалко старшую утку или ее дочь? Почему? Психогимнастика «Чем мы можем помочь уточке?» (ответы детей), возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица «Птицы».

7.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить подбирать однокоренные слова, закрепление умений рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Воспитание чувства дружбы.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 3 части сказки, пояснение слова «одиночество», придумывание однокоренных слов к слову «один», д/и «Хорошо-плохо», опыт с водой, беседа по содержанию сказки, рассказывание о зайце по мнемотаблице «Дикие животные», игра-имитация «заяц», беседа о прочитанном: какая опасность грозила уточке, аппликация из геометрических фигур «Заяц», «Лиса» (по желанию ребенка), возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, таз с водой для проведения опыта, мнемотаблица «Дикие животные», геометрические фигуры, белый картон, клей, кисточки, салфетки.

8.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка» (заключение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить составлять мнемотаблицу и рассказывать по ней.

2. Развитие воображения, мышления.

3. Воспитание коммуникативных качеств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, рассказ предыдущих частей сказки по моделям, чтение 4 части сказки, беседа по содержанию сказки, постановка провокационного вопроса «А если бы старичок не пришел и не забрал Серую Шейку домой?», составление мнемотаблицы по сказке, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, модели героев сказки.

9.

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучению рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, мотивация к чтению сказки, путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, беседа по содержанию 1 части сказки, речевая зарядка: как понимать выражение «работой заморили», игра-имитация «Какую работу выполняла Хаврошечка по дому?», рассказ по мнемотаблице «Домашние животные» о корове, рисование «Коровушка – Буренушка», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица «Домашние животные», альбомный лист, цветные карандаши.

10.

Русская народная сказка «Хаврошечка» (продолжение чтения сказки)

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить составлять телеграмму, продолжать обучать пересказывать по моделям.

2. Развивать умение рассказывать по мнемотаблицам.

3. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ 1 части сказки по моделям, чтение 2 части сказки, рассказывание о корове по мнемотаблице «Домашние животные», речевая зарядка: отправим срочную телеграмму Хаврошечке, связь сказки и экологии: какой букет можно собрать на поле, беседа: полезно ли рвать цветы, игра «Хорошо-плохо», аппликация «Полевые цветы», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, модели героев сказки, мнемотаблица «Домашние животные», картон, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки.

11.

Русская народная сказка «Хаврошечка» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать пересказыванию по иллюстрациям.

2. Развитие мышления и воображения.

3. Воспитание любви к добру.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ 1 части и 2 части по иллюстрациям, чтение 3 части сказки, развитие воображения: метод «введения частицы «не» (Триглазка ничего не видела)», аппликация из ткани «Выросла в саду яблонька», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, иллюстрации к сказке, картон, клей, кисточки, салфетки, ткань.

12.

Русская народная сказка «Хаврошечка» (заключительное чтение сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать рассказыванию сказки по мнемотаблицам.

2. Развитие логического и образного мышления.

3. Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, заключительное чтение сказки, рассказывание сказки по мнемотаблице, д/упр. «Продолжи сказку», пальчиковая гимнастика, д/и «Что за чем?», игра «Хорошо-плохо», метод аналогий, драматизация сказки, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица, атрибуты к драматизации сказки.

13.

«Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка, перевод С. Маршака).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развивать умение подбирать однокоренные слова.

3. Воспитывать коммуникативные умения и навыки..

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, рассказ по мнемотаблице о зиме, составление рассказа на тему: «Занятия детей зимой», отгадывание загадок о зиме, подбор однокоренных слов к слову «зима», физминутка «Два мороза», чтение 1 части сказки, пальчиковая гимнастика «Корзинка», лепка, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица «Зима», загадки о зиме, дощечки для лепки, пластилин, салфетки, стеки.

14.

«Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка, перевод С. Маршака) продолжение чтения сказки.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Обучить четкой артикуляции согласных звуков [в] [в].

2. Развивать фонематический слух.

3. Воспитывать понимание эмоционального состояния другого человека.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 2 части сказки, выяснение этимологии слов, д/и «Скажи наоборот», подбор однокоренных слов к слову «снег», связь сказки и математики: внесение модели часов, рассматривание модели часов, работа над дикцией, артикуляционная гимнастика, стихотворение «Январь», аппликация с помощью ваты «Зимний лес», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, модель часов, картон, цветная бумага, вата, клей, кисточки, салфетки.

15.

«Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка, перевод С. Маршака) продолжение чтения сказки.

Цель: развитие речи детей.

Задачи: 

1. Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развивать память.

3. Воспитывать доброту, скромность, чувство такта.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, повторение артикуляционной гимнастики, выбор лучшего чтеца, рассказ по мнемотаблице содержания предыдущих частей сказки, чтение 3 части сказки, подбор синонимов, заучивание песни «Марта», психогимнастика «Белые медведи», рисование: пальцевая живопись, возвращение  в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица, альбомный лист, краски, салфетки.

16.

«Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка, перевод С. Маршака) заключительное чтение сказки.

промежуточная диагностика

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить располагать картинки в определенной последовательности развития конкретного образа.

2. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать доброту, любовь, ласку к окружающим.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, д/и «Что за чем», чтение сказки до конца, развитие воображения: придумывание другого названия сказки, игра «Хорошо-плохо», метод аналогий (в каких сказках рассказывается о добрых, трудолюбивых девочках), драматизация части сказки на выбор детей, определить героев сказки, распределение ролей, выбор места, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, атрибуты для драматизации сказки.

17.

К. Чуковский «Айболит».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить рассказывать по моделям.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, моделирование времен года, игра «Путаница», этюд «Улыбка», игра «Вчера, сегодня, завтра», чтение 1 части сказки, д/и «Кто лишний?» (корова, волчица, жучок, червячок, медведица) почему, загадки о животных, которые приходят к доктору, игры-имитации «Лиса», «Заяц», штриховка «Зайчик», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, модели времён года, фигурки животных, загадки о животных.

18.

К. Чуковский «Айболит» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Обучать составлять мнемодорожку и по ней рассказывать.

2. Развитие мышления и воображения.

3. Продолжать работу по развитию коммуникативных умений и навыков.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ предыдущих частей сказки по иллюстрациям, чтение 2 части сказки, связь сказки и географии: нахождение на глобусе, карте реки Лимпопо, пустыни Сахары, составление мнемодорожки «Кто помогал доктору в пути», рассказ о волке по мнемотаблице «Дикие животные», игра-имитация «Волк», рисование пластилином «Мохнатые волки выбегают из-за елки», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, иллюстрации к сказке, глобус, мнемотаблица «Дикие животные», картон, пластилин, салфетки.

19.

К. Чуковский «Айболит» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать подбирать антонимы.

2.Развитие мышления и воображения.

3.Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ предыдущих частей сказки по наводящим вопросам, чтение 3 части сказки, продолжение составления мнемодорожки «Кто помогает доктору в пути» (кит, орлы), рассказ об орлах по мнемотаблице «Птицы», п/и «Море волнуется раз…», д/и «Скажи наоборот», аппликация из ткани «Тут выплывает кит», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемодорожка, мнемотаблица «Птицы», картон, ткань, ножницы, клей, кисточки, салфетки.

20.

К. Чуковский «Айболит» (заключительное чтение сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развитие речевого дыхания, мелкой моторики рук.

3. Воспитание добрых чувств, желание пожалеть слабого.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ предыдущих частей сказки по мнемодорожке, чтение 4 части сказки, д/и «Назови детенышей», д/и «Один-много», игра-имитация, составление мнемотаблицы по сказке, психогимнастика «Животные радуются», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемодорожка, иллюстрации с изображением животных жарких стран.

21.

Ш. Перро «Госпожа Метелица».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. При ответе на вопрос учить правильно строить предложение.

2. Развитие мышления и воображения.

3. Продолжать развивать коммуникативные умения и навыки.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, пояснение слов: падчерица, веретено, пряжа, метод аналогий: в какой сказке встречаются на пути главной героини печь, яблоня, беседа по содержанию сказки, физминутка «Испечем пирожок», лепка «Пирожки для девочки», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, дощечки для лепки, пластилин, стеки, салфетки.

22.

Ш. Перро «Госпожа Метелица» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить подбирать однокоренные слова.

2. Развитие умственной активности.

3. Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ предыдущей части сказки по мнемодорожке, чтение 2 части сказки, рассказ по мнемотаблице о зиме, речевая зарядка: подобрать однокоренные слова к словам снег и зима, п/и «Снег кружится», конструирование из счетных палочек «Дом госпожи Метелицы», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемодорожка, мнемотаблица «Зима», счётные палочки.

23.

Ш. Перро «Госпожа Метелица» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить рассказывать с помощью вопросов.

2. Развитие мышления и воображения.

3. Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, отгадывание загадок о зиме, пересказ предыдущих частей сказки по наводящим вопросам, чтение 3 части сказки, постановка провокационного вопроса «А если бы девочка не запросилась домой?», игра «Хорошо-плохо», физминутка, рисование «Зимний лес», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, загадки о зиме, альбомный лист, краски, кисточки, салфетки.

24.

Ш. Перро «Госпожа Метелица» (заключительное чтение сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развитие речевого дыхания, мелкой моторики рук.

3. Воспитание добрых чувств, желание пожалеть слабого.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение сказки до конца, артикуляционная гимнастика «Песенка Петушка», динамичная пауза, рассказ сказки по мнемотаблице, воспитание добрых чувств: «Кого вам больше жалко?» почему, аппликация (ткань+цветная бумага) «Снег кружится», «Белая вся улица» (коллективная работа), возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица, картон, цветная бумага, ткань, ножницы, клей, салфетки.

25.

П. Бажов «Серебряное копытце».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить соотносить прилагательное с существительным.

2. Развитие мышления и воображения.

3. Воспитание чувства сострадания и сопереживания.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, пояснение значений слов: сиротка, подаренка, пожитки, беседа по содержанию сказки, постановка проблемного вопроса «А если бы…», д/и «Какая?», рисование красками «Даренкина кошка» (кисть щетина), возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, альбомный лист, краски, кисточки, салфетки.

26.

П. Бажов «Серебряное копытце» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение в подборе антонимов, синонимов.

2. Развитие умственной активности.

3. Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ предыдущих частей сказки по вопросам, чтение 2 части сказки, д/и «Скажи наоборот», пояснение значения слова «балаган», беседа по содержанию 2 части сказки, рассказ о козле по мнемотаблице, д/и «Скажи по другому» (похлебка), игра-имитация «козлики», конструирование из счетных палочек, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица, счётные палочки.

27.

П. Бажов «Серебряное копытце» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать учить рассказывать с помощью вопросов.

2. Развитие мышления и воображения.

3. Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, отгадывание загадок о зиме, пересказ предыдущих частей по наводящим вопросам, чтение 3 части сказки, беседа о прочитанном по вопросам, связь сказки и экологии: «Какую пользу приносят козлы людям?», игра «Хорошо-плохо», физкультминутка, рисование по мокрому «Зимний лес», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, загадки о зиме, альбомный лист, краски, кисточки, салфетки.

28.

П. Бажов «Серебряное копытце» (заключительное чтение сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Воспитывать доброту, скромность, чувство такта.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение сказки до конца, артикуляционная гимнастика, динамичная пауза, рассказ сказки по мнемотаблице, аппликация (ткань +цветная бумага) «Камешки всякие посыпались», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица, картон, цветная бумага, ткань, ножницы, клей, салфетки.

29.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказыванию по мнемодорожке.

2. Развитие памяти, внимания, мелкой моторики рук.

3.Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, беседа по содержанию 1 части сказки, этимология слов: бояре, купцы, игра-имитация «Лягушка», артикуляционная гимнастика, подбор синонимов к слову «закручинился», рассказ по мнемодорожке о лягушке, рисование «Рубашка – батюшке царю» (рисование узоров), возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемодорожка, образцы узоров,  альбомный лист, краски, кисточки, салфетки.

30.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказыванию по мнемодорожке.

2. Развитие умственной активности, наблюдательности.

3. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ 1 части сказки по мнемодорожке, чтение 2 части сказки, беседа о прочитанном, игра-имитация «Испечем хлеб», д/и «Один-много», словообразование (придумать однокоренные слова к слову царь), д/и «Скажи ласково», лепка из соленого теста «Испечем мы каравай», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемодорожка, солёное тесто, дощечки для лепки, салфетки.

31.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать учить подбирать к словам антонимы.

2. Развитие умения в подборе определения к существительным.

3. Воспитывать способность к эмоциональному восприятию содержания сказки.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, пересказ предыдущих частей сказки по мнемодорожке, чтение 3 части сказки, беседа о прочитанном, д/и «Василиса премудрая какая?», постановка провокационного вопроса «А если бы…», динамичная пауза «Танцуют все», д/и «Скажи наоборот», значение слова «кафтан», рассматривание иллюстраций старинной одежды, пальчиковая гимнастика, рисование пластилином, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемодорожка, иллюстрации с изображением старинной одежды, картон, дощечки для лепки, пластилин, салфетки.

32.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (заключительное чтение сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развитие воображения.

3. Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение сказки до конца, рассказывание сказки по мнемотаблице, модели «Кто встретился Ивану-царевичу?», д/и «Кто лишний?», воспитание добрых чувств «Кого вам  больше жалко? Почему?», п/и «Птички в гнездышках», придумывание продолжение сказки «А что было дальше?», возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица, модели героев сказки, обручи для проведения подвижной игры.

33.

В.Катаев «Цветик-семицветик».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить подбирать синонимы к словам.

2. развивать память, внимание, смекалку.

3. Воспитывать коммуникативные умения и навыки.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, выяснение этимологии слов, подбор синонимов, связь сказки и математики: где еще встречается число 7, связь сказки и экологии: внесение компаса, нахождение сторон горизонта, д/и «Угадай, чего не стало?», раскрашивание цветика-семицветика восковыми мелками, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, компас, силуэты цветика-семицветика, цветные карандаши.

34.

В.Катаев «Цветик-семицветик» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить образовывать множественное число существительное.

2. Развивать связную речь.

3. Воспитывать взаимопонимание, дружбу.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, разучивание заклинания, чтение 2 части сказки, образование множественного числа существительных в игре «Один-много», подбор антонимов, связь сказки и географии: внесение глобуса, нахождение и рассматривание Северного полюса, связь сказки и математики, подвижная игра, симметричное вырезывание, аппликация, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, глобус, альбомный лист, ножницы, карандаши, клей, салфетки.

35.

В. Катаев «Цветик-семицветик» (продолжение чтения сказки).

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать учить распространять предложение путем ввода второстепенных членов предложения.

2. Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

3. Воспитывать доброту, любовь к окружающим людям.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 3 части сказки, связь сказки и географии, подбор однокоренных слов, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, превращения с помощью волшебной палочки, пальчиковая гимнастика «Цветок», рисование красками, возвращение  в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, альбомный лист, краски, кисточки, салфетки.

36.

В. Катаев «Цветик-семицветик» (заключительное чтение сказки).

итоговая диагностика

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать учить составлять схему к сказке.

2. Развитие связной речи.

3. Прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды).

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, рассказ предыдущих частей сказки по мнемотаблице, чтение заключительной части сказки, воспитание добрых чувств, пантомима, связь сказки и математики, схематичное изображение желаний Жени, возвращение в группу, итог занятия.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки, мнемотаблица.

1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год

                                              Диагностика развития речевых навыков у детей

старшего дошкольного возраста

                                                                                                                                                          Приложение 2.

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Рассказывание сказки по мнемодорожке

Рассказывание сказки по мнемотаблице

Сочинение нового сюжета сказки

Словарный запас

Исполнение монологической речи

Исполнение диалогической речи

Употребление в речи простых предложений

Употребление в речи сложных предложений

Понимание слов с переносных значений

Владение описательным рассказом

Итого

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль№1

Пояснительная записка с обоснованием:           Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №2

         Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №4

        Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития д...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеразвивающая программа «Запоминай-ка!» Мнемотехника Направленность программы: Социально -педагогическая Уровень программы: Вводный

    Дополнительная общеразвивающая программа«Запоминай-ка!» МнемотехникаНаправленность программы: Социально -педагогическаяУровень программы: Вводный...