Конспект выступления на пед.совте на тему: "Технологии исследовательской деятельности в ДОУ.Экспериментирование."
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая группа)

Якушкина Татьяна Петровна

Выступая на пед.совете, тема которого "Технологии исследовательской деятельности в ДОУ", мной была затронута проблема экспериментирования в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии исследовательской деятельности в ДОУ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В общении с детьми взрослый придерживается позиции быть не просто рядом с ним, а быть вместе. Его цель- способствовать становлению ребенка как личности.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести технологию исследовательской деятельности. П. 2.7 ФГОС ДО определяет один из видов детской деятельности для детей дошкольного возраста (3г. -8 л.) познавательно - исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

Дети по природе своей исследователиИсследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира,он хочет его познавать: он наблюдает как бабочка перелетает с цветка на цветок; он добавляет краску в воду и смотрит, что получится; изучает поведение домашних животных, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследованияИсследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Эксперимент используется в обучении для ознакомления детей со свойствами, не лежащими на поверхности изучаемого объекта. Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. При организации экспериментальной деятельности дети приобщаются к посильной исследовательской деятельности.

Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Для решения проблемной ситуации, взрослый предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод у них рождался как бы сам собой. Тем самым взрослый создаёт условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде и т. д.

На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдение;

-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, запахи и образы природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

   Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.Опыт (экспериментирование).

*Состояние и превращение вещества.

*Движение воздуха, воды.

*Свойства почвы и минералов.

* Условия жизни растений.

2.Коллекционирование (классификационная работа).

*Виды растений.

*Виды животных.

*Виды строительных сооружений.

*Виды транспорта.

*Виды профессий.

3. Путешествие по карте.

*Стороны света.

*Рельефы местности.

*Природные ландшафты и их обитатели.

*Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4. Путешествие по «реке времени».

* Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды).

*История жилища и благоустройства.

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

   Структура технологии детского экспериментирования:

1 постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

2 целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3 выдвижение гипотез (сбор данных, реализация в действиях)

4 анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось)

5 формулирование выводов

                    Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

ФЭМП   Художественное   Развитие   Познание  Труд   Укрепление     Чтение               Физическое

              творчество              речи                                          здоровья    художественной    воспитание

                                                                                                                         литературы

                              Практико – исследовательская деятельность

Исследовательские     Творческие      Практико-                 Информационные                 Ролево-

проекты                           проекты    ориентированные                                                          игровые    

       Правила безопасности:

1.        Работа под наблюдением взрослого.

2.        Сначала спроси - потом экспериментируй.

3.        Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

4.        Грязными руками не трогать глаза.

5.        Не брать ничего в рот.

   Исследовательская деятельность дает ребенку возможность самому найти ответы на вопросы :

ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ГДЕ? ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Удивительное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях. Задачи: - уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека...

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Экспериментирование детей в семье"

Раскрыть роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника. Мозговой штурм. Презентация "Экспериментальная деятельность детей в средней группе". Мастер-класс "Экспериментируем ...

КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «Пластичная глина» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)

Цель: 1. Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими  материалами (песок, камень).2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с ...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»

Программные задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человекаДать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.Опыт...

Конспект НОД с детьми дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования.Тема: Экспериментирование «Кому нужна вода»

Показать детям, как человек в своей жизни использует воду, способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимос...

Конспект образовательной деятельности (занятия) Образовательная область (Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования) Тема: «Маленькие волшебники»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применениеЗадачи:Образовательные: воспитывать люб...