перспективный план по РНК подготовительная группа
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Макарова Туяна Семеновна

Перспективный план работы по русской народной культуре в     подготовительной группе  на 2018 учебный год.

месяц

Тема

Цель и задачи

Формы работы

Февраль

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

 

 

 

«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)

 

 

«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

 

 

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

 

 

 

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

 

Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров;

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

 

Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

 

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

с/р. Игра «Семья»

март

«Народные промыслы:

хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

 жестовские подносы»

Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

 

 

Игра – путешествие « В музее  народного творчества»

    Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

-  «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

     Лепка на темы:

- «В гостях  у сказки»

- «Дымковские игрушки»

     Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

Дидактические игры:

   «Укрась кокошник», «Составь узор»

Выставка работ детского творчества «Город мастеров»

 

апрель

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

 

 

 

 

 

«Вербное воскресенье»

 

 

 

 

«Пасха»

 

 

 

 

Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.  Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

 

 

 

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

 

 

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

 

Рассматривание веточек вербы;

Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;

Игра с пением «Верба – вербочка»

 

Склеивание корзиночек подставок для яиц;

Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»

Праздник «Пасха»

май

«Не бывать на Руси весны без Егория»

 

 

 

«Про отцов и дедов помним»

 

 

 

 

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

 

 

Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

 

 

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

 

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы)  Развивать творчество, артистизм.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

Посещение Краеведческого музея (дети и родители)

 

Выставка работ детского творчества «Победный май»

Рассматривание фото из семейного альбома;

Утренник «День победы!»

 

Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»

Хоровод «Во поле береза стояла»

Загадывание загадок о березе, о лете;

Коллаж «Разноцветная полянка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное    предшествующим поколениям 
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

С.Михалков

 

Русская народная культура  направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Данная работа  опирается  на программу О.Л. Князевой,  М.Д. Маханевой  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», целью которой является  эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта работа  на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Работа  имеет  структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей и ценна тем, что участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

РНК  предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Актуальность: заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно система знаний, представленных в работе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Целью работы является: приобщение детей к русским народным традициям через праздничную культуру русского народа, для формирования у них первоначальных представлений о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи:

1. Освоение исторического и  культурного наследия России через памятные даты народного календаря.

2. Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.

3. Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

5. Обогащать словарный запас детей.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

1. Беседы.

2. Занятия на основе метода интеграции.

3. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

4. Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства.

5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.

6. Экскурсии в художественную галерею, краеведческий музей, детскую библиотеку.

7. Дидактические игры.

8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

9. Заучивание считалок,  закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

10. Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы

1. Метод  наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).

2. Словесный  (беседа, использование художественного слова, пояснения).

3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).

4. Сотворчество.

5. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность 30 минут.

              Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в поселке; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

 

Литература:

1. Картушина М.Ю Русские народные праздники в детском саду. – М.:  
Творческий центр «Сфера», 2007.

2. Князева О.Л., Махаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Издательство “Детство – Пресс”, 2006.

3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998.

5. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.

7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: Издательство «Линка-пресс», 2000.

8. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_rnk_podgotovitelnaya_gruppa.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по русской народной культуре в     подготовительной группе  на 2018 учебный год.

месяц

Тема

Цель и задачи

Формы работы

Февраль

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)

«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

 

Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров;

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

с/р. Игра «Семья»

март

«Народные промыслы:

хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

 жестовские подносы»

Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

Игра – путешествие « В музее  народного творчества»

    Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

-  «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

     Лепка на темы:

- «В гостях  у сказки»

- «Дымковские игрушки»

     Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

Дидактические игры:

   «Укрась кокошник», «Составь узор»

Выставка работ детского творчества «Город мастеров»

апрель

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

«Вербное воскресенье»

«Пасха»

Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.  Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

Рассматривание веточек вербы;

Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;

Игра с пением «Верба – вербочка»

Склеивание корзиночек подставок для яиц;

Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»

Праздник «Пасха»

май

«Не бывать на Руси весны без Егория»

«Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

 

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы)  Развивать творчество, артистизм.

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

Посещение Краеведческого музея (дети и родители)

Выставка работ детского творчества «Победный май»

Рассматривание фото из семейного альбома;

Утренник «День победы!»

Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»

Хоровод «Во поле береза стояла»

Загадывание загадок о березе, о лете;

Коллаж «Разноцветная полянка»

Пояснительная записка

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное    предшествующим поколениям 
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

С.Михалков

Русская народная культура  направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Данная работа  опирается  на программу О.Л. Князевой,  М.Д. Маханевой  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», целью которой является  эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта работа  на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Работа  имеет  структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей и ценна тем, что участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

РНК  предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Актуальность: заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно система знаний, представленных в работе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Целью работы является: приобщение детей к русским народным традициям через праздничную культуру русского народа, для формирования у них первоначальных представлений о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи:

1. Освоение исторического и  культурного наследия России через памятные даты народного календаря.

2. Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.

3. Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

5. Обогащать словарный запас детей.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

1. Беседы.

2. Занятия на основе метода интеграции.

3. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

4. Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства.

5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.

6. Экскурсии в художественную галерею, краеведческий музей, детскую библиотеку.

7. Дидактические игры.

8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

9. Заучивание считалок,  закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

10. Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы 

1. Метод  наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).

2. Словесный  (беседа, использование художественного слова, пояснения).

3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).

4. Сотворчество.

5. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность 30 минут.

              Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в поселке; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

Литература:

1. Картушина М.Ю Русские народные праздники в детском саду. – М.:  
Творческий центр «Сфера», 2007.

2. Князева О.Л., Махаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Издательство “Детство – Пресс”, 2006.

3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998.

5. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.

7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: Издательство «Линка-пресс», 2000.

8. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план взаимодействия педагогов подготовительная группа

песпективный план взаимодействия педагогов позволит скоординировать работу по воспитанию и обучению детей подготовительной группы...

Перспективный план кружка "Почемучки" подготовительная группа

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Перспективный план работы в подготовительной группе ДОУ образовательная область "Социализация"

Предлагаю примерный перспективный план работы по воспитанию социокультурных норм у детей в подготовительной группе ДОУ...

Перспективный план на январь подготовительная группа

             Перспективный план на январь в подготовительной группе.   ...