Консультация для родителей на тему: «Художественная литература как условие гендерной социализации детей»
консультация (старшая группа)

Альканова Ольга Ивановна

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Уже многие десятилетия литературные произведения являются неизменным спутником социализации подрастающего поколения. И хотя в последнее время прессинг аудиовизуальной и компьютерной культуры несколько оттеснил книгу на второй план, что касается общественного дошкольного воспитания, то детское чтение по–прежнему остается весьма востребованной и распространенной педагогической практикой. Об этом, в частности, свидетельствуют российские образовательные программы для дошкольников, предполагающие ознакомление детей с произведениями художественной литературы, а также многочисленные издания массовыми тиражами различных сборников и хрестоматий, рекомендованных воспитателям и родителям для чтения детям. А значит, сохраняет свою актуальность проблема выбора «нужной для ребенка книжки», реализация которой, как полагал классик зарубежной психологии А. Гезелл, должна осуществляться по аналогии с подбором потребляемой им пищи – с большой осторожностью и чувством меры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Консультация для родителей на тему: «Художественная литература как условие гендерной социализации детей»

Подготовила:

воспитатель

Альканова О. И.

2020г.

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Уже многие десятилетия литературные произведения являются неизменным спутником социализации подрастающего поколения. И хотя в последнее время прессинг аудиовизуальной и компьютерной культуры несколько оттеснил книгу на второй план, что касается общественного дошкольного воспитания, то детское чтение по–прежнему остается весьма востребованной и распространенной педагогической практикой. Об этом, в частности, свидетельствуют российские образовательные программы для дошкольников, предполагающие ознакомление детей с произведениями художественной литературы, а также многочисленные издания массовыми тиражами различных сборников и хрестоматий, рекомендованных воспитателям и родителям для чтения детям. А значит, сохраняет свою актуальность проблема выбора «нужной для ребенка книжки», реализация которой, как полагал классик зарубежной психологии А. Гезелл, должна осуществляться по аналогии с подбором потребляемой им пищи – с большой осторожностью и чувством меры.

Содержание любой детской книжки в любой стране определяется в основных своих чертах господствующей в стране идеологией. Особенно это касается произведений, входящих в официальные программы детского чтения и составляющих суть литературного образования дошкольников. Как известно, в каждом обществе одним из значимых аспектов идеологии выступают доминирующие социальные предписания, адресованные лицам женского и мужского пола, которые принято называть гендерными нормами и стандартами. Поэтому вполне закономерно, что подобного рода информация находит отражение и в детской литературе, преподнося своим читателям и слушателям уроки гендерных отношений, передавая в «зашифрованном» виде распространенные в обществе гендерные стереотипы, лежащие в основе процесса конструирования различий между полами, и способствуя их присвоению.

Так, по мнению авторитетного гендерного социолога М. Киммела, книги, как и СМИ, хотя и не оказывают прямого воздействия на гендерное поведение детей, их репрезентации становятся существенным фактором в выстраивании ребенком собственных представлений о гендере. Кроме того, если принять во внимание позицию психоаналитиков, согласно которой любимые в детстве сказки определяют дальнейшую судьбу человека, логично предположить, что через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, т. е. чтение или слушание литературных произведений участвует в создании гендерной личности. Иными словами, с позиций концепции Л. С. Выготского, через книгу происходит врастание ребенка в гендерную культуру того общества, где он живет и развивается.

Аспекты формирования гендерной принадлежности ребенка нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и включены в содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Главная задача гендерного воспитания в детском саду - это улучшения взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. Кто же может стать образцом гендерного поведения для ребёнка?  

В период дошкольного детства в процессе гендерной социализации определяющую роль играет художественная литература.

Введение ФГОС  позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на своё усмотрение.

Знакомство с художественной литературой  для формирования у детей гендерной культуры не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание книг необходимо организовывать во все моменты жизни детей в детском саду. Список литературы  для полоролевого воспитания детей рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, планирует воспитатель.

Художественная литература - это средоточие исторических фактов и житейской мудрости, она  открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,  в ней содержится совокупность различных социальных норм и ценностей.

Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, следовательно, художественные произведения для детей (особенно фольклор) являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.    Фольклорные произведения очень любят дети, т.к. они поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины. Рассмотрим некоторые формы народного творчества.

  1. Пестушки  (от слова «пестовать» — нянчить, растить, холить) — один из видов устной поэзии для детей младенческого возраста.

Пестушки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые вызывают у ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции. (Ай, люли, ай, люли, прилетели голуби. Будем голубей кормить, нашу доченьку любить! или Будем доченьку купать и  все хвори прогонять!)

  1. Потешка - жанр устного народного творчества. Исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

(А чу чу, а чу чу, я горошек молочу на чужом на тожку, на прилипочку…)

Так, пестушка незаметно переходит в потешку - песенку – приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Когда ребенок начинает становиться на ножки, приговаривают и припевают: «Дыб, дыб, дыбочек!», «Топ, топ, топоточек!».

Здесь происходит не только словесное, но и физическое общение ребенка с матерью или другими родственниками. Для ребенка очень важен физический контакт с родителями. Во время потешек они чувствуют теплоту маминых рук, ее нежные прикосновения.

  1. Неисчерпаемый источник гендерного воспитания представляют пословицы и поговорки.

Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли, народные изречения, или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме.  В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д.; народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов.

«Мужик хлопочет – себе добра хочет», «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит», и другие

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей.

  1. В  колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота»,   «А баиньки, баиньки качаю дочку маленьку».

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях – величаниях мальчиков и девочек.

Для мальчика:

Мой сыночек, мой дружочек,  

Мой сиреневый цветочек,

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый, смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

Для девочки:    

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась.

И с рассветом просыпалась

Вы, конечно же, знаете, как красочно иллюстрированы данные жанры народного творчества. Такие книжки дети с большим удовольствием подолгу рассматривают, а произведения воспитатель предлагает детям для  прослушивания и заучивания,  затем дошкольники применяют элементы русского фольклора в в сюжетно – ролевых играх, в театральной деятельности , на  праздниках и развлечениях.

  1. Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются сказки.

Как в народных, так в авторских и  в дидактических сказках в художественной форме даны образцы гендерного  поведения. Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации:

  • терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;
  • силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;
  • любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;
  • проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.

При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

В половом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы:

  • «мужские», где главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. («Колобок», «Три Поросёнка», «Мальчик – с- пальчик» и другие)
  • «женские», где главная героиня – персонаж женского пола («Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка» и другие.)
  •  «смешанные», где есть два главных героя обоих полов. («Царевна – Лягушка»)

Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.  

То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» - женское поведение. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предшественником гармоничного союза.

Выбирая художественные произведения для чтения детям, необходимо обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, присущие представителям разных полов.

Девочкам нужны литературные произведения, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг ее чтения только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери.

Мальчикам нужны произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, находчивости, необходимо, чтобы была выделена общественная значимость и нравственная направленность этих качеств. Смелость и сила нужны, только при защите справедливости, слабых и обиженных, а также при определённой работе. Мальчикам необходим положительный пример взаимоотношений мальчика с девочкой, мальчика с родителями и родственниками.

Таким образом, выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.

Вот несколько примеров литературных произведений с описанием тех положительных черт характера, которые свойственны и желательны для представителей обоих полов.

Литература для девочек:

—  Украинская сказка "»Хроменькая уточка».(Девушка: Трудолюбие, терпение, покладистость).

—  Русская сказка «Гуси-лебеди», Девочка: Смелость, ответственность, любовь к брату.

—  В. Одоевский «Мороз Иванович», Рукодельница: Трудолюбие, оптимизм, доброта, смелость, послушание, забота о других.

Литература для мальчиков:

—  Украинская сказка «Катигорошек», Катигорошек: Сила, смелость, доброта.

—  Русская сказка «Бой на Калиновом мосту», Иван-крестьянский сын: Сила, мужество, бдительность, патриотизм.

Необходимо очень тонко и аналитически подходить к отбору художественных произведений для использования в работе по полоролевой социализации, следуя требованиям:

  • доступность возрасту;
  • эмоциональная привлекательность
  •  динамичность сюжета;
  • образное описание главных героев;
  • наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.

Художественная литература и устное народное творчество - это кладезь мудрости, неиссякаемый источник воспитания детей. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать, и не принимают других - отрицают их отношение к жизни, не одобряют их

поведение и не хотят быть на них похожими.

 В условиях современного российского общества, для которого все более характерны тенденции поливариативности и индивидуально–личностного подхода в воспитании и обучении (во всяком случае, на уровне провозглашаемых ценностей), ориентация психолого–педагогической науки и практики на идеалы развития и дальнейшей самореализации внутреннего потенциала каждого ребенка, ознакомление детей с произведениями художественной литературы как неотъемлемый элемент их образования, должно создавать благоприятные условия для развития у детей самостоятельности, творчества, инициативы и свободы выбора с позиций гендерного равенства. Поэтому возникает необходимость выстраивания содержания литературного образования на этапах раннего онтогенеза в соответствии с происходящими социальными изменениями. При этом также важно показать, что значимость информации по данной проблеме обусловлена еще и тем, что в отличие от содержания СМИ содержание предлагаемых детям литературных произведений может быть подвержено специальному отбору со стороны психологов, педагогов, родителей с учетом их приемлемости для развития личности, адекватной реальной социальной действительности, идеалам гуманизма и демократии, включая принципы гендерного равноправия.

Гендерный анализ произведений детской художественной литературы.

1. Современные издания (не ранее 1997 г.), ориентированные на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Стихотворные и прозаические произведения, составляющие «книжное ядро» «золотой библиотеки детства» (маркированные в аннотации как лучшие произведения детской литературы), изданные достаточно крупными на сегодняшний день тиражами (не менее 5 тыс. экз.).

3. Произведения, наиболее востребованные в реальной современной педагогической практике (например, стихотворения А. Л. Барто).

4. Произведения, включенные в официальные программы детского чтения, рекомендованные Министерством образования РФ, которые можно считать проявлением отечественного легитимного дискурса.

В качестве примерных можно предложить использовать тексты из приведенных ниже изданий.

1. Книга для чтения в детском саду и дома: 4–5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова. – М.: Оникс, 2006.

2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5–7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова. – М.: Оникс, 2006.

3. Хрестоматия по детской литературе / Сост. И. Н. Арзамасцева, Э. И. Иванова, С. А. Николаева. – М.: Академия, 2000.

4. Хрестоматия «Любимое чтение в детском саду: от 5 до 7 лет. Сказки, стихи, рассказы». – М.: Планета детства, 2003.

5. Барто А. Л. Избранные стихи. – М.: Планета детства, 1999.

6. Книга о тех, кого ты любишь. Стихи и сказки. – М.: Транзиткнига «Планета детства», 2004.

7. Катаев В. П. Дудочка и кувшинчик. Сказки и рассказы. – М.: Дрофа–Плюс, 2007.

8. Печерская А. Н. Дети – герои Великой Отечественной войны. Рассказы. – М.: Дрофа–Плюс, 2007.

Таким образом, книга помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается.  И мы очень надеемся, что из наших мальчиков и девочек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по чтению художественной литературы для детей с рождения и до школы

Данная консультация для родителей по чтению художественной литературы детям от рождения и до школы направлена на решение уже достаточно избитой проблемы - как мало мы читаем. А ведь любовь к книге зак...

Консультация для родителей по чтению художественной литературы детям

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»...

Консультация для родителей на тему: "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Консультация для родителей на тему : "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях"...