Научная статья.
статья

Келий Ирина Юрьевна

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_keliy_i.yu_.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Келий И.Ю.

студент магистратуры

Научный руководитель: Чмелева Е.В.

профессор кафедры педагогики психолого-педагогического факультета,

д. пед.наук,

СмолГУ,

Смоленск, Россия

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Аннотация. Данная статься раскрывает концептуальные подходы к пониманию сущности социального интеллекта, выявляются основные взгляды на его природу и условия формирования. Исходя из анализа работ выявлено, что до сих пор не существует общепризнанного определения социального интеллекта. Однако большинство ученых сходятся в том, что развивать социальный интеллект необходимо начинать в дошкольном детстве, с использованием всех компонентов социальной среды составляющую окружающий мир ребенка.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, социальное развитие старших дошкольников, ознакомление с окружающим миром.

Вход в нашу жизнь современных информационных технологий изменил стандарты и правила взаимодействия между людьми. Возрастающий поток информации, и в большей мере информационного шума, приводит к социальной замкнутости, притуплению «человеческих» чувств, возможности к сочувствию и состраданию. Возрастающая технологическая нагрузка так же приводит к социальной дезадаптации [5].  Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образования  на сегодняшний день, является подготовка ребенка к полноценной социализации в обществе, развитие социального интеллекта.

Важность развития социального интеллекта побудила ученых исследовать его сущность и структуру.

Первоначально социальный интеллект рассматривался в концепции структуры общего интеллекта (Дж. Гилфорд, Г.Ю. Айзенк). В концепции Г.Ю. Айзенка под социальным интеллектом понимался интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации под воздействием условий определенной социальной среды [4].  Позже в 60-е годы XX века
Дж. Гилфорд подходил к социальному интеллекту как особым интеллектуальным способностям, независящим от фактора общего интеллекта и связанных, в первую очередь, с познанием поведенческой информации [7].

В отечественной психологии одним из первых исследователей социального интеллекта стала М.И. Бобнева, определяя его в системе социального развития личности. В дальнейшем проблемой социального интеллекта занимались Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова, Я.И. Михайлова, Д.В. Ушаков, М.И. Бобнева, В.Н. Куницина, Ю.В. Мартиросова,
О.Б. Чеснокова, А.И.Савенков, Е.В. Субботский и др. Эти специалисты доказали, что развитие социального интеллекта – длительный и многомерный процесс, успешность которого зависит от многих обстоятельств и факторов, где не последнюю роль играет развитие социальных навыков индивида [9].

В процессе анализа данных работ удалось выявить основные взгляды на природу социального интеллекта и условия его формирования. Не вдаваясь в тонкости основных позиций отметим, что понятие социального интеллекта, вошедшее в отечественную и зарубежную науку в начале
ХХ века, до сих пор не имеет общепринятого определения. На наш взгляд, наиболее полно понятие социального интеллекта представлено в обобщенной трактовке Харитоновой И.В., которая выделяет два основных подхода:

1) социальный интеллект понимается как  познавательная способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с окружающими людьми;

2) социальный интеллект – поведенческое умение, основанное на способности выполнять внутренние действия [8].

Кроме общих психологических особенностей важное значение в процессе развития социального интеллекта у старших дошкольников имеет ознакомление с окружающим миром. С самого рождения дети активно познают все явления, которые их окружают – природу, людей, предметы, выстраивая свою «картину мира», пытаясь понять закономерности происходящих процессов [1]. Психологами доказано, что элементарные социальные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретаются ребенком именно в дошкольный период. Поэтому проблема формирования представлений об окружающем мире у детей с давних времен привлекала внимание исследователей.

Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах
Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского.
Д. Б. Эльконин отмечает, что именно к 7 годам происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях и нормах [7].

Мы согласны с мнением Т.И. Бабаевой в том, что социальное развитие дошкольника осуществляется при условии «представленности» в образовательном процессе детского сада всех компонентов социального опыта  и максимальной возможности для детей проявлять самостоятельность в их освоении [2]. Это один из путей развития социального интеллекта у старших дошкольников.

Второй путь - через процесс познавательной деятельности. Каждый компонент картины мира входит в жизнь ребенка старшего дошкольного возраста через средства познания, которые по степени контролируемости педагогом Е.А. Виноградова разделила на три группы:

  • получение информации из источников контролируемых и управляемых взрослым (информация передаваемая самим взрослым);
  • источники информации частично поддающиеся управлению со стороны взрослого (художественные средства, которые отбирает взрослый исходя из педагогической целесообразности);
  • неуправляемые взрослым источники получения информации («случайная» информация из собственного опыта взаимодействия с другими людьми и наблюдения окружающей действительности) [3].

Таким образом, анализ научной литературы показал, что в настоящее время специалисты испытывают большие трудности с определением социального интеллекта. При этом всеми исследователями подчеркивается особая значимость развития социального интеллекта для успешной адаптации в социуме. Кроме того, в процессе ознакомления детей с окружающим миром идет развитие социального интеллекта.

Список литературы

  1. Волосовец Т.В., Зыкова О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии // Сборник статей. – М.: «Русское слово», 2015.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 280 с.
  3. Методика ознакомления дошкольников с окружающим миром: Из опыта работы Виноградовой Е.А., воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 пос. Теплоозерск». – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. – 48 с.
  4. Пиаже Ж Психология интеллекта.- СПб.: Питер, 2013. - 192 с.
  5. Ростовых Д.А.  Социальный интеллект как фактор  общественного развития  в условиях информатизации  // Автореф. на… канд. фолософ. наук. – М., 2007
  6. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
  7. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2004.
  8. Харитонова И.В. Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики // Автореф. на соиск. …канд. психол. наук. – Краснодар 2006. – 28 с.
  9. Чеснокова О. Б., Субботский Е.В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал « В поисках смысла». – 2010. - №2(4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...

научная статья

Ручной труд в умственном развитии дошкольника...

Научнная статья

здоровье сберегающие технологии...

научная статья

"Язык и рука"...