Образовательная деятельность в рамках самообразования по теме: «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Денисова Ирина Александровна

Музыкальное занятие для детей 6-7 лет

« Как дети музыку искали»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_samoobrazovaniyu.docx836.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

с. Александровское.

Образовательная деятельность в рамках самообразования по теме:

«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию.

            Музыкальный руководитель

Денисова Ирина Александровна.

2019г.

Образовательная деятельность в рамках самообразования по теме:

«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию».

Введение:

«Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму».

Программа « От рождения до школы» Н. Е. Веракса

Программа музыкального воспитания по ФГОС ДОУ направлена на социализацию и индивидуализацию развития личности ребёнка.

Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.

    Для дошкольника музыкальное развитие происходит в виде игры.

Именно в этом виде деятельности эффективнее всего можно поддерживать заинтересованность, инициативность дошколят в образовательном музыкальном процессе, когда ребёнку предоставляется выбор музыкального материала, любых форм музыкальной активности .

     Многим детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства и эмоции, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только для индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, завязывания дружеских отношений между детьми.

     На таком занятии особенно ярко проявляют себя музыкальные дети – те, которые имели явную склонность к музыке, и кроме того являлись хорошими организаторами. Получая какой-либо музыкальным опытом, ребёнок становились активнее и изобретательнее. Очень гордятся тем, что способен порадовать своим творчеством окружающих.

      Обратившись к теме музицирования  в ДОУ я познакомилась с публикациями таких знаменитых педагогов, как Т. Э. Тютюнникова, И. М.Каплунова,   О.П.Радынова, Карл Орф, А. И. Буренина.

И пришла к выводу, что маленькие дети должны учиться легко. На занятии нет места скуке и однообразию, дискомфорту или страху. Главное - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. На таком занятии не все участники должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом участвует в игре. 

Развивая музыкальность, эмоциональное отношение к музыке, мы развиваем творческое воображение ребёнка. А это качество необходимо человеку в любых сферах жизнедеятельности.

Актуальность:

   Проводя анкетирование старших дошкольников в  образовательной области художественно – эстетическое развитие, я выявила большой интерес детей к музицированию. На музыкальном занятии не всегда удаётся выделить время для этой деятельности. Обычно музированием занимаются по подгруппам.      Я решила в рамках темы по самообразованию разработать занятия, посвещённые этому виду музыкальной деятельности. В выборе этой темы меня поддержали и родители, которые планировали продолжить обучение детей в музыкальной школе.

Музыкальное занятие для детей 6-7 лет

« Как дети музыку искали»

Методические рекомендации к занятию.

   С самого начала занятия необходим позитивный эмоциональный настрой на музыкальную образовательную деятельность. Для удержания внимания детей  на занятия достаточно 8-10 заданий. Выполнение одного задания может длиться от  2мин.- до 5 мин..

    Мелодии для оркестра детских музыкальных инструментов желательно подбирать не сложные, основанные на детских песнях и танцах.

    Во время занятия детей надо чаще подбадривать, хвалить. Обращать внимание на доброжелательные взаимоотношения детей в коллективе. Заинтересовывать такими фразами, как: « Мы сейчас будем играть и придумаем что-нибудь интересное». Давать возможность самим принимать решения и как можно больше импровизировать.   

     При подготовке к занятию мы с ребятами просматривали интерактивные презентации о детских музыкальных инструментах. Занимались озвучкой коротеньких историй и стихотворений. Играли в ритмические игры « Ножки ладошки», « Овощной ритм». Музыкально – дидактические игры: « Нотный дом », «Музыкальное лото», «Узнай песню по ритму». Разучивали ритмические приветствия. Пропевали звукоряд по системе сальмонизации.

Основная часть:

Цель: обучать детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования.

Задачи:                                                                                                            

1.Развивать творческие способности, импровизационное мышление, метроритмическое чувство и социально-коммуникативные качества детей.                                                                     1.Развивать слуховое внимание, тембровый слух, умение исполнять элементарные партии на детских музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле.                                                                                                                                  3. Формировать способности детей к самовыражению через различные виды музыкальной деятельности.

Материалы к занятию:

  • Волшебный колодец;
  • ИКТ - Ритмическое упражнение на развитие слуха «Поймай снежинку»;
  • аудиозаписи музыкальных пьес;
  • музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, бубен, бубенцы, ложки, барабан, медная тарелка, ксилофон;
  • Листы А4, на которых белой пастелью нарисован нотный стан и ноты.

Виды деятельности:

  1. Ритмическое приветствие
  2. Игра « Что сказал барабан? »
  3. Игра «Узнай звук»
  4. Игра «Музыкальные прятки»
  5. Озвучивание стихотворения «Едем, едем на лошадке» Т. Тютюнникова
  6. Музыкально - ритмические импровизации
  7. Ритмическое  упражнение  для развития слуха. «Поймай снежинки»
  8. Музыкальный оркестр « Маленькая ёлочка»
  9. Игра « Угадай по ритму».

Планируемые результаты:

Главный результат музыкальной образовательной деятельности – обучение детей языку музыки, для дальнейших творческих импровизаций.

Все методы и приемы направлены на воспитание позитивного настроя на музыкальную, ритмическую, деятельность. Желание заниматься музыкой.

Активизацию музыкального внимания, памяти, на протяжении всего занятия. Повышение творческой и эмоциональной мотивации детей, развитие тембрового внимания.

На занятии дети закрепят умение исполнять элементарные партии на детских музыкальных инструментах, озвучивая стихотворение.

С помощью музыкально – ритмической импровизации у ребят будут развиваться двигательная активность, импровизационное мышление.

Планирую привлечь внимание ребят к самостоятельной музыкальной деятельности после занятия.

 Ход занятия:

 Дети заходят на занятие под марш и становятся в круг.

1. Ритмическое приветствие « Даба-даба-дам. Добрый день»

Муз. руководитель предлагает детям в произвольном порядке поприветствовать друг друга с помощью ритмичных хлопков  в ладоши и шлепков по коленям.

Муз. руководитель – Ребята, как мы сегодня с вами поздоровались?

Правильно. Мы поздоровались с помощью ритма. Что же такое ритм?

Ответы детей: Звуки долгие и короткие.

А могли бы вы выполнять какие – либо движения без музыки?

Кто нам может в этом помочь?

Предлагаю поиграть в ритмическую игру.

2. Игра « Что сказал барабан?» 

Муз. руководитель задаёт музыкально – ритмических движений (шаг, прыжки, подскоки, бег) с помощью отбивки ритма в бубен. 

Потом предлагает детям проявить инициативу, самостоятельно задать ритм.                                                                                        - Неожиданный звук доносится со стороны «волшебного колодца», который стоит в углу музыкального зала.                                                                             Муз. руководитель - «Кто спрятался в волшебном колодце?»

3. Игра «Узнай звук» («достраивание» ситуации по звуку.)

Муз. руководитель - Что это?! — Что это за звуки? (из колодца раздаются звуки например: щелкание ножницами, переливание воды, звон  посуды).

Муз. руководитель - Можно ли назвать эти звуки музыкальными? Если нет, то почему?

Ответы, рассуждения детей.

Муз. руководитель - Ребята, давайте попросим выйти к нам того, кто издает все эти звуки.

Дети вместе с муз. руководителем произносят - Кто в колодце, отзовись. Перед нами появись.

Появляется Гном.

Муз. руководитель -  Здравствуй милый Гном. Почему ты так шумишь, и зачем забрался в волшебный колодец?

Гном – Я гулял в лесу и потерял свою любимую песенку. Вот забрался в этот колодец и ищу её. Вы поможете мне её найти?

Муз. руководитель - Ребята, что нужно  для того, чтобы музыка появилась?

Ответы детей:  Нужны ритм, мелодия, муз.инструменты…

Гном – Но у меня нет музыкальных инструментов.

Муз. руководитель – Мы с ребятами дадим тебе инструменты, но сначала с нами поиграй.

4.Игра «Музыкальные прятки»

(Игровой материал: прозрачная ткань, набор музыкальных инструментов.)
Дети сидят все вместе, накрытые прозрачной тканью , Гном ходит по кругу.

Исполняется  попевка  (текст авторский):
- В прятки мы с тобой играли, инструменты выбирали.

Раз, два, три. Музыкантом будешь ты.

Ребенок, до которого дотронулся Гном, встаёт, берет музыкальный инструмент и играет свое имя. Дети называют звучащий инструмент.

Игра продолжается, пока все дети не выберут себе инструменты и не угадают их по звучанию.

Муз. руководитель -  Ну вот, теперь, когда у нас есть музыкальные инструменты, давайте сыграем с Гномом нашу музыкальную сказочку.

 5.« Едем, едем на лошадке» Т. Тютюнникова

( озвучивание стихотворения муз. инструментами)

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней  гладкой:

Цок, цок, цок - цок, цок, цок.

Санки скрипят ( трещётки), бубенчики звенят ( бубенцы)                                            Дятел стучит (ложки), вьюга свистит ( флейта)

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней  гладкой:

Цок, цок, цок - цок, цок, цок.

Белка на ветке орешки всё грызёт (рубель) щёлк, щёлк.

Рыжая лисичка зайчишку стережёт (метёлочка с барабаном)

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней  гладкой:

Цок, цок, цок - цок, цок, цок.

Холод, холод, стужа, стужа (металлофон)

Снег пушистый кружит, кружит (треугольник)

Ехали, ехали, наконец доехали.

С горки « У-у-ух!» (ксилофон), в ямку «Бу-у-ух!» ( тарелка).

Гном – Мне очень понравилась ваша музыкальная сказка. Но в ней нет моей песенки. Она была такая красивая...

Муз. руководитель – Давай поищем твою песенку в наших знакомых мелодиях.

6. Музыкально - ритмические импровизации.

Ребятам предлагается подобрать  музыкально – ритмические движения

под  музыкальную нарезку знакомых танцевальных композиций.

(Музыкальный образ матрёшек, супер - героев, звёздочек, маленьких лебедей.)

Гном – Мне очень понравилось с вами танцевать. Я даже немножко вспомнил свою песенку. Берёт металлофон, наигрывает отрывок.

Муз. руководитель – Ребята, а мы знаем такую песенку?

7. Ритмическое упражнение  для развития слуха. «Поймай снежинки»

На экране мультимедийная  ритмическая презентация песни « Маленькая ёлочка». Дети простукивают ритм песни – « ловят снежинки».

8. Музыкальный оркестр « Маленькая ёлочка»

Дети садятся за столы, на которых разложены музыкальные инструменты.

Исполняют музыкальное произведение.

C:\Users\админ-с\Desktop\Фото занятия\IMG_1369 (1).JPG

C:\Users\админ-с\Desktop\Фото занятия\IMG_1370.JPG

Гном Спасибо ребята, что вы помогли мне найти мою музыку.

Муз. руководитель – Ребята, теперь вы знаете, как можно вспомнить или даже сочинить свою песенку?                                                                                                                              - Правильно. Нужно придумать или вспомнить ритм и мелодию. И тогда получится музыка.    

  9.Игра « Угадай по ритму».                                                                                                              Муз. руководитель - Кто же сможет нам задать свою музыкальную загадку с помощью ритма?

Дети задают свои муз. загадки, простукивая ритм.

Муз. руководитель - А что нужно сделать, чтобы не забыть свою песенку, как это получилось у Гнома?                                                                                                            

 Как записывается музыка? Правильно нотами.    

Сегодня я для вас приготовила волшебные листочки. Пока они беленькие. Но если вы раскрасите эти листочки  акварельными красками в цвет своего настроения они превратятся в музыкальные. На листочках появятся ноты.  

 Ребята, вам понравилось искать музыку Гномика?

Что нового вы узнали на занятии? Что больше всего запомнилось и понравилось?                              

Муз. руководитель – Спасибо тебе Гномик за песенку. Оставайся у нас в гостях. Ты нам очень понравился.

Деятельность в группе после занятия.                                                                           Муз. руководитель -  Ребята давайте скорее превратим белые листочки в цветные и музыкальные. Дети берут акварельные краски, закрашивают листочки и на них проявляются ноты.

 

Список литературы:

1.А. И. Буренина Программа «Ритмическая мозаика» 2006г. 

2. Журнал  «Вестник педагогического общества     Карла Орфа», №11, 2002г.

3. О.П.Радынова « Музыкальное воспитание»,1998г                                                                    4. Т. Э. Тютюнникова « Элементарное музицирование» 2004г.                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »

 Методическая разработка « Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »...

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности

Данный материал на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности" использовался на методическом объединении воспитателей.Презентация с...

статья на тему "Развитие творческих способностей у дошкольников посредством музыкальной деятельности».

quot;Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи".  К. Г. Паустовский...

План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей посредством ручного труда»

Развитие творческих способностей дошкольников является одним из самых важных жизненных вопросов на современном этапе и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях т...

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством пластилинографии»

Предлагаю вашему вниманию обобщенный опыт занятий по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином — пластилиног...