Игровые технологии в ДОУ
статья (старшая группа)

Татьяна Лабенская

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ делает ребёнка более активным; повышает познавательный интерес; развивает память, мышление и внимание;

способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

развивает логическое и критическое мышление; формирует навык выстраивания причинно-следственных связей; воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

поощряет проявление инициативы; способствует физическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые технологии691.77 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в детском саду.

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое

 в духовный мир ребёнка вливается живительный

 поток представлений, понятий окружающего мира.

Игра — это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

делает ребёнка более активным;

повышает познавательный интерес;

развивает память, мышление и внимание;

способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

развивает логическое и критическое мышление;

формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

поощряет проявление инициативы;

способствует физическому развитию.

Цели и задачи игровых технологий

Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.

Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.

Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.

Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

 По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляция, обучение общению. (Социоигровая технология меняет подход к ребёнку: дошкольник становится не объектом, а субъектом своего обучения в атмосфере взаимопонимания и уважения. Благодаря ей ребёнок перестаёт бояться совершить ошибку и задать глупый вопрос, учится эффективно поддерживать коммуникацию с людьми различного возраста).

В образовательной деятельности  я часто использую  дидактические игры. 

Д/ игра «Четвёртый лишний». Цель: формировать знания об овощах и фруктах, находить общие признаки.

Определите, какая картинка лишняя.

Морковь, свекла, огурец, яблоко

Кабачок, редька, капуста, груша.

Почему? Где растут овощи?

Д/ игра «Умные камушки» (Изучаем алфавит).

Цель: формирование знаний о буквах русского алфавита.

Задачи: умеют находить букву на поле;  развивают память;

развивают мелкую  моторику; развивают коммуникативные способности;

воспитание интереса к русскому языку. Камушками одновременно на двух полях закрывают буквы по инструкции воспитателя.

Д/ игра "Посчитай" . Цель: развитие речи, формирование умения  согласовывать числительные с существительными.
1 береза, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
1 дуб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И.т.д.

Для старших дошкольников интересны игры-викторины, позволяющие продемонстрировать знания, в которых элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Больше значение также имеют дидактические игры «Кто где живёт» и «У кого какой дом» (об экосистемах и средах обитания), «Что сначала, что потом» (о стадиях развития живых организмов), «Что не так на картинке» (о правилах поведения на природе).

Широко использую игровые технологии в театрализованной деятельности

Именно театральная деятельность в детском саду наиболее органично вмещает в себя элементы игры, более того, практически целиком состоит из игры. Театрализованная деятельность помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире; повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям; познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес; совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

Театрализованная деятельность в детском саду может выражаться в:

просмотре спектаклей и беседе по ним;

участии детей в играх-драматизациях;

коротких сценках на закрепление материала в конце занятия;

отдельных упражнениях на формирование выразительности исполнения.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.        

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

В октябре и ноябре 2020 г мы с детьми ставили сказки «Теремок», «Колобок» (кукольный театр).

Цель: развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника

Задачи:

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности 

- совершенствование познавательных процессов. 

Кукольный театр. «Теремок». Рассказывает и показывает воспитатель Лабенская Т.С.

C:\Users\Samsung\Desktop\ДСКН 4\Старшая А 20-21 г\IMG20201028121937.jpg

Кукольный театр. «Колобок». Рассказывают и показывают воспитанники старшей группы «А». C:\Users\Samsung\Desktop\ДСКН 4\Старшая А 20-21 г\IMG20201026160942.jpg

https://cloud.mail.ru/public/2tVQ/hKuSakX3M


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...