Перспективный план по экологическому воспитанию
материал (младшая группа)
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения.
Ранний возраст - самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Моя цель в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построила свою работу по принципу «что вижу, то и познаю».. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту, доброту. Занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.
Перспективный план на каждый месяц
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
1. Занятие «Домик из песка для черепашки». Цель: знакомство со свойствами песка: сухой – сыплется, влажный – лепится. 2. Занятие «Солнышко для черепашки». Цель: знакомство со свойствами камней: твердые, тяжелее песка. | 1. Занятие «Дорожка для змейки». Цель: закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки. 2. Игра «Что как плавает» Цель: закрепление знание свойств камней. | 1. Игра «Достань камешек». Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания. 2. Наблюдение за водой в искусственном водопаде. Цель: знакомство со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсуждение вопроса о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. |
Декабрь | Январь | Февраль |
Цель: закрепление умения манипулировать сухим и влажным песком; стимулирование работы воображения, проявление творческих возможностей; обучение использования камней для украшения печенья. 2. Игра «Теплый – холодный». Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная. 3. Игра «Поймай льдинку». Цель: закрепление знаний свойств воды, развитие координации движений.
| 1. Целевая прогулка «Волшебный снежный ком». Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду. 2. Игры – опыты с водой. Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед. | 1. Занятие «Дом для рыбок». Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая. 2. Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?» Цель: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. |
Март | Апрель | Май |
1. Игра «Найди шарик». Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой. 2. Наблюдение: как веточки пьют воду. Цель: объяснение детям, что веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки. 3. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». | 1. Наблюдение за водой в природе. Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода. 2. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». 3. Занятие «Волшебная сосулька». Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, теплая, холодная; свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода. | 1. Игры в песочнице с пасочками. Цель: закрепление знаний свойств песка. 2. Развлечение «В гостях у Мойдодыра». Цель: закрепление знаний о роли воды: она нужна человеку, рыбам, животным, растениям; свойств воды. 3. Занятие «Все о воде». Цель: закрепление свойств воды: чистая, теплая, холодная; еще раз повторить вопрос о том, кому |
Игра «Достань камешек»
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.
Игра «Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш
опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
Игра «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Содержание.
Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.
Игра «Найди шарик»
Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Конспект познавательного занятия «Волшебная сосулька»
Программное содержание: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая. Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении формы – треугольник.
Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке, рассматривание сосулек, иллюстраций о весне.
Материал: сосулька, пустая тарелочка, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги синего цвета.
Ход занятия.
В гости приходит Вини – Пух и приносит детям сосульку, которая лежит на тарелочке под салфеткой. (Дети не знают, что там). Вини – Пух загадывает загадку: «Что вниз вершиной растет?» (Дети отвечают: «Сосулька».)
Медвежонок показывает сосульку, дети рассматривают, сравнивают, трогают на ощупь; определяют, что сосулька холодная, прозрачная, от тепла в руке тает.
Вини – Пух рассказал детям потешки:
Солнце весело печет,
Снег водою с крыш течет.
Ледоход, лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет.
Лед в кусочки разбивает.
Вини вместе с детьми, рассмотрев сосульку, определили, что она похожа на треугольник. Решили нарисовать ее на бумаге синего цвета белой гуашью. Медвежонок обращает внимание на то, что сосулька волшебная и пока дети будут рисовать ее, пусть она лежит на тарелочке.
Дети в это время рисуют на бумаге синего цвета белой гуашью, взяв в руки кисточку. Левой рукой придерживают лист бумаги, а правой стараются аккуратно нарисовать волшебную сосульку в виде треугольника, разукрашивают ее. Пока дети рисовали, сосулька растаяла и получилась прозрачная лужица воды.
Во время рисования Вини – Пух рассказывает детям стихотворения о весне:
Весенние воды.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Рассматривая друг у друга рисунки, дети вдруг увидели, что сосульки-то нет, а только вода. Они расстроились, но Вини их успокоил. Ведь сосулька волшебная, если водичку вынести на холод на улицу, то она превратится в сосульку или в льдинку.
Медвежонок предложил потрогать каждому ребенку водичку, определить какая она: холодная или теплая. Вини попрощался с ребятами, сказав, что к нему в гости должен прийти Пятачок.
Конспект совместной игровой деятельности
для детей раннего возраста
«Сказка «Про маленькую капельку»
Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды: тёплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная; подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить расте ния, рыбы, птицы, звери и человек;
доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями. Купание кукол, стирка белья. Игры с игрушками в воде.
Материал:
- аквариум с рыбками;
- Капитошка: капелька-игрушка;
- два тазика с водой, игрушки для игр и купания;
- лейка с водой, комнатные растения;
- фонтанчик с водой, чашки, губки (по числу детей);
- маска - Солнышко;
- банка с грязной водой.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу сказку про маленькую водяную капельку.
-Жила - была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принёс мороз, капелька и замёрзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовём на помощь Солнышко. Оно тёплое, яркое, отогреет капельку.
Дети зовут Солнышко: Солнышко, отзовись! Красное, появись!
Появляется Солнышко - маска.
Солнышко: Здравствуйте, детки. Зачем меня звали, маленькие друзья? Или какая случилась беда?
Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть её, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения , люди не могут без воды.
Солнышко: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.
Солнышко танцует, кружится и появляется капелька.
Капелька: Здравствуйте, ребята.
Я водяная капелька,
Я очень вам нужна,
Покапаю, покапаю -
Получится вода.
А вы знаете, как я капаю?
Дети: Кап, кап, кап...
Воспитатель: Капелька, пойдём с нами, послушаешь, как журчит водичка.
Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.
Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим, есть ли у них вода?
Дети подходят к аквариуму.
Воспитатель: Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут?
(Наблюдает вместе с детьми, как рыбки плавают в аквариуме). Что рыбки делают?
Дети: Плавают.
Воспитатель: Правильно. Плавают в воде. Какая вода?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: А можно ли у рыбок водичку забрать ?
Дети: Нет, они умрут.
Воспитатель: (показывает банку с грязной водой) Могут ли рыбки жить в грязной воде?
Дети: Нет.
Капелька: Это грязная вода, она ни кому не нужна.
Воспитатель: Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и цветам.
Подходят с лейкой к растениям.
Воспитатель: Как здесь наши растения поживают?
Капелька: Пить хотят.
Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?
Дети: Полить их.
Капелька : А где же водичка?
Дети: В лейке.
Воспитатель: (поливает растения). А растения, что делают с водичкой?
Дети: Они её пьют.
Воспитатель: Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья и цветы.
Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.
Капелька : А вы знаете, для кого эта водичка?
Воспитатель: Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки кипячёную водичку?
Дети: Мы.
Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?
Дети: Пьём воду.
Воспитатель: Можно ли пить грязную воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы ещё делаем с водой.
Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, полощут и стряхивают.
Воспитатель: Вот видишь, Капелька, что дети умеют делать с водичкой. (Подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду сначала в одном тазике, а потом в другом). Какая водичка?
Дети: Тёплая.
Воспитатель : А в этом?
Дети: Холодная.
Воспитатель раздаёт детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, а потом отжимают. Воспитатель: Что это капает с губки?
Дети: Водичка.
Воспитатель: А как она капает?
Дети : Кап, кап, кап...
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
5. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-19007-1391652521.jpg)
Перспективный план по экологическому воспитанию для детей с ОНР в стршей группе
Перспективный план работы на учебный год по экологическому воспитанию для детей с ОНР в старшей группе...
Перспективный план по экологическому воспитанию.
Перспективный план по экологическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56706.jpg)
Примерный перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников (подготовительная группа)
Тематическое планирование....
Перспективный план по экологическому воспитанию
Перспективный план...
перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/17/picture-92552.jpg)
Перспективный план по экологическому воспитанию для 2 младшей группы
Перспективный план по экологическому воспитанию с использованием художественного слова....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-133480-1364975872.jpg)
Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе
Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....