Технология воспитания экологической культуры дошкольника
учебно-методический материал

Артамонова Ольга Валерьевна

                                         Пояснительная записка.

    Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Актуальность.

В настоящее время особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ekokultury.docx99.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технология воспитания экологической культуры  дошкольника

Технология базируется на методике Николаева С. Н. «Экологическое воспитание дошкольника»

                                         Пояснительная записка.

    Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Актуальность.

В настоящее время особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Цель: формирование экологической культуры у дошкольников.

Задачи:

  • формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  • воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду;
  • воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
  • воспитание эстетических и патриотических чувств, средствами природы.

Прогнозируемый результат.

В процессе работы  дошкольники  должны получить  новые знания о природе, приобрести навыки практического участия в природоохранной деятельности, сформироваться элементы экологической культуры: бережное отношение к окружающей природе знания о взаимосвязи всего живого, моральные установки и представление об экологических ценностях, желание познавать и узнавать окружающий мир.

Описание порядка применения технологии в практической профессиональной деятельности.

1 этап

  • Определение знаний детей по экологической культуре  и природе.
  • Разработка перспективных планов работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников.
  1. этап
  • Проведение НОД по воспитанию экологической культуры  - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).
  • Проведение досугов по воспитанию экологической культуры.
  • Проведение экологических игр на прогулках, в режимные моменты.
  • Проведение экскурсий по экологической тропе - развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее).
  • Проведение наблюдений за растениями, животными.
  • Труд в природе - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.
  • Участие в исследовательских проектах.
  • Создание картотеки экологических игр,  изготовление атрибутов к ним.
  • Работа с родителями по воспитанию экологической культуры.
  1. этап
  • Самостоятельное участие детей в экологических играх. 
  •  Участие в природоохранной деятельности.
  • Бережное отношение  детей к природе.

Для воспитания экологической культуры в ДОУ необходимы следующие условия:

  • создание в группе уголка живой и неживой природы;
  • создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;
  • взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;
  • организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

В работе с детьми по формированию экологической культуры важно знать следующие принципы воспитания  экологической культуры  дошкольников:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей);
  • принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др.);
  • принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний;
  • принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
  • принцип доступности;
  • краеведческий принцип в отборе материала;
  • экологический подход к отбору знаний о природе;
  • принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе).

Важной особенностью в воспитании экологической культуры дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка.

При организации эколого-развивающей среды необходимо учитывать:

  • требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями;
  • возможностью содержания объектов в условиях, приближенным к естественным;
  • возрастными особенностями детей (своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью, доступностью для наблюдений и труда);
  • безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью и др.

При организации работы по  воспитанию экологической культуры   дошкольников необходимо учитывать следующие методы:

  • Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
  • Использование иллюстративно-наглядного материала.
  • Использование технических средств обучения (кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.).
  • Труд как один из основных методов воспитания экологической культуры детей.
  • Использование элементарных опытов.
  • Игра.
  • Моделирующая деятельность.
  • Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.
  • Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.
  • Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Результат использования технологии.

Аналитическая справка по результатам  использования   технологии  

воспитания экологической культуры в дошкольном детстве.

           В результате использования мною в работе с дошкольниками  технологии воспитания экологической культуры в дошкольном детстве получены следующие результаты:

  • Дети усвоили процессы бережного отношения к объектам живой и неживой природы.
  • Научились быть внимательными к собственному поведению, оценивать его, проявлять собственные познавательные способности (наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки).
  • Дети могут устанавливать причины и следствия событий.
  • Выражают устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и явлениям.
  •  Проявляют интерес к росту, развитию и размножению живых организмов, к их потребности в пище, свете, тепле, воде.
  • Могут устанавливать причинно-следственные связи в природе.
  • Дети получили новые знания по уходу за растениями и животными.
  • Приобрели навыки бережного  отношения к окружающему миру.
  • Дети осознают многостороннее значение природы

Результат реализации технологии

  1. учебный год младшая группа

        Начало года                                        Конец года

2019-2020 учебный год средняя группа

Начало года                                                                Конец года

2020-2021 учебный год старшая группа

Начало года                                                                Конец год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проектной технологии в экологическом воспитании дошкольников

В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость  использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий,  интегрирова...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

«Инновационные подходы и технологии организации экологического социально-экологического образования и воспитания»

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях ц...

«Методики и педагогические технологии исследования экологического и социально - экологического образования и воспитания».

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждо...