Образовательные технологии и особенности их реализации в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Кривчикова Ольга Александровна
Сегодня необходимо создавать условия для выявления и развития способностей учеников, развитие учебно-познавательной активности и творческой деятельности. Решить эту задачу возможно при условии перехода к новой образовательной парадигме, ведущей к изменению позиций ученика и педагога в педагогическом процессе. Педагог должен выступать в роли организатора активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентного помощника и консультанта. Невозможно быть педагогически грамотным специалистом без изучения образовательных технологий и правильного применения их на практике. В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, их особенности и реализация в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии и особенности их реализации в работе с детьми дошкольного возраста

     Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначает процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, энергетических, временных ресурсов ведет их к  технологизации производственных процессов. Важнейшей чертой технологии выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение. [9, стр.8]

     Данные преимущества технологий привели к тому, что их стали активно использовать в гуманитарной деятельности людей, в том числе и в педагогике.

Впервые понятие «педагогическая технология» появилось в середине XX века и прошло определенную эволюцию:

1 период (40-е – сер.  50-х г.) – термин «технология в образовании) означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.

2 период (сер. 50-х – 60-е г.) – под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение.

3 период (70-е г.) – появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.

4 период ( с начала 80-х г.) – создание компьютерных и информационных технологий обучения.

     Словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом с английского educational technology  - «образовательная технология».

В педагогической литературе термины «педагогическая технология» и «образовательная технология» обычно употребляют как синонимы, но понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, так как  образование включает, помимо педагогических, еще и разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. [4, стр.10-12]

     На сегодняшний день не существует общепринятой классификации  технологий. К решению данной задачи разные авторы подходят по-своему.

     Наиболее известная попытка классифицировать педагогические технологии принадлежит Г.Селевко.  Г.Селевко выделил около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий,  которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. К технологиям он отнес также авторские школы, построенные на оригинальных (авторских) идеях (Е.Ямбург, Б.Бройде, А.Тубельский и др.)

Например:

- педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;

- педагогические технологии на основе эффективности организации и управления учебным процессом;

-педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала;

- природосообразные технологии. Опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (альтернативные технологии);

-технологии авторских школ и пр.

  В.И.Загвязинский, рассматривая данную проблему, предлагает  выделять четыре группы технологий: поисково-исследовательские технологии, технологии критериально-ориентированного обучения, имитационные (моделирующие) технологии обучения и информационные технологии.

     Гузеев В.В. много лет работал над данным вопросом, неоднократно пытался создать классификации образовательных технологий. В результате он выделил четыре класса (поколения) технологий в соответствии с минимальной единицей образовательного процесса (урок, учебный модуль, блок и т.п): частные методики (первое поколение), модульно-блочные технологии (второе), цельноблочные технологии (третье), интегральная технология (четвертое поколение). [7]

     Кроме того, на сегодняшний день в педагогическое литературе выделено две градации – традиционные и инновационные технологии обучения.

     Традиционное обучение основано на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским и является преобладающим в школах мира вне зависимости от политических и экономических систем стран, а также от уровня педагогического мастерства преподавателей. При таком обучении основным источником учебной информации, организатором работы учащихся выступает педагог. Учащиеся рассматриваются преимущественно как объект педагогического воздействия со стороны учителя, а активная позиция учащихся на уроке носит случайный, эпизодический характер.

     При традиционном обучении будущее представляется для обучающегося в абстрактном виде, не связанном с осваиваемой учебной информацией, не ориентирующем, не мотивирующем ученика на применение полученной информации на практике в реальных условиях. Исходя из этого, учение не имеет для учащегося личностного смысла, а основной целью становится сдача экзаменов.

        В современной системе образования педагогу необходимо выбрать методы и формы организации работы с детьми, современные образовательные технологии, которые соответствуют поставленной цели развития личности.

     Для успешной работы, в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо, в первую очередь, осмыслить по-новому собственную позицию в роли помощника, организатора познавательной деятельности, знать, как технологии обучения обеспечивают мотивацию учения каждого ребенка.

     Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, так как весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и воспитание. Таким образом, применительно к дошкольному образованию  целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной целью ставят формирования у детей знаний, умений и навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения и навыки сделать средством развития качеств ребенка (личностных, интеллектуальных, физических) формирования предпосылок учебной деятельности. [10, стр.5]

     В настоящее время среди большого количества образовательных технологий есть те, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста чаще всего: технология личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, технология портфолио дошкольника и воспитателя, технология «ТРИЗ».

     Остановимся на некоторых из них.

1. Технология личностно-ориентированного обучения

     Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов.

     Педагог выступает лишь как помощник, создающий условия для реализации  возможностей ребенка.

Использование данной технологии способствует созданию атмосферы любви, заботы, сотрудничества, создает условия для развития творческой личности.(4, стр21)

2. Игровая технология

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

     Целью игровой технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей. Главное не менять  ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие  его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

     Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Знание педагогом функций и классификации педагогических игр помогут педагогу найти место и роль игровой технологии в педагогическом процессе.

     По виду деятельности игры разделяют на интеллектуальные (умственные), двигательные (физические), трудовые, социальные и психологические.

     По характеру педагогического процесса выделяют:

1) обучающие, тренировочные, обобщающие  и контролирующие;

2) воспитательные, познавательные, развивающие;

3) продуктивные, репродуктивные, творческие;

4) диагностические, коммуникационные, профориентационные и др.;

     По характеру игровой методики сюжетные, ролевые, деловые, игры-драматизации и другие. Кроме того, важное значение имеет среда, в которой применяется игровая технология. В зависимости от условий различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и  с другими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения. [9, стр.48]

     Важной особенностью современных игровых технологий является то, что игровые моменты прослеживаются во всех видах деятельности детей: образовательная деятельность и игра, труд и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режимных моментов и игра.

     Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются обязательность и добровольность, напряжение и развлечение, личная заинтересованность и ответственность.  Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

     Важно помнить и о том, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

3. Технология исследовательской деятельности

     Целью данной технологии является формирование у детей основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Дети – это прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся к экспериментированию, пытаются самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Основная задача педагога – не пресекать эту деятельность, а активно помогать, поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.

     Исследовательская технология как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности.

     Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем полноценнее и быстрее он развивается.

     Технология исследовательской деятельности реализуется с помощью: эвристических бесед, опытов, наблюдений, моделирования, вопросов проблемного характера, фиксации результатов (наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности), трудовых поручений, действий и пр. [1]

4. Информационно-коммуникационные технологии

     Самые актуальные информационные и коммуникационные технологии это – аудио, видеопроигрыватели, мультимедийные средства, а также различные виды игр.

     Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.

     Использование информационных технологий в образовательном процессе помогает наиболее успешно реализовать развитие способностей ребенка, способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей и умения самостоятельно приобретать новые знания.

     Использование компьютерных технологий помогает педагогу:

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

- формировать информационную культуру у детей;

- активизировать познавательный интерес;

-реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- дисциплинировать самого педагога, формировать его интерес к работе;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

5. Технологии проектной деятельности

     Организация проектной деятельности детей позволяет педагогу создать такие условия, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать его.

     Суть проектной деятельности заключается в активизации и поддержании интереса детей к обозначенным  в данный момент разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит природная любознательность детей и задача дальнейшего развития их познавательного интереса, умения самостоятельно применять полученные представления в типовых ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания, развивать критическое мышление.

      В проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности своих воспитанников, помогает осваивать универсальные компетентности, которые пригодятся им в будущем.

     Проектная деятельность по своему характеру может быть игровой, творческой и познавательно-исследовательской, По продолжительности проекты разделяются на краткосрочные и долгосрочные. [2]

     Педагоги, использующие проектную технологию в обучении и воспитании, отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

6. Технология «ТРИЗ»

     ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была создана ученым-изобретателем Т.С.Альтшуллером. Основной целью данной технологии является развитие творческого мышления.

     Основная задача  использования ТРИЗ – технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.

     Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота  в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

     ТРИЗ-технология в дошкольном образовании представлена в виде коллективных игр и занятий, которые учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

7. Здоровьесберегающие технологии

     Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить ученику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

     Использование данных технологий позволяют равномерно распределять различные виды деятельности на протяжении всего дня, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

   

 Изменение, происходящие сегодня в общественных отношениях требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса.

     Рассмотренные образовательные технологии легко вливаются в образовательный процесс и соответствуют установленным стандартам образования.  Использование различных образовательных технологий  способствует достижению поставленных целей.

     С их помощью осуществляется гуманизация образования и реализуется личностно-ориентированный подход к обучающимся.

     Современные технологии помогают ребенку развиваться интеллектуально, быть самостоятельным, активным, инициативным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности и свое поведение.

Современные педагогические технологии способствуют развитию личности ребенка, его творческих способностей, а приобретенные универсальные компетентности помогут ему в дальнейшем успешно действовать в разных жизненных ситуациях.

   

 

Список литературы

 1. Веденеева О.А. Педагогические технологии в современном образовательном процессе. Учебное пособие – М.: Мир науки, 2016. – 284

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. - 208

3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192

4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧПГУ, 2012, - 411

5. Лекция «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС». – Москва.: ООО «Издательская группа «Основа», https://www.1urok.ru/categories/21/articles/11894

6. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям. - Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140

7. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2005. – С. 5-19

8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. 1. -М.: Народное образование, 2005. – 556

9. Сивашинская Е.Ф. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов – Минск: Экоперспектива, 2010. – 196

10. Толстикова О.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Проектная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Ухудшение здоровья детей требует включения в процесс физического воспитания жлшкольников различных оздоровительных технологий.Создание единой композиции в одном стиле с применением ритмопластики, стре...

Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того...

Круглый стол с воспитателями: «Особенности использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказка. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители прим...

«Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии, в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....

Здоровьесберегающая технология «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»

    Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразны отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, к снижению физического и у...

консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"

консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"...