Семинар - практикум с педагогами "Агрессия у дошкольников"
статья по коррекционной педагогике

Агрессия у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар - практикум с педагогами23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 22 «Звёздочка»

Семинар-практикум

«Агрессия у дошкольников»

                                                                Педагог-психолог:

                                                                                    Лазу А.И.

                                 2020 г.


Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ
Задачи:
1. познакомить с несколькими формами работы с агрессивными детьми в условиях ДОУ;
2. расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста;

3. формировать умение справляться с агрессивным поведением.
План проведения мастер-класса:
1. Введение

2. Проведение методики «Кактус», анализ рисунков

3. «Педагогический пробег» (решение проблемных ситуаций)

4. Проигрывание психологических игр на снижение уровня агрессивности

5. Подведение итогов. Рефлексия

Оборудование: свисток, мяч, 10-15 небольших игрушек, мольберт, ватман с изображением кактуса, цветочки, ручки, простые карандаши, листы А4 -15 штук.

Ход мастер-класса:

1 Введение

"Добрый день, уважаемые педагоги! Хочу начать свое выступление со слов Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли».

2. Проведение методики «Кактус», анализ рисунков

Одной из форм работы по выявлению агрессивных детей используется психологом в работе с педагогами, родителями на этапе предварительной диагностики, используются следующие методики:

  • Анкета «Признаки агрессивности»
  • Методика А.Романова «Ребенок глазами взрослого»
  • Тест Венгера «Руки»
  • Методика «Кактус» автор М.А. Панфилова.

Сегодня я вас познакомлю с графической методикой «Кактус», предназначена она для того, чтобы выявить направленность и интенсивность выраженности агрессии.

Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш;

Проведение исследования: Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь».

Давайте проведем анализ ваших рисунков.

Личностные особенности

Отражение в рисунке

Агрессия

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности

Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Тревожность

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Женственность

Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм

Экстравертированность

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

Интровертированность

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы».

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребенок:

Зеленый символизирует постоянство и уверенность;

Желтый – страх быть отвергнутом обществом;

Синий – вам комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;

Красный – испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;

Серый – нейтральное отношение ко всему происходящему;

Белый – иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;

Черный – тестируемый привык во всем противоречить близким, возможно, слишком избалован.

3.  Педагогический пробег «Раздумье» (решение педагогических ситуаций)

Одной из форм работы с педагогами и родителями являются практические занятия. Одно из таких форм является «Педагогический пробег». Сейчас на приме решения педагогических ситуаций мы разберем варианты

конструктивного поведения педагога с агрессивными детьми. Предлагаю разделиться на небольшие подгруппы по 2-3 человека. Сейчас я раздам вам несколько ситуаций, ваша задача в течение 1-2 минут обдумать варианты выхода из предложенных ситуаций.

1. Ситуация: Ребенок 2 лет, отбирая силой игрушку у ребенка щипается. Ваши действия?

Утешьте укушенного и достаточно резко скажите «кусаке»«Это больно» ваше лицо в этот момент должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Если ребенок готов кусаться от отчаянья, попытайтесь поймать в момент укуса и скажите: «Нельзя! Будет больно!

2. Ситуация: Ребенок 2-3 лет бросается в истерике на пол и бьется ногами и руками, вокруг него стоят дети. Ваши действия?

Попытаться увести детей, не трогать ребенка некоторое время. Затем попытаться ласково погладить ребенка, сказать подбадривающие слова, умыть.

3. Ситуация: Ребенок 3 лет щиплет соседа, за то, что сосед его ударил! Ваши действия?

Следует «щипаке» ребенку объяснить, что следует сказать «я очень зол»«Я сержусь» за то, что ты меня ударил. Можно научить переносить свою злость на безопасный предмет - мячик, бумажный шарик.

4. Ситуация: Ребенок 6 лет балуется на занятии! Ваши действия?

Нужно твердо обратиться к ребенку со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

5. Ситуация: Ребёнок матерился. Ваши действия?

Нужно разобраться, почему он говорит бранные слова, может это для привлечения внимания или автоматическая реакция на обиду, злость - ребенок видит, что родители так поступают.

Если дети жалуются на ребенка, скажите«Я слышала и не обратила внимание. Вы можете сделать как так же».

Не проявляйте гнева или волнения, ребенок это ждет. Затем через не которое время, спокойно поговорите с детьми о недопустимости использования этих слов. («Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду так не говорят»).

Если бранные слова автоматически говорятся, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите, что эти слова могут обидеть других, и в пример берите его самого.

Если ребенок не перестает употреблять неприличные слова, определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова (например, у мусорного ведра – слова-то «мусорные». Однако к этому способу необходимо прибегать только в крайнем случае.

4. Проигрывание психологических игр

Также хотела бы вам предложить несколько психологических игр, способствующие снижения уровня агрессивно детей, возможно

Игра "Давайте поздороваемся"

Цель: Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

Содержание: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка — здороваемся плечиками, 3 хлопка — здороваемся спинками.

Примечание: Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Игра "Обзывалки"

Цель: эта игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь воспитателю провести занятие по классификации.

Содержание: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели.) Каждое обращение должно начинаться со слов: А ты . . морковка."

В заключительном круге обязательно следует сказать своем соседу что-нибудь приятное, например: "А ты .. солнышко".

Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Упражнение "Попроси игрушку" — вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. 
Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". 

Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Упражнение “Апельсин”

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачек, откатите апельсин (некоторые дети представляют что они выжили сок) ручка теплая …, мягкая.., отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Игра "Тух-тиби-дух"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Раздача буклетов: «Агрессия у дошкольников» игровые технологии коррекции агрессивного поведения дошкольника; «Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка» Рекомендации педагогам.

III. Подведение итогов. Рефлексия

В начале нашей сегодняшней встречи я вас просила нарисовать кактус, а сейчас я хотела бы вас попросить оставить свои впечатления о нашем семинаре-практикуме на цветочках и поместить их на наш кактус, тем самым закрывая иголки, олицетворение агрессивности, нашего кактуса полученными знаниями и умениями, которые пригодятся вам в дальнейшей профессиональной деятельности.

Участники оставляют свои впечатления на цветочках
1. Что понравилось/не понравилось на семинаре-практикуме?
2. Какие упражнения/игры вызвали трудности у педагогов?
3. Какие приемы/упражнения я буду применять в своей педагогической практике? 


Список использованной литературы:
1. Баркан А.И. Его величество ребенок, какой он есть: учебник / А.И.Баркан - Москва: Столетие, 1996. - 368 с.
2.Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей/авт.-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
3.Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Уч.-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Детство - пресс», 2010.-128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Семинар – практикум по теме «Здоровье дошкольника»

Семинар – практикум по теме «Здоровье дошкольника»...

Семинар - практикум «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников»

Роль игры в развитии умственных способностей дошкольников.Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лиш...

Семинар – практикум: Занимательная математика для дошкольников.

Семинар практикум:"Занимательная математика" для детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОУ"

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной деятельности ДОУ, обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно – правовых актов, рег...

Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"

Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается  теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....

Семинар-практикум «Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование»

Цель: представление опыта работы с детьми разного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Задачи:- повысить уровень профессиональной компетенц...