Семинар – практикум: Занимательная математика для дошкольников.
консультация по математике (подготовительная группа) на тему

Семинар практикум:"Занимательная математика" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Департамент образования Администрация города Ноябрьск

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное  учреждение

детский сад комбинированного вида  "Малыш"

Муниципального образования город Ноябрьск

                           

Семинар – практикум:

Занимательная математика для

дошкольников.

                                                               

                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                         воспитатель:              

                                                                                                           Синицкая В. П.

                                                                 

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

        Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

        Дети очень активны в восприятии задач шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное  эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать,- которая увлекает его.

        При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практически (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывания хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска решения, дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам, свойственно догадываться только о какой, то части решения, каком-то этапе.

        В процессе решения задач на смекалку обдумывания детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, и характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает, что практически пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей группы. Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мыслительных и практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

        Занимательные развивающие игры, задачи, развлечения очень интересны для детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитие детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Педагог вооружает детей лишь схемой в направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

        Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

1.Узнавание числа и знаков действия по заданным признакам.

а) Вставь пропущенные числа.

1 -В

2- В

5, 15,…, 35, …,45,…,65.

12, 22,…, 42, 52, …,72.

ответы:25.55

            32, 62

34, 44, 54,…, …, 84

6, 12, 18,…,30, 36,…

64,74.

24, 42.

б) Какие числа пропущены в примерах?

15+5х2=25

15+5х4=35

15+5х…=…

15+5х…=…

ответ:6=45

          8=55

12+12:2=18

12+12:3=16

12+12:…=…

12+12:…=…

4=15

6=14

в) Решите пример

ответ64+6+10+26-1=45

ответ: 9-7+13-20=0

А.2)Логические задачи:

а) зажгли 7 свечей, 2 из  них погасли. Сколько осталось свечей?

Ответ:2 свечи, так как остальные сгорели

б) На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

ответ:3стакана

в) Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?

Ответ: спичку

Алеша тратит на дорогу в школу 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?

Ответ:5минут

чтобы сварить 1кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг, мяса такого же?

1 час

Когда об воду можно порезать руку?

если ее превратить в лед.

 Б) Вставь пропущенное число:

Ответ:2,6  2-В:5,5.

                                3.Интеллектуальные способности:

а) Продолжите числовой ряд:

18,20,24,32,…,…,

ответ:40,50

5, 7, 9,…,…,15.

11, 13.

  б) Вставь пропущенные числа:

Ответ:3                                                      Ответ 2

15+4-3+3=13                                       8+14-9+2=11

                                 

                                  в) Вставь недостающее число:

ответ:3                                           ответ:6

                                            4.Выбери нужный ответ:

А)

слагаемое – сумма = множители- ?

а) разность,

б) делитель,

в) произведение,

г) умножение,

д.) число.

ответ: произведение

прямоугольник – плоскость =куб -?

а) пространство,

б) ребро,

в) высота,

г) треугольник,

д.) сторона

ответ: пространство

Б) Какое слово не подходит:

а) прямая,

б)ромб,

в) прямоугольник,

г) квадрат,

д.) треугольник.

ответ: прямая

 

а) треугольник,

б) отрезок,

в) длина,

г) квадрат,

д.) круг.

ответ: длина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Семинар – практикум по теме «Здоровье дошкольника»

Семинар – практикум по теме «Здоровье дошкольника»...

Семинар практикум "Занимательные игры с палочками Кюизенера"

Занимательный материал по математике с использованием палочек Кюизенера...

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания...

Семинар-практикум « Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется н...

Семинар-практикум "Занимательные блоки"

Семинар-практикум поможет педагогам как можно использовать блоки Дьениша в развитии детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум «Занимательные игры с палочками Кюизенера»

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность с...