Семинар-практикум «Занимательные игры с палочками Кюизенера»
статья по математике (младшая группа) по теме

Капустникова Анна Александровна

 

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть, причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной  ситуацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 «Занимательные игры с палочками Кюизенера»

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть, причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной  ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, к которым относятся счетные палочки Кюизенера.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят:

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Задачи:

  • развивать общую и мелкую моторику ,внимание, образное логическое мышление, память, речь;
  • формировать умение соотносить предметы по цвету, размеру.
  • продолжать учить различать один и много предметов;
  • упражнять  детей в ориентировке в пространстве;
  • закреплять понятия «высокий», «низкий», «короткий», «длинный»;
  • расширять знания об основных цветах, форме, величине предметов.

«Чудесный мешочек»

Цель игры :В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Необходимый инвентарь для игры:

   Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.

   Предметы. Блоки Дьенеша

Описание игры «Чудесный мешочек»

Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Например: Достань из мешочка круглый предмет. Ребенок достает и описывает предмет.

Дидактическая игра «Найди мне»

Цель игры: закрепить знания детей о форме, цвете, свойстве предмета.

Материал: блоки Дьенеша, прозрачная коробка.

Описание игры: воспитатель дает указание ребенку достать из коробки что-то например круглое и синее. Ребенок находит данный предмет и подтверждает свой выбор.

Дидактическая игра «К нам гости пришли»

(II младшая группа)

Цель: развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не». Развивать логическое мышление, внимание. Называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал:

- логические блоки;

- игрушки: волк, лиса, заяц, медведь, еж;

- карточки - свойства.

Ход игры:

( В игре принимает участие подгруппа из 5 детей)

Под музыку перед детьми расставляют игрушки( волк, лиса, заяц, медведь, еж).

Ребята, к нам гости пришли! (дети рассматривают сказочных героев, выбирают себе одну игрушку).Зверюшки принесли с собой красивые фигуры, но они не умеют с ними играть. Давайте ребята поможем зверюшкам. Надо разделить фигуры чтобы:

·  У волка оказались все круглые, синие;

·  у лисы -квадратные, красные;

·  зайца- прямоугольные, желтые;

·  медведя - синие, прямоугольные;

·  ежа - синие, круглые.

(рядом с игрушками можно положить карточки-свойства –чтобы дети легче запомнили правило).

После практического решения дети называют, какие фигуры у зверей.

А теперь посмотрим, какие фигуры остались (дети перечисляют). --Поменяемся зверюшками и слушаем другое задание. Выберите фигуры для:

волка - не толстые;

лисы - не тонкие;

зайца - не треугольные;

медведя - не квадратные;

ежа - не маленькие;

( положить карточки- свойства)

После выполнения, дети объясняют, что они выбрали, почему. В конце игры - танец со зверушками.

- Молодцы ребята, научили мы зверюшек играть с фигурами. Дети прощаются с героями.

Дидактическая игра « Кто быстрее?»

(II мл и ср. гр.)

Цель: познакомить детей со свойствами логических блоков в игровой форме. Развивать умения выявлять в предметах и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал:

·  логические блоки

·  3 корзинки

·  Петрушка

Ход игры:

Логические блоки рассыпать на ковре. Для детей выставляются корзинки, дети под музыку выбирают:

1.  1 корзинка - все желтые фигуры;

2 корзинка - все красные;

3 корзинка - все синие;

После выбора рассказывают Петрушке, какого цвета у них фигуры.

2.  1.корзинка-все квадратные;

2.корзинка - все круглые;

3.корзинка - все прямоугольные;

-Назови какие фигуры ты собрал? (дети рассказывают Петрушке)

3.  1.корзинка - все тонкие;

2.корзинка - все толстые;

3.корзинка - все маленькие.

«Угадай чего не стало?»

(с блоками Дьенеша 2мл., ср. гр)

Цель:

*Развивать умение называть свойства( цвет, форму, толщину, размер) фигур, внимание.

Материал:

- игрушка - собачка;

- логические блоки;

Х ОД ИГРЫ:

Пришел пес Пушок, хочет поиграть с детьми, принес фигуры, выкладывает на столе вместе с детьми рассматривает, вместе решают какая эта фигура, какая она цветом.

Затем выставляются 5 фигур, Пушок просит детей закрыть глаза, убирает одну фигуру. Дети отгадывают к(акая фигура потерялась. Затем 6 и 7 фигур разного цвета, формы, толщины.

Игра:

«Отгадай загадку, выбери отгадку».

Цель:- Упражнять в различении цвета;

- Развивать умение работать со схемой;

накладывать палочки на изображение;

- Развивать логическое мышление, речь.

Развивающая игра:- наборы палочек Кюизенера;

- схемы (мышки, котенка, лягушки, зайчика, утенка, курочки, рыбки, собачки );

- шарики с загадками этих животных.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать пласт. Шарик( который легко открывается), в шариках находятся загадки. Воспитатель читает загадку, ребенок отгадывает и выбирает отгадку - схему( схемы разложены на столе).С помощью палочек Кюнзенера выкладывает рисунок по схеме. Называя цвет палочек. Ребенку, который быстро справился, можно предложить еще один шарик.

 Дети сами загадывают загадки и выкладывают отгадку без схемы.

Дети выкладывают с помощью палочек Кюизенера какой-либо рисунок, нужно придумать загадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с палочками Кюизенера

Это замечательное пособие поможет воспитателям в работе с детьми как раннего возраста, так и с детьми постарше. Предлагаю познакомиться с ним, кто еще незнаком. Это пособие можно предложить и родителя...

Рекомендации для родителей "Как играть с палочками Кюизенера"

В методической разработке представлены игры и упражнения с палочками Кюизенера, которые  способствуют развитию интеллекта ребенка....

Семинар практикум "Занимательные игры с палочками Кюизенера"

Занимательный материал по математике с использованием палочек Кюизенера...

Консультация для родителей: «Игры с палочками Кюизенера».

Палочки Кюизенера предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет. Являются многофункциональным математическим пособием. Игры с цветными палочками способствуют развитию детского творчест...

Семинар – практикум: Занимательная математика для дошкольников.

Семинар практикум:"Занимательная математика" для детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум « Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется н...

Семинар-практикум "Занимательные блоки"

Семинар-практикум поможет педагогам как можно использовать блоки Дьениша в развитии детей дошкольного возраста...