Семинар практикум с элементами тренинга для педагогов «Как избежать конфликтов с родителями»
материал

Попова Ирина Владимировна

На семинаре воспитатели отрабатывают навыки безконфликтного общения с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_vospitateley.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум с элементами тренинга для педагогов

«Как избежать конфликтов с родителями»

Игра «Времена года" 

Цель: Разрядка, сплочение группы. Участники молча рассаживаются по временам года, и желательно по дате рождения.

Родители часто предъявляют претензии воспитателю, не подбирая слов. А воспитатели воспринимают слова родителя буквально в результате чего возникает конфликт.

 Притча «Страшный сон» 

Инструкция: Предлагаю прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

  • Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашей встречи?
  • В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь?

Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника, комплимент.

Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружьеродителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

• Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

• Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»«Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!»«Нас всех беспокоит, что дети…»«Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями

УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к обсуждению.

После выполнения упражнения ведущий обязательно спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые

высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

-Почему Вы вчера моему ребенку свитер не надели на прогулку? Все же в шкафчике лежит, неужели трудно?

-Зачем Вы заставляете есть моего ребенка? Он из-за этого не хочет идти в детский сад

-Просто безобразие, почему детский сад не до семи часов, как в Калининграде. И вообще есть где-то круглосуточный детский сад?

-Мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что Вы разговариваете на повышенных тонах и постоянно кричите на детей! Как узнает, что сегодня вы, сразу в слезы.

-Что вы от меня хотите? Я вообще то работаю, мне не когда. Вам привели ребенка, вот вы за ним и смотрите. Это ваша работа в конце концов!

-У моего ребёнка пропала игрушка, которую он взял из дома! Столько игрушек уже пропало, что вы тут с ними только делаете?

-Что за роль вы дали моему ребёнку? Она ему не подходит?

-Почему мой ребенок играет постоянно с одной и той же игрушкой, у вас что больше игрушек нет? Или вы их не даете детям?

-А почему мой ребенок не читал стих на утреннике, это уже не первый раз!?

-Чем вы тут вообще занимаетесь? У моего ребенка синяк на ноге! Безобразие

-Почему у вас постоянно открыты окна, специально что бы дети болели! Поэтому мой ребенок часто болеет! Я пойду жаловаться.

Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок. 

Упражнение на релаксацию

«Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц).

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать руками). повторить игру с песком 2-3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Семинар- практикум с элементами тренинга "Общение педагогов и родителей в ДОО"

Материал представлен для работы педагогов с  родителями с теоретической базой  и практическими заданиями,  которые педагоги на тренинге  разбирают и находят путем оживленной дискус...

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога» Цель: развитие личности и профессиональных качеств педагогов через развитие творческого мышления...

Презентация . Семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей "Общение педагога с родителями"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от коммуникативной культуры общения. Поэтому педагогу важно знать психологические...

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов " Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

Семинар направлен на развитие навыков стрессоустойчивости, на снятие эмоционального напряжения. на предупреждение эмоционального выгорания....

Семинар - практикум с элементами тренинга для педагогов "Давайте познакомимся..."

Все дети особенные. Они прекрасны и совершенно не похожи друг на друга. По-своему талантливые, по-своему красивые. Веселые и серьезные, умные и прыткие или доверчивые и сосредоточенные — они раз...