Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе
материал (младшая группа)

Кондрашова Анастасия Олеговна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС) В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».

Зона средней интенсивности: «Центр конструирования»,  «Лаборатория», «Центр социально – эмоционального развития», «Центр ИЗО - деятельности».

Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки»,  «Центр театра», «Цент игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС) В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».

Зона средней интенсивности: «Центр конструирования»,  «Лаборатория», «Центр социально – эмоционального развития», «Центр ИЗО - деятельности».

Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки»,  «Центр театра», «Цент игры».

Функциональное назначение: «Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре познания»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Содержание РППС

(пособия, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание

  • Самообучающие,  или автодидактические, игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей).
  • Лото, домино.
  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
  • Картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам).
  • Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания.
  • Макет проезжей части.
  • Макет светофора (зеленый и красный сигналы).
  • Предметы и игрушки, различные по назначению, цвету, размеру, форме.
  • Матрешки трех-, четырехсоставные.
  • Пирамидки на конкурсной основе из колец одного размера, чередующихся в определенной последовательности (2 -3 цвета), из уменьшающихся по размеру одноцветных колец.
  • Напольная пирамидка (из 6 -7 элементов).
  • Пособия на липучках.
  • Сборные – разборные игрушки.
  • Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии).
  • Наборы разрезных и парных картинок (2 – 6 частей).
  • Кубики с предметами и сюжетными картинками (2- 6 шт.).
  • Коробки или ящики с отверстиями вкладышами геометрических фигур.
  • Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5 – 7 элементов) (8 шт.).
  • Рамки – вкладыши с геометрическими формами, разными по величине (4 цветов) (8 шт.)
  • Игры на интеллектуальное и сенсорное развитие.
  • Парные картинки (мяч – большой и маленький; лопата – красная и зеленая; ведерки – красное и желтое и пр.).
  • Настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания.

Недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см.

Предметы и игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание.

Размер предметов должен быть удобен для манипулирования.

Максимальный уровень размещения оборудования.

Свободный доступ.

Располагать вблизи света (окна).

«Центр познания»  требует частичной изоляции.

Необходимо наличие нескольких пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность.

Наличие заданий различной степени сложности.

Сменяемость и наполняемость материала по мере изучения.

Обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания.

Материалы в основном должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающими в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с  ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность.

Необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно – символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка.

Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу.

Объекты для исследования и образно – символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности).

Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.

Игровой материал располагается на открытых полках или в открытых шкафах, а пособия для занятий совзрослыми – на закрытых полках или в шкафах.

Материал в наличии на подгруппу детей.

Деятельность по формированию представлений о ярких отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов.

Игры – занятия на накопление представлений о цвете, форме, величине.

Познавательно – отобразительная деятельность – освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.

Процессуальная игра на развитие у ребенка символической функции мышления – деятельность с предметами заменителями, неоформленным материалом.

Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.

Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.

Дидактические игры на ознакомление с окружающим миром:  «Новоселье», «У кого такой же?», «Кто на чем ездит?», «Что изменилось?».

Дидактические игры на развитие речи: «Провожаем и встречаем», «Прыгали мышки»,  «Птицы, летите», «Чье платье лучше?».

Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений: «Подбери такие же», «Длинный - короткий», «»Утро вечера мудренее», «Грибок, полезай в кузовок».

Дидактические игры на сенсорное воспитание: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Лебедушка», «Красивый букет», «Зажги фонарик», «Кто быстрее соберет игрушки», «разноцветные обручи», «Каждую бусинку на ниточку».

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром:

- игры с использованием коробочек с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»: «транспорт», «Мебель», «Одежда», «Найди предметы рукотворного мира», «Радио», «Отгадай предмет», «Что лучше: бумага или ткань?»;

- игры с использованием карточек с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: «В гостях у Красной Шапочки», «Определи на ощупь», игра «Кого покатаем на машине?», «Дотронься до…»;

- игры с геометрическими фигурами: «Лото», «Кто, кто в теремочке живет?».

Игры на установление причинно – следственных связей «Объедини».

Функциональное назначение: «Центр экспериментирования»-«Познай-ка»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Лаборатории»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание РППС

(пособия, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание

  • Камни
  • Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.
  • Подносы.
  • Формочки для изготовления цветных льдинок.
  • Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны).
  • Трубочки для продувания, просовывания.
  • Мыльные пузыри.
  • Маленькие зеркала.
  • Магниты.
  • Бумага, фольга.
  • Поролоновые губки разных размеров, цветов и форм.  
  • Различные соломки и трубочки для пускания мыльных пузырей.

Размещается подальше от игровых зон.

Деятельность осуществляется под руководством воспитателя.

Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей.

Располагается вблизи источника света.

Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.

Экспериментирования с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов).

Игры на установление физических закономерностей, овладение представленными об объеме, форме, признаках веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).

Функциональное назначение: «Центр природы»-«Юный эколог»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре природы»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание РППС

(пособия, материалы, оборудование)

  • Дидактическая кукла с набором одежды во времена года.
  • Оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки и т. д.).
  • Коллекции камней, ракушек.
  • Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония.
  • Комнатные растения с мелкими листьями
  • 3 – 4 цветущих комнатных растения.
  • Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко, редис).
  • Календарь погоды.
  • Календарь природы.
  • Материалы для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, тряпочки для протирания листьев, тазики для воды, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки).
  • Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.
  • Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
  • Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш).
  • Кормушки и корм для птиц.
  • Иллюстрации насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек.
  • Растения, характерные для разных времен года.
  • коза с козленком, овца с ягненком, курица с цыплятами, утка с утятами).
  • Серия картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, медведь, белка, ёж и пр.)

Серии картин среднего размера «Животные и их детеныши» (собака со щенком, кошка с котятами, корова с теленком, лошадь с жеребенком.

Условия

Располагается вблизи «Лаборатории».

Свободный доступ к объектам и материалам.

Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования.

Растения размещают по принципу тене – и светолюбия.

Пособия должны обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Крупномасштабные пособия можно размещать на обратной стороне мебели при ее нетрадиционном размещении.

Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течении года менять их, чтобы вызывать у детей интерес к новым или уже применявшимся материалам.

Создание ситуаций для активного поиска.

Виды и содержание

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.

Деятельность по уходу за комнатными растениями.

Работа с календарем природы и календарем погоды.

Деятельность по исследованию коллекций (камней, ракушек, семян).

Игры с макетом  «В лесу».

Деятельность по изучению сезонных состояний погоды, растений, животных.

Функциональное назначение: «Центр конструирования» (конструктивной деятельности)-«Конструкторское бюро»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр конструирования»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центр конструирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание РППС

(пособия, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание

  • Конструкторы разного размера.
  • Фигурки животных для обыгрывания: дикие и домашние животные и их детеныши, птицы («Зоопарк», «Птичий двор»), рыбки, игрушечные насекомые; фигурки людей и т.д.
  • Схемы построек.
  • Природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т.д.
  • Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
  • Машинки, светофор.

Определить свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала.

Располагать вблизи уголка сюжетно – ролевых игр, для того чтобы можно было использовать постройки в играх.

Компонировать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания.

Крупный строительный материал лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины.

Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме, для того чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации.

Конструкторы лучше разместить в открытых коробках, что позволят детям работать как за столом, так и на ковре.

Создание ситуаций для активного поиска.

Дидактические игры по конструированию: «Построим забор», «Построим сарай для цыплят», «Придумай сам», «Зверюшки на дорожке», «Сложи узор», «Посади огород», «Маленькие и большие ножки», «Через ручеек», «Сложи картинку».

Игры со строительным материалом:

- постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи);

- постройка путей сообщения (мосты, железные и шоссейные дороги, трамвайные пути);

- постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты).

Роли. Строитель, водитель(шофер, летчик, капитан). Основные игровые действия. Строить мост – возить по нему грузы; строить самолет – «лететь» на нем.

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Мой родной город».

Функциональное назначение: «Центр социально – эмоционального развития»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре социально – эмоционального развития»: «Социально – коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре социально – эмоционального развития»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание РППС

(пособия, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание

Иллюстрации, изображающие взрослых людей и детей их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, заботятся).

Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость, печаль).

Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, девочка рассматривает картинки в книге, мальчик играет с машинкой).

Кукла – мальчик (рубашка, штанишки), кукла – девочка (платье или кофточка и юбочка).

Уголок мальчиков (сундучок мастера), уголок девочек (сумочка модницы).

Сюжетные картины (работа врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, маляра, продавца и пр.).

Фото каждого ребенка и его семьи.

Зеркала располагаются на небольшом расстоянии от пола, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост.

 В изголовье кроватки можно закрепить фото родных для поддержки эмоционального – психологического комфорта.

Необходимо предусмотреть наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из – за них.

Обеспечение свободного доступа к материалам.

У малышей быстро пропадает интерес к одному и тому же пособию и материалу, поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате, лучше вносить их постепенно, по очереди.

Дидактические игры: «Назови близких», «Назови свое имя», «Утешим медвежонка», «Самостоятельный енот», «Что хочет делать Маша?» «зачем (для чего,почему) нужно это делать?»

Игры – инсценировки («Кукла Нина принимает гостей», «Кукла Нина ложится спать» и т. п.)

Деятельность по формированию представлений о себе.

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Что мы делаем в детском саду?»

Беседа «Моя семья».

Деятельность по формированию представлений о поло -ролевых отличиях мальчиков и девочек.

Деятельность по развитию самостоятельности, навыков самообслуживания (раздевания - одевания)

Функциональное назначение: «Центр двигательной активности»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр двигательной активности»: «Физическое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре двигательной активности»: «Социально – коммуникативное развитие».

Содержание РППС

(пособия, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание

  • Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: коврики, дорожки массажные со селедочками (для профилактики плоскостопия) 180* 40 см; шнур длинный; мешочки с песком.
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10 – 15см); обруч малый (диаметр54 – 65 см); шарик пластмассовый (диаметр 4 см).
  • Оборудование для ползания и лазанья:

Периодическая сменяемость пособий.

Свободное пространство для двигательной деятельности.

Подвижные игры: «Кошки мышки», «Мы солдаты», «Достань морковку», «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Ветер и листочки», «По ровненькой дорожке», «Обезьянки - шалунишки», «У медведя во бору», «С мишкой», «Зайка беленький сидит». «Кто быстрее добежит до стульчика?», «Пройти по дорожке», «Веселые ;колокольчики», «Поезд», «Автомобили», «Само-леты», «Мы едем, едем, едем», «Воробышки и автомобиль», «Дед Мороз», «1, 2, № - снежинка, лети!», «Снежки», «Лошадки бегут по снегу», «Лохматый пес», «Кошка с котятами», «Курочка - хохлатка», «Цыплята и собачка», «Пузырь», «Огурчик - огуречик», «Заинька - зайка», «Заинька, выйди в сад», «Карусели».

Дидактические игры: «Ходим - бегаем», «Птички на ветке», «Слушай мою команду», «Дружные пары», «Найди зайку», «Попади в обруч», «Сбей колпачок», «Кто бросит дальше», «Кто бросит дальше», «Угадай, кто и где кричит».

Функциональное назначение «Центр театра»-«Теремок»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Художественно-эстетическоеразвитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре театра»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Содержание (РППС)

                              ( пособие, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание деятельности

детей

  • Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе ,

 теневой, бибабо, пальчиковый, перчаточный.

  • Маски, шапочки.
  • Декорации, театральные атрибуты.
  • Ширмы.
  • Фланелеграф.
  • Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на

ободочках.

1.Вовлечение детей  в процесс проигрывания роли.

2.Располагать  рядом с «Центром игры».

3.Безопасность пособий и оборудования.

4.Соответсвие пособий и оборудование возрасту детей и программе.

5.Эстетичность и разнообразие костюмов.

1.Игры-импровизации,

игры-драматизации, инсценировки,

игры-ситуации, разминки, этюды,

сказки, спектакли.

Функциональное назначение «Центр музыки»-«До-ми-солька»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Художественно-эстетическое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре музыки»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование)

                           Условия

Виды и содержание

деятельности детей

  • Игрушки-музыкальные инструменты (

гитара, соразмерные руки ребенка, неозвученные или с

фиксированной мелодией 1-2 шт), погремушка (10 шт), барабан, бубен

  • Музыкальные игрушки : султанчики, металлофон,

волчок.

  • В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических муз.

 произведений, произведений народной  музыки и песенного фольклора ,

колыбельных, записи звуков природы.

  • Альбомы с рисунками или фотографиями муз. инструментов.

1.Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений можно использовать во время режимных моментов.

2.                Дудочки, свистульки, рожки

                   используются индивидуально каждым

                   ребенком и моются после каждого

                   использования.

1.Танцевально-игровое песенное творчество детей.

2.Игра на детских музыкальных

инструментах.

Функциональное назначение «Центр книги»-«Библиотека «Приходи сказка»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Речевое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре книги»: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование)

                           Условия

Виды и содержание

деятельности детей

  • Детские книги : произведения русского фольклора: частушки,

потешки, песенки; народные сказки о животных ,произведения русской и

зарубежной классики, рассказы ,сказки, стихи современных авторов;

небылицы, загадки.

  • Сюжетные картинки.
  • Выставка : книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях

разных художников.

  • Портреты писателей и поэтов.
  • Книжки-раскраски.

1.Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников.

2.Размещать около источника света

(окна).

3.Вечером обеспечивать дополнительное освещение.

4.Располагать рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков.

5.Каждая книга в 2-х экземплярах.

6.Пополняемость книгами по мере изучения.

1.Игры- инсценировки по сюжетам хорошо знакомых произведений.

2.Рассматривание иллюстраций в книгах.

3.Деятельность по ремонту книг.

4.Деятельность по иллюстрированию литературных произведений.

Функциональное назначение «Центр творчества»-«Акварельки»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре творчества»: «Художественно-эстетическое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре творчества»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование)

                           Условия

Виды и содержание

деятельности детей

  • Основные цвета и их тона, контрастная гамма цветов.
  • Заготовки для рисования ,вырезанные по какой-либо форме ( деревья, цветы

 ,различные предметы, животные).

  • Бумага тонкая и плотная.
  • Цветные карандаши ( 6 основных цветов), гуашь ( 6 основных цветов).
  • Круглые кисти ( беличьи, колонковые), подставка под кисти.
  • Цветные малки, восковые .
  • Фартуки и нарукавники для детей.
  • Светлая магнитная доска для рисунков детей ( выставка),
  • магнитные кнопки.
  • Емкости для промывания ворса кисти от краски.
  • Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения

 кисти после промывания и приклеивания готовых форм.

  • Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем.
  • Альбомы для раскрашивания.
  • Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями

для разных сортов и размеров бумаги.

Высота размещения: рост ребёнка +  согнутая в локте рука.

Располагать вблизи окна.

Соседствует со спокойной «зоной» деятельности детей.

Все экспозиции картин и репродукций располагают на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; картины  должны   быть выполнены в разных техниках и жанрах.

Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности. Стенка для детских работ размещается  около стены творчества.  

Различные виды продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

Рассматривание и обследование предметов декоративно -  прикладного творчества.

Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов.

Экспериментирования  с изобразительными материалами и техниками.

 

Функциональное назначение «Уголок уединения»

Ведущая ( приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Социально – коммуникативное развитие»

Интегрируемые образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,

Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование)

                           Условия

Виды и содержание

деятельности детей

  • Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик,

рассчитанный на 1-2 детей.

  • Стул или пуфик.

1.Определенная изолированность от остальных центров.

2.Спокойный музыкальный фон ( по возможности и желанию ребенка)

Спокойная деятельность

на выбор ребенка.

Функциональное назначение «Центр сюжетно-ролевых игр»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре игры»:  «Социально – коммуникативное развитие»

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре игры»: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»

Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание

деятельности детей

  • Игрушки транспортные, (машины разного размера и назначения).
  • Игрушки, изображающие предметы труда и быта ( телефон, сумочки, корзинки).
  • Игрушка-двигатели (коляска).
  • Многофункциональные ширмы.
  • Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовление еды, купание игрушек, игры в больницу.

-Кукольный   уголок: гостиная комната ( для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей. Атрибутика для создания интерьера : полный сервиз чайной и столовой посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон. Куклы: мягконабивные, пластмассовые; имитирующие ребенка – младенца (голыш); куклы, сделанные из ткани, с какой-либо характерной для одежды человека деталью ( бант, кепи, фартук). Коляска для кукол.

Роли: мама (папа), ребенок ( дочка, сын), бабушк , дедушка, тетя, дядя, братья, сестры , друзья, соседи.

Основные игровые действия.

Приезжать из командировки , приходить с работы; встречать и провожать гостей; готовиться к празднику; убирать квартиру (  мыть пол и окна, протирать мебель, вешать занавески, стирать вещи, пылесосить ,чистить и выбивать ковры)4 ремонтировать квартиру ( штукатурить стены, красить пол, стены, потолок ,клеить обои и окна); готовить еду, вызывать врача для членов семьи; собирать посылку к празднику.

Спальня ( для игровых действий игры с куклами) : кроватка с постельными принадлежностями по размеру кровати ( матрац, простыня, одеяло, пододеяльник ,подушка, наволочка, покрывало,

Кухня ( для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол,  стулья ,кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды: настоящая маленькая кастрюлька , ковшик, набор овощей и фруктов

Парикмахерская , салон красоты : (для игровых действий, игры с куклами) : трюмо с зеркалом, расчески, игрушечные наборы для парикмахерских ( зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы), игровые модули.

Роли : мастер ( парикмахер, мастер по маникюру, массажист, косметолог), продавец ,бармен, клиент, покупатель, администратор.

Основные игровые действия. Мыть голову шампунем – вытирать4 причесываться  - смотреться в зеркало; стричь, красить ногти, делать массаж, красить волосы; оформлять заказ; выбирать новое средство для волос ,составлять фитококтейли.

Магазин: весы; наборы овощей, фруктов из  пластмассы, муляжи-продукты ( булочки ,пирожки); сумочки, корзиночки пластмассовые.

Роли: покупатель ,продавец, подсобный рабочий, шофер, кладовщик, администратор, директор, контролер, охранник.

Основные игровые действия. Охранять, грузить, провозить, выгружать, проверять, раскладывать, отсчитывать, расфасовывать, взвешивать товар, выписывать чек, оформлять  ветрину, покупать товар, вступать в диалог с продавцом.

Больница: фонендоскоп, градусник, или тематический набор.

Роли : врач, больной , медсестра, фармацевт, ветеринар, регистратор.

Основные игровые действия. Провозить в службу ремонта, ремонтировать (стучать, шить, включать, кроить, сметывать, примерять, снимать колесо); выдавать гарантийный талон, чек, квитанцию; фотографировать клиента; демонстрировать одежду и обувь, предъявлять готовую вещь.

Гараж: разные машины, набор инструментов : гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг.

Роли: шофер, пассажир, работник бензозаправки; летчик, машинист, капитан, тракторист, кондуктор, грузчик, комбайнер, экскаваторщик, механик, техник, начальник поезда ,заправщик, билетный кассир, пассажир, кок, капитан, штурман, боцман, матрос, моторист, судовой врач, командир экипажа, стюардесса, проводник, начальник вокзала, проводник, контролер.

Основные игровые действия. Грузить и выгружать грузы; подготавливать технику к работе, к поездке ( ремонтировать, мыть, заправлять горючим), сеять и убирать  урожай ( комбайн), замешивать раствор ( бетономешалка); убирать улицы (уборочная машина);  доставлять пассажиров; входить и выходить на остановках; проверять и выдавать проездные документы ( билеты); сообщать о правилах поездки; узнавать расписание; отдавать и выполнять приказы и распоряжения; заботиться о пассажирах.

  • Одежда для ряжанья ( для одевания на себя): узорчатые цветные воротники, разные юбки, платья, фартучки ,кофточки, ленты, косынки.
  • Зеркало в рост, или в полроста ребенка.
  • Бижутерия из разных  материалов ( но не опасных для жизни и здоровья ребенка).

1.Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке ( кукольной семье), каждая кукла имеет сое имя, свой характер, гардероб.

2. Для накопления опты игровых действий использовать действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, наблюдений и целевых прогулок, способствующих возникновению собственных игр.

3.Обогащение ролевого поведения и  взаимодействия детей в игре.

4.располагать в близи «Центра конструирования», чтобы использовать постройки  в игре.

5. Располагать в «Центре игры» разные виды игрушек:

  • Реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов ( плита – уменьшенная копия настоящей плиты).
  • Прототипические – условно воспроизводящие детали предметов ( плита, лишь с обозначенной конфоркой, духовкой, русской, с которой нельзя манипулировать.).
  • Предметы-заместители ,не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении.

6.Требование к кукле: возможность предавать ей соответствующие функциональные позы : она должна «уметь» менять положение стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и «вести» рядом с собой.

7.Мягкие игрушки-персонажи – подобия животных. Как и куклы, должны быть пототипическими: задавать в своем облике обобщенные , наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым.

8.В качестве  заместителей можно использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, природный материал.

9.Игровые материалы, размещаются в низких стеллажах,  пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижнее открытые полки шкафов. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

10. Воссоздание обстановки ,похожей на настоящую.

11. Побуждать детей к планированию, т.е.к созданию элементарного замысла.

12. Отказ от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей; создание такой творческой предметно-развивающей среды, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (белый халат пригодиться в игры на разные темы)

1.Игры в семью ( совместный отдых, встреча, уборка, ремонт квартиры, приготовление подарков, подготовка к празднику, забота о людях и животных).

2. Игры с машинами и другим транспортом ( автомобильный: легковые, грузовые автомобили, специальная техника ( подъемные краны, бетономешалка); пассажирский транспорт; водный; воздушный; железнодорожный; вокзалы)

3.Игры в магазин : овощной, хлебный, мясной, колбасный, рыбный, молочный; гастроном, бочка с квасом, супермаркет, магазин одежды, посуды, бытовой техники, спортивный, газетный киоск, склад, рынок.

4. Игра в больницу ( работа больничных отделений, поликлиника, травм-пункт, аптека, ветеринарная  клиника.)

5. Игры в мастерскую ( ателье по ремонту и пошиву одежды, обуви, фотоателье, мастерская по ремонту замков, зонтов, сумок; по ремонту машин, бытовой техники и механизмов ( телевизоров, утюгов, холодильников).

6. Игры в парикмахерскую ( парикмахерская, салон красоты, косметики)

7. Игры в почту ( почтовые услуги, сберкасса).

8.Наблюдения, рассказы о

 профессиях, тематические беседы, дидактические игры ,иллюстрации для

накопления впечатления об

 окружающем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...