Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.
статья

Башкатова Наталья Евгеньевна

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.

Психологическое здоровье является самым важным условием всестороннего развития ребенка в процессе всей его жизни.  .

Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро, поскольку психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.

.

Важнейшим условием для полноценного психического развития является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а деятельность должна быть увлекательной.

Важнейшие образовательные ориентиры:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
  • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

  • проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
  • создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
  • обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
  • обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
  • обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
  • обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

  • общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
  • внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
  • помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
  • создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
  • обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

Педагогу очень важно уметь определять психическое состояние ребенка, четко  разграничивать личностные черты, т. е.  присущие ребенку и особенности психического состояния ребенка.

Основными признаками дискомфортного состояния у детей являются:

  • Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
  • Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;
  • Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т.д.);
  • Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
  • Беспокойство, непоседливость;
  • Частое проявление упрямства, капризов;
  • Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами.
  • Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
  • Стремление к уединению;
  • Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т.д.;
  • Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Портрет психологически здорового ребенка:

  • Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
  • Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
  • Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
  • Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
  • Способен к сопереживанию.
  • Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.
  • Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.

Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении

Задачи психологической поддержки детей:

  1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
  2. Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
  3. Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Начнем с себя:

Упражнения на саморегуляцию для педагогов

1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения:

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение

  • Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
  • Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
  • Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

3. Поперечное расслабление и напряжение

  • Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул... Напрягите все мускулы...
  • Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения... Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул... Держите напряжение... Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение... Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание... Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело... Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.
  • Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице... Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело... Насладитесь контрастом... Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее... Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле... Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее... Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот... Задержите свое внимание на этом напряжении.
  • Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните... Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным... Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже... Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

4. Диафрагмальная гимнастика

Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):

  • Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.
  • После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.
  • Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.

Другой вариант:

  • Лягте на спину и положите книгу на живот. Дышите так, чтобы книга поднималась от вашего дыхания.
  • Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука.
  • Дышите со счетом до 5: пять секунд на вдох и пять на выдох.
  • Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».

5. Микропаузы активного отдыха.

Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха. Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:

  • Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
  • После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
  • Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
  • Поднимите плечи и медленно опустите.
  • Расслабьте запястья и поводите ими.
  • Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
  • Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.
  • Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

Основные способы коррекции эмоциональных нарушений у детей

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.

Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.

Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия - методы работы с психикой, через тело.

Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности. суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании, формируя стереотипы поведения

Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Существует два направления арт-терапии. Во-первых, восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. Во-вторых, самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.

Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».

Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Большинство ребят нашего детского сада требуют той или иной психологической поддержки, т.к находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов оказывающих не самое лучшее влияние на психологическое здоровье. Этими факторами являются: ускорение темпа современной жизни, ранний выход матери на работу, дефицит времени и общения и т. д. Следствием этого, является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. Дети начинают видеть мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеют общаться со сверстниками, понимать требования взрослых, не умеют выражать свои эмоции.

Одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье.

Психологическое здоровье как целостное состояние личности нередко выражается такими понятиями как:

• Эмоциональное самочувствие

• Эмоциональное благополучие

• Внутренний душевный комфорт

Старший дошкольный возраст особо значим для укрепления психологического здоровья ребенка, который задумывается над тем, какой он – «плохой» или «хороший». Испытывая потребность во внимании взрослых и не получая его, ребенок может начать нарушать правила поведения, не выполнять требования родителей, предпочитая быть наказанным, но обязательно замеченным.

Психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий.

Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу дома каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.


Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:

1) Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.

2) Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.

3) Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Катей и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на неё».

4) Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.

5) Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.



Хочется обратить особое внимание родителей на детскую игру. И не просто обратить внимание, а принять в игре со своими детьми непосредственное участие.

В настоящее время много детей, испытывающих ущемление потребности в общении с родителями. Увеличивается число семей, которые нуждаются в возрождении, установлении взаимопонимания, теплых, близких взаимоотношений, так значимых для психологического здоровья ребенка.

А все ли родители участвуют в детских играх? Готовы ли современные папы и мамы стать партнерами ребенку в так значимой для него деятельности?

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые направлены на формирование психологического здоровья вашего ребенка. В эти игры вы легко сможете поиграть со своим малышом дома.

1. Овладение языком эмоций.

Игра «Повторяй за мной»

Родитель ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Ребенок повторяет его движения.

2. Пантомима «Смелый зайка»

Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.

Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки) ».

3. «Подушка для битья»

Когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет выплеснуть отрицательные эмоции.

4. Упражнение «Возьми себя в руки»

Цель: поощрять конструктивные варианты решения конфликтов, проблемных ситуаций, подчеркивая их значимость для ребенка и других людей.

Цель: научит сдерживать себя.

Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.


5. Игра «Мешочек криков»

Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.


Подводя итоги, можно сделать вывод, что создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в семье оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, тем самым сохраняется и укрепляется психологическое здоровье детей. Все в ваших руках, родители.

Спасибо за внимание.







 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ   Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...

Создание условий для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья педагогов через организацию клуба «Гармония»

Создание условий для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья педагогов через организацию клуба «Гармония»...

"Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей"

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет...

«Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников»

Методическая разработка для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему:«Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников»...

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного учреждения

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.Обеспечение психологического здоровья детей дошкольного возраста это главная...