Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО
проект (старшая группа)

Лупу Николета Генадьевна

STEAM - лаборатория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_steam-laboratoriya.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

        

Проект

«Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО»

для детей старшего дошкольного возраста

Участник Форума:

 воспитатель

Лупу Николета Генадьевна

Гатчина

2020 год

Введение

Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов SТЕМ – образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.

STEAM – проекты – это проекты инженерно – научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.

Программы построены по принципу «от простого – к сложному», связаны игровой сюжетной линией и опираются на предыдущий материал. У всех программ есть 3 главных стратегических направления:

  • Построение на основе математической логики;
  • Реализация серии междисциплинарных проектов;
  • Сюжетно – ролевые формы изучения материала.

           Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии программ и которому делегированы функции обучения – космический робот Микибот. Все это позволяет максимально задействовать возможности детей и за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно – конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).

Таким образом, реализовывая STEAM – образования в нашем детском саду, мы решили начать знакомство со STEAM – лабораторией, так как цель такой лаборатории – это создание благоприятных условий для практических исследований, проведении научных и технических опытов, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её.

Занятия с дошкольниками – это большой труд и огромное удовольствие. Для ребят занятия – это настоящая игра. Задачи, которые поставлены перед ними, увлекательные, в духе их любимых фильмов и мультиков. А возможность проявлять самостоятельность, инициативу и делать свой выбор, очень подогревает их интерес.

Работая с лабораторией, дети перевоплощаются в учёных, конструкторов, биологов, пожарных, медиков, они проводят опыты, экспериментируют, наблюдают различные явления, проявляют пытливость ума, и защищают свои первые проекты.

Цель проекта:

Создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием  STEAM – технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:

  • Формировать у детей дошкольного возраста современную образовательную среду, в которой осуществляется  интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
  • Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям: овладевать появляющимися вновь профессиями, использовать технологии, которые предстоит изобрести.

Развивающие задачи:

  • Формировать развитие материально-технической базы дошкольной организации,  разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
  • создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;

Воспитательные задачи:

  • Воспитать основы личности, когда ребенок является более осведомленным и лучшие адаптированным к жизни в цифровом обществе;
  • воспитать поколение успешных экспертов в области науки, технологии, математики, картографии.

Научно-методические задачи:

  • Создать  преемственные связи ДОУ, семьи;
  • использовать  инновационные технологии, направленные на развитие  у старших дошкольников интерес к чему – то новому;
  • отслеживать   результативность  работы  всех  участников образовательного учреждения   с  помощью системы мониторинговой деятельности;
  • повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов,  методических разработок, участие в  мероприятиях по данной проблеме).

            Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой, творческий, практико – ориентированный, в течение 1 года. Сентябрь2020 – май 2021

Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели группы.

Ожидаемые результаты:

  • Создание модели мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно – технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
  • уровень материально – технического оснащения соответствует требованиям STEAM - образования; 
  • дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разной деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно – технического творчества;
  • сформирование профессиональных компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды  для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно – технического творчества детей.

Условия реализации проекта: интерес детей и родителей, методические разработки.

План реализации проекта.

Этапы проекта:

  1. Собирательно – информационный.
  • Знакомство с программой STEAM – лабораторией.
  • Выявить интерес детей и их родителей для определения целей проекта.
  • Подбор литературы для участников проекта.
  1. Организационно – практический.

Вся работа над проектом разделилась по программам

Название программы

Сроки

1

Основы программирования

Октябрь – декабрь

2

Основы математики и теории вероятности

Январь – март

3

Основы картографии и астрономии

Апрель – май

В рамках первой программы «Основы программирования» мы с детьми познакомились с ключевыми понятиями программирования; кто такой робот, какими они бывают; с принципами работы робота.

Изучали пошаговое программирование через сюжетно – ролевые игры с роботом, проектную деятельность. Дети самостоятельно принимают выбор решения задачи и совместную реализацию от постановки цели, поиска решения, до анализа и оптимизации результата.

Был организован праздник – соревнования между командами детей по прохождению роботами лабиринтов для рефлексии когнитивных и практических навыков.

  1. Завершающий – презентационный.
  • Проектное занятие – Тема: «Дом для Микибота».
  • Выставка детских работ.
  • Подведение итогов.
  • Беседа с детьми «Что мы нового узнали?».
  • Родительское собрание.

Предполагаемый результат:

1. Диагностика.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение и применение доступных знаний детьми об инновационных технологиях.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

5. Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к чему – то новому.

В ходе реализации проекта, благодаря применению данной технологии я повышаю результативность овладения детьми основ программирования и робототехники. Развитие целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Данная система работы позволяет реализовать заложенную в них программу саморазвития эффективным способом, путем самостоятельного исследования мира. Все это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.

Перспективное планирование по программе «Основы программирования»

Месяц/неделя

Тема

Программное содержание

Октябрь/1 неделя

«Роботы – кто это?»

-Познакомить с терминами: робот, программист, команда, программа. Определить роль роботов в жизни человека.

-Сформировать навык задания команд и проверки их выполнения.

-Способствовать формированию понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом.

Октябрь/1 неделя

«Кто ты, Микибот?»

-Закрепить термины: робот, программист, команда, программа.

-Познакомить с принципом работы робота.

-Сформировать взаимосвязь между командой и ее визуализацией.

-Способствовать формированию образа робота ка помощника человека, формированию уверенности в собственных силах.

Октябрь/2 неделя

«Что ты можешь, Микибот?»

-Познакомить с понятиями: последовательность действий, алгоритм.

-Способствовать формированию навыка анализа последовательности действий, навыка создания программы для робота.

-Формировать и поддерживать положительную самооценку детей, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Октябрь/2 неделя

«Микибот, знакомься, это я!»

-Закрепить понятия: «последовательность действий», «алгоритм», «верно», «неверно». Познакомить с числами 0 и 1.

-Укрепить навыки создания простейшего алгоритма: программирования последовательности действий для робота.

-Развивать умения детей работать в группе сверстников.

Октябрь/3 неделя

«Микибот гуляет по городу»

-Закрепить понятия: число 1, число 0. Познакомить с числом 2.

-Способствовать формированию навыка целеполагания, программирования, критического анализа.

-Развивать коммуникативные способности детей.

Октябрь/3 неделя

«Миибот за городом»

-Познакомить с числом 3.

-Закрепить формирование навыка целеполагания, программирования, критического анализа.

-Формировать навыки систематизации.

Октябрь/4 неделя

«Микибот на рыбалке»

-Познакомить с числом 4, понятиями: цикл, цикличность, тест, тестирование.

-Получить навыки составления циклов действий.

-Воспитывать навык концентрации внимания.

Ноябрь/1 неделя

«Вечеринка с Микиботом»

-Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, цикл, цикличность, тест, тестирование. Изучаем число 5.

-Создать программы для новых целей и задач.

-Повышать мотивацию к обучению путем создания эмоционально – комфортной среды для занятия программированием.

Ноябрь/1 неделя

«Микибот на конкурсе талантов»

-Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, цикл, алгоритм, цикл в цикле. Познакомить с числом 6.

-Создать усложненные программы.

-Укреплять навыки работы в команде, опыт соревнования.

Ноябрь/2 неделя

«Микибот готовит праздник»

-Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, цикл в цикле, условие, выбор. Познакомить с числом 7.

-Изучить возможность выбора: конструкция «если …, то…».

-Формировать навыки коммуникации.

Ноябрь/2 неделя

«Микибот учит цифры»

-Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Познакомить с понятиями: случайный выбор, анализ.

-Способствовать развитию критического мышления, умения оценивать результат своей работы.

-Формировать навыки коммуникации.

Ноябрь/3 неделя

«Микибот хочет есть»

-Познакомить с понятиями: лабиринт, выход, задача, решение.

-Формировать умение определять задачу, находить ее решение, менять условие задачи, менять решение задачи, программировать движение по лабиринту.

-Способствовать формированию логического мышления, целеустремленности в решении задач, уверенности в своих силах.

Ноябрь/4 неделя

«Микибот ленится»

-Познакомить с понятиями: альтернативное решение, оптимизировать.

-Сформировать умения определять задачу, находить ее решение, менять условие задачи, менять решение задачи. Программировать движение по лабиринту.

-Способствовать формированию логического мышления, умения не бояться совершить ошибку, оптимистичного подхода к решению задач и изменениям задач, уверенности в своих силах.

Декабрь/1 неделя

«Микибот – на старт!»

-Закрепить понятия: альтернативное решение, оптимизировать, оптимизировать путь.

-Закрепить навык определения задачи, поиска решения, оптимизации. Программировать движение по лабиринту.

-Способствовать формированию логического мышления, навыка позитивно – конструктивного отношения к возможным ошибкам.

Декабрь/2 неделя

«Роботы для каждого»

-Развивать творческий подход к формированию базовых компетенций в робототехнике.

-Способствовать проецированию занятий в реальную жизнь. Профориентация.

-Способствовать формированию логического и креативного мышления.

Декабрь/2 неделя

«Микибот на тренировке»

-Закрепить навыки программирования прохождения лабиринтов и смены задач.

-Способствовать формированию навыков командной работы, усидчивости и концентрации внимания.

Декабрь/3 неделя

«Микибот на чемпионате!»

-Закрепить навыки программирования.

-Формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Декабрь/3 неделя

«Мой робот!»

-Развить творческую активность.

-Способствовать развитию креативности.

-Повышать мотивацию к обучению и уверенность в себе.

Перспективное планирование по программе «Основы математики и теории вероятности»

Месяц/неделя

Тема

Программное содержание

Январь/2 неделя

«Волшебные фигуры»

-Познакомить с понятиями: геометрия, геометрическая фигура, круг, квадрат, треугольник, цвет (красный, синий, желтый), числом 8.

-Научить создавать программы поиска по заданным параметрам.

-Содействовать развитию творческого мышления.

Январь/2 неделя

«Занятие для волшебников!»

-Знакомить с понятиями: хроматические и ахроматические цвета, первичные цвета, вторичные цвета, число 9.

-Формировать навыки организации выборки по цветовому признаку.

-Развивать творческое мышление и художественные навыки.

Январь/3 неделя

«Микибот потрясен!»

-Закрепить понятия: цвет, форма. Познакомить с числом 10.

-Закрепить навыки выбора по цвету и форме.

-Развивать креативное и критическое мышление, терпение.

Январь/3 неделя

«Микибот сдает экзамен»

-Закрепить понятия: цвет, форма, числа 0 – 10.

-Закрепить навыки программирования и выбора по цвету и форме.

-Развивать навыки взаимопомощи, совместной работы.

Январь/4 неделя

«Веселые старты»

-Познакомить с понятиями: дополнение к программе, эстафета, случайные числа.

-Способствовать формированию навыков командной работы, умения дополнять программу.

-Укреплять навык конструктивного реагирования на усложнение условий задачи в ходе работы.

Февраль/1 неделя

«Выбор Микибота»

-Познакомить с понятиями: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию.

-Способствовать развитию критического и логического мышления, умения сравнивать и делать выбор.

-Развивать коммуникативные навыки.

Февраль/1 неделя

«Двойной бросок»

-Закрепить понятия: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию.

- Способствовать развитию критического и логического мышления, умения сравнивать и делать выбор.

-Укреплять уверенность в своих силах и повышать мотивацию к обучению.

Февраль/2 неделя

«Могу лучше!»

-Закрепить навыки выбора по числу и оптимизации.

-Формировать навык системного подхода.

-Развивать критическое мышление.

Февраль/2 неделя

«Новые знакомства Микибота»

-Познакомить с понятиями: выбор, голосование, расстояние, измерение, шаг, линейка.

-Формировать навыки голосования, подсчета голосов, определения расстояния.

-Формировать основы демократических подходов.

Февраль/3 неделя

«Иду к тебе!»

Закрепить понятия: расстояние, измерение, шаг, линейка.

-Закрепить навык определения расстояния, навык проведения сравнительного анализа.

-Развивать позитивно – конструктивное отношение к ошибкам.

Февраль/4 неделя

«Супергерой Плюс!»

-Познакомить с понятиями: сложение, знак плюс, слагаемое, сумма.

-Формировать базовые навыки сложения. Закрепить навыки программирования, расширения программы.

-Повышать мотивацию к обучению.

Февраль/4 неделя

«Супергерой Минус!»

-Закрепить понятия: сложение, знак плюс. Познакомить с понятиями: вычитание, знак минус.

-Формировать базовые навыки вычитания.

-Повышать мотивацию к обучению.

Март/1 неделя

«Скок – перескок»

-Закрепить счет 0 – 10, познакомить с понятиями: четные, нечетные числа.

-Формировать навык программирования заданного шага.

-Развивать навыки коммуникации.

Март/1 неделя

«Навстречу друг другу»

-Познакомить с понятиями: движение, навстречу друг другу, движение в одну сторону.

-Формировать навык определения направления движения.

-Укреплять навык командной деятельности.

Март/2 неделя

«Ювелирных дел мастер»

-Познакомить с понятиями: комбинация, комбинаторика. Познакомить с профессией ювелир.

-Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях.

-Практиковать навыки работы в команде.

Март/3 неделя

«Невероятная теория»

-Закрепить понятия: комбинация, комбинаторика. Познакомит с понятиями: вероятность, невозможное событие, достоверное событие, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие.

-Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях.

-Повышать мотивацию к обучению.

Март/3 неделя

«Куда пойдет наш Микибот?»

-Закрепить понятие: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие.

-Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях.

-Повышать мотивацию к обучению.

Март/4 неделя

«Дом для Микибота!»

-Закрепить понятие: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие.

-Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях.

-Повышать мотивацию к обучению.

Перспективное планирование по программе «Основы картографии и астрономии»

Месяц/неделя

Тема

Программное содержание

Апрель/1 неделя

«Зачем тебе карта?»

-Познакомить с понятиями: карта, картография.

-Формировать навык определения местоположения предметов относительно ребенка.

-Повышать уверенность в собственных силах.

Апрель/1 неделя

«Что сказала карта?»

-Закрепить понятия: карта, картография. Познакомиться с понятиями: читать карту, условные обозначения.

-Формировать первичные навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации.

-Повышение мотивации к обучению, командная деятельность.

Апрель/2 неделя

«Дом хоббита»

-Познакомить с понятиями: картограф, масштаб.

-Формировать навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации.

-Развивать абстрактное мышление.

Апрель/2 неделя

«Мама, я – картограф!»

-Закрепить понятия: картограф, масштаб.

-Формировать умения ориентироваться на плоскости, понимание пространственных отношений между различными предметами на листе бумаги, умение выполнять различные практические задания при ориентировке на плоскости, самостоятельно характеризовать размещение объектов на листе бумаге.

-Развивать пространственное, аналитическое, критическое мышление.

Апрель/2 неделя

«Письмо для инопланетян»

-Познакомить с понятиями: адрес, местоположение, фракталы, фрактальные рисунки.

-Формировать навык масштабного мышления.

-Развивать творческое и математическое мышление.

Апрель/3 неделя

«Тайна острова сокровищ»

-Познакомить с понятиями: географические объекты.

-Закреплять навык масштабного и творческого мышления.

-Развивать уверенность в собственных силах и повышать мотивацию к обучению.

Апрель/3 неделя

«Моя чудесная планета»

-Познакомить с понятиями: проложить маршрут, карта мира, материки, глобус.

-Закрепить понятия: географические объекты, карта, а также навыки чтения изображений, чтения карт.

-Развивать уважительное отношение к своей культуре и культурам других стран.

Апрель/4 неделя

«Почему космос – это круто?»

-Познакомить с понятиями: космос, вселенная, звездные карты, навигация, ракеты, космические станции.

-Расширить горизонты мышления и творческого потенциала детей.

-Повышать мотивацию к изучению космоса и осознания его важности для  жизни детей.

Апрель/4 неделя

«Семья звезды по имени Солнце!»

-Познакомить с понятиями: орбита, звезда, планеты, Солнечная система.

-Создать собственную карту Солнечной системы.

-Содействовать масштабированию мышления, повышения мотивации к изучению космоса.

Апрель/4 неделя

«Что нам делать с Меркурием?»

-Познакомить с самой маленькой планетой Солнечной системы, с понятиями: орбита, притяжение, вес, масса.

-Формировать понимание значимости исследований космических объектов.

-Развивать познавательную и творческую активность.

Май/1 неделя

«Юпитер – президент среди планет!»

-Познакомить с самой большой планетой Солнечной системы.

-Закрепить понятия: притяжение, вес, масса, орбита.

-Развивать познавательную и творческую активность.

Май/1 неделя

«Сестра Земли - Венера»

-Познакомит с самой близкой планетой – Венерой. Познакомить с понятиями: строение планеты, ядро, мантия, кора.

-Формировать навыки сравнения и анализа.

-Формировать интерес к изучению космического пространства.

Май/2 неделя

«Кто найдет кольца Сатурна?»

-Познакомить с планетой Сатурн.

-Развивать творческое и критическое мышление, навык решения проблем.

-Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность в своих силах.

Май/2 неделя

«Высаживаемся на Марсе!»

-Познакомить с планетой Марс, с пониманием основных концепций инженерного проектирования, роли устранения неполадок, исследований и разработок, изобретений, инноваций и экспериментов по решению проблем.

-Развивать способности к проектированию, использованию и поддержке технологических систем.

-Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, перспективного целеполагания по колонизации космоса.

Май/3 неделя

«Сквозь алмазы к дальним звездам!»

-Познакомить с планетами Уран и Нептун. Формировать перспективы для изучения космического пространства.

-Развивать навыки исследования физических законов.

-Формировать уверенность в своих силах, командную деятельность.

Май/3 неделя

«Космическое турагентство!»

-Закрепить понимание устройства Солнечной системы, перспектив ее основания.

-Формировать навыки прокладывания маршрута на карте.

-Развивать комплексное, креативное и творческое мышление.

Май/4 неделя

«Экзамены для супер астронавтов!»

-Создать условия для формирования навыка поиска решения при ограниченном выборе.

-Закреплять навыки принятия решения, оптимизации.

-Повышать уверенность в своих силах и мотивировать нацеленность на результат.

Май/4 неделя

«Открой свою планету!»

-Познакомить с понятием экзопланета.

-Закрепить навыки творческого и системного подхода к решению задач.

-Укреплять навыки совместной командной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская универсальная STEAM-лаборатория

На сегодняшний день одна из основных наших целей- дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технолог...

Детская универсальная STEAM лаборатория и её составляющие.

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовате...

Конкурсное задание. Реализация программы "Детская универсальная STEAM-лаборатория" в группе "Росинка"

Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов SТЕМ – образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей д...

Конкурсное задание. Конспект занятия по ОО Познавательное развитие "Венера сестра Земли" в детской универсальной STEAM-лаборатории

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...

Конкурсное задание. Консультация для педагогов " Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс ДОО"

Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по...

Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация для педагогов: "Использование детской универсальной STEAM-лаборатории для детей 4-8 лет"

Использование детской универсальной STEAM-лаборатории для детей 4-8 лет...