Конкурсное задание. Консультация для педагогов " Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс ДОО"
методическая разработка
Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Росинка»», структурное подразделение муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 « Улыбка»» г.Щучье
Консультация для педагогов
Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс ДОО
Автор – составитель: воспитатель
высшей квалификационной
категории Чернова И.В.
г.Щучье
2022г.
Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.
STEAM-лаборатория – учебно-методическое пособие, включающее в себя:
- учебно-методические материалы – иллюстрированный сборник подробных планов всех занятий;
- руководство для педагогов;
- программируемого робота (работает от 3 батареек ААА);
- комплекс игровых и учебных приложений – более 200 карточек, игровые познавательные поля, кубик, лупа, специализированные линейки);
- USB-флеш-носитель, содержащий презентации к занятиям, раздаточные материалы для занятий, материалы для воспитателей;
- материалы для STEAM-проектов и научных исследований - по 100 шт.: бумажные стаканчики и тарелки, палочки для мороженого, коктейльные трубочки, шарики, канцелярские резинки, скотч – 2 шт.
STEAM-лаборатория включает в себя 5 программ: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии.
Эти программы внедряются последовательно, от простого к сложному, связаны сюжетной линией и опираются на предыдущий материал.
Как должна выстраиваться деятельность по реализации инновационного учебно-методического пособия?
Длительность занятий по STEAM-лаборатории – 35 недель.
Занятия по трем программам - «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии» - проводятся по 25 минут 26 недель. Занятия по программе «Основы чтения» проводятся ежедневно, параллельно с этими программами в течение 26 недель.
Потом в течение 9 недель проводятся только занятия по 25 минут по программе «Основы криптографии».
№ | Программы | Длительность | |
1 | Программа 2. «Основы программирования». Занятия 2 – 3 раза в неделю по 25 мин. | Программа 1. «Основы чтения». Занятия ежедневно по 7 мин. (4 этапа: 1 мин., 1 мин., 2 мин., 3 мин.) | 8 недель |
2. | Программа 3. «Основы математики и теории вероятности». Занятия 2 – 3 раза в неделю по 25 мин. | Программа 1. «Основы чтения». Занятия ежедневно по 7 мин. (4 этапа: 1 мин., 1 мин., 2 мин., 3 мин.) | 8 недель |
3. | Программа 4. «Основы картографии и астрономии». Занятия 2 – 3 раза в неделю по 25 мин. | Программа 1. «Основы чтения». Занятия ежедневно по 7 мин. (4 этапа: 1 мин., 1 мин., 2 мин., 3 мин.) | 10 недель |
4. | Программа 5. «Основы криптографии» Занятия 2 – 3 раза в неделю по 25 мин. | 9 недель | |
Итого: | 35 недель |
Занятия по программе «Основы чтения» выстраиваются по алгоритму: ежедневно воспитатель 4 раза по 1 – 3 минуты играет с детьми с карточками со словами – итого занятия по программе «Основы чтения» длятся по 7 минут в день.
Авторы инновационного учебно-методического пособия разработали особый график проведения занятий по чтению, для удобства он представлен в таблице. Рассмотрим его подробно.
График ежедневных занятий по чтению
Этапы | Время | Порядок выполнения |
Знакомимся с новыми словами | До завтрака 1 мин. |
|
Распознаем новые слова | После завтрака
|
|
Закрепляем распознание новых слов | Перед обедом 2 мин. |
|
Распознаем новые и старые слова | Перед/после полдника 3 мин. |
|
STEAM-лаборатория включает в себя 104 карточки со словами. На каждой карточке с одной стороны размещено слово печатными буквами и рисунок, визуализирующий слово, а с другой стороны – то же самое слово, но без рисунка. Для удобства использования каждая карточка содержит указание, в каком периоде ее изучать: номер программы и номер недели.
Авторы программы предлагают следующий алгоритм ее реализации. В группе подготовлены 2 коробки для карточек:
«Текущие карточки» - в ней хранятся слова, которые готовятся к изучению;
«Отработанные карточки» - в ней хранятся слова, которые первично изучили и те, которые используем для вечерней игры «Поиграшки». Каждое утро педагог берет очередные карточки из коробки «Текущие карточки» и работаем с ними 3 раза в день по графику. На вечернее занятие – игру «Поиграшки» добавляем к текущим карточкам любые карточки из коробки «Отработанные карточки» - всего 10 карточек. После занятия все карточки, с которыми работали в этот день, складываются в коробку «Отработанные карточки».
Для остальных последовательно реализуемых программ пособия разработаны:
- 36 обучающих игр,
- 17 творческих проектов,
- 45 STEAM-проектов,
- дополнительные задания повышенной сложности.
Занятия по программам имеют общую сюжетно-ролевую историю. Сквозным персонажем является Микибот – программируемый робот. У Микибота есть своя легенда: он робот, созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее жителями и все про них узнать.
Роль робота в пособии: обучает детей программированию, будучи сам объектом обучения для детей. Особенность пособия заключается в смене привычных для нас позиций: не воспитатель учит детей, а дети обучают робота в процессе реализации пособия.
При использовании данного учебно-методического пособия очень важным является принятие новой позиции педагога: воспитатель становится заведующим лаборатории, а дети – его коллегами, лаборантами. По этой причине авторы STEAM-лаборатории рекомендуют на занятиях особые формы обращения к детям: «дорогие коллеги», «юные лаборанты», «уважаемые инженеры/программисты/шифровальщики» и пр.
Вовлечение родителей в образовательный процесс
Учебно-методическое пособие предполагает организацию тесного взаимодействия с родителями: часто незримо для самих себя родители могут быть включены в занятия по STEAM-лаборатории: ребята изготавливают для них карту садика, чтобы они не заблудились, предлагают им разгадать настоящие шифровки.
Авторами технологии рекомендуется проведение нескольких совместных праздников с демонстрацией проектов воспитанников. На подобных мероприятиях дети будут выступать в роли учителей, наставников для своих родителей:
- на вечеринке с Микиботом дети смогут научить родителей программировать робота и устроить соревнования между командами родителей или смешанными детско-взрослыми командами, а робот будет танцевать по «заданным» программам;
- в ходе реализации программы «Основы математики и теории вероятности» предлагается устроить для родителей экзамены «Второй раз – в первый класс!» - дети с помощью воспитателя проведут для родителей ряд игр из программы в качестве конкурсов и пр.
При подготовке к праздникам, совместным развлечениям воспитатели могут брать за основу сюжеты, игры, конкурсы, целые сценарии или составлять собственные сценарии, используя занятия пособия.
Диагностика эффективности реализации программ учебно-методического пособия
В учебно-методическом пособии предложены диагностические бланки для каждой программы пособия. Они предназначены для фиксирования сводной информации: количество детей, усвоивших материал на низком, среднем и высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-358131-1449315765.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается основное значение звуковой культуры речи как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы усвоения ребёнком ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-230381-1390172491.jpg)
Создание условий для формирования интегративных качеств у детей дошкольного возраста
В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент эт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-695482-1453560948.jpg)
Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".
Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/20/picture-642509-1437415641.jpg)
Работа с родителями по созданию условий для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное обр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/10/picture-1057967-1633841070.jpg)
Консультация для педагогов "Создание условий для организации опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Рекомендации педагогам по экспериментированию с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/27/picture-1503498-1703703590.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Создание условий для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное обр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-816005-1643718827.jpg)
Формирование современных компетенций у детей дошкольного возраста через технологию STEM-образования.
Статья "Формирование современных компетенций у детей дошкольникольного возраста через технологию STEM - образования. В этой статье автор описывает основы формирования современных компетенций у де...