Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Рухлина Елена Сергеевна

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_esse.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования"

Зачетная работа к модулю "Индивидуальный подход в формировании здоровьеформирующей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни."

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".

                                                             Выполнила:

                                                              воспитатель  высшей  квалификационной

                                                               категории  МБДОУ "Детский сад №116"                                

                                                               Рухлина Е.С

Нижний Новгород

2018

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан -Жак Руссо.

Что такое условия для формирования здоровьеформирующей культуры? На мой взгляд - это и окружающая среда, и отказ от вредных привычек, и питание, и движения, и гигиена организма, закаливание, и хорошее настроение.

  Я заметила, что в последнее время увеличилось количество детей, страдающих хроническими, соматическими и нервно-психологическими заболеваниями.  Эта проблема стала одна из главных проблем ДОУ. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье дошкольников.

«Здоровье не всё, но всё без здоровья– ничто», -как говорил мудрый Сократ. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание.

 

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ  является особенно актуальной на современном  этапе развития общества. Современные  условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что  от здоровья, жизнерадостности детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья, следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре, здоровье детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образование учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому в ДОУ осуществляется поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенности его организма, индивидуализации и профилактических мероприятиях создании определенных условий. Одним из таких условий является реализация здоровьеформирующих технологий. Основной целью, которой является: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов, родителей стойких привычек к здоровому образу жизни, ответственности за сохранение собственного здоровья. 
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьеформирующую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

 Не совсем согласна с мнением специалистов, которые считают, что человеческое здоровье на 20% определяется качеством окружающей среды, на 30% - генетически закрепленными признаками, на 50% - факторами социокультурного и психолого-педагогического порядка: взаимодействиями внутри макро- и микросоциальных сред, воспитанием, образом жизни, индивидуально-личностными особенностями, включая отношение к миру, другим людям, самому себе и т.д.. Дело не только в преобладании удельного веса этих факторов, но и в их активном влиянии на характер генетической и «средовой» детерминации здоровья, которая по мере развития человека становится все более специфицированной, «избирательной».

С целью повышения устойчивости организма к быстро меняющейся внешней среде система физического воспитания ребенка предусматривает научно обоснованный режим закаливания, формирование двигательных навыков, которые выражаются в разнообразных формах организации двигательной деятельности: утренней гимнастики, занятиях, подвижных играх и спортивных упражнениях. При этом учитываются и погодные условия. Во-первых ,солнце, воздух и вода используются для повышения жизнестойкости организма. Во-вторых, закаливание и физические упражнения расширяют функциональные возможности организма ребенка, оказывают тренирующее воздействие на развитие мозга, высшей нервной деятельности, опорно-двигательного аппарата и личностных качеств, способствуя индивидуальному приспособлению к внешней среде, помогая общению со сверстниками и взрослыми людьми.

     Условием нормального развития организма является двигательная активность. Развивающая двигательно-игровая деятельность ребенка благотворно сказывается на его психофизическом развитии, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

     Я  бы хотела ещё раз сделать акцент на том, что, учитывая потенциальные возможности организма, органические предпосылки и особенности нервной системы, необходимо правильно организовать процесс физического воспитания. Исходя из врожденных особенностей нервной системы ребенка и роли внешних воздействий на ее формирование, обеспечивается оптимальный режим (полноценный сон, дозировка занятий, двигательная активность, время пребывания на воздухе, система закаливания).

Хочу также заметить, какое особое значение имеет микроклимат группы, эмоционально-положительная обстановка в ней, знание типологических особенностей каждого ребенка, его психофизиологических возможностей.

   Итак, в настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания.       

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни. Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

Таким образом, ребенку должны быть созданы все условия, он должен  получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.

ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — ЗАДАЧА ОБЩАЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста,  а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....

Эссе на тему: «Создание условий для формирования здоровье-формирующей культуры личности детей дошкольного возраста»

Формирование здорового поколения - это одна из главных задач развития нашей страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Поэтому задача любого ДОУ - п...

Презентация на тему «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста»

Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра...

Формирование социокультурной толерантности личности детей дошкольного возраста

Формирование социокультурной толерантности личности детей дошкольного возрастаПодготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна Актуальность проблемы подрастающего поколения в духе толерантности...

Доклад на тему: "Формирование всесторонне-развитой личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".

Выступление с докладом на научно-практической конференции работников образования Кулундинского района Алтайского края«Образование и современное общество: актуальные вопросы, достижения и ин...

Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это иск...