доклад "педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
материал
Педагогические условия формирования экологической культуры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из
актуальных тревожных проблем, в связи с этим важной задачей общества
является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих
ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными,
нравственными, художественными средствами системы экологических
отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к
экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое образование личности предполагает формирование
экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения
и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста:
- Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.
- Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающая социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты. Воспитатели должны обладать знаниями об экологии и современными методами работы с детьми, чтобы эффективно доносить экологические идеи.
- Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.
- Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
- Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.
Формы работы, которые способствуют формированию экологической культуры:
- Совместные экологические проекты. Они предполагают обучение детей в процессе деятельности.
- Создание предметно-пространственной среды в группах для организации образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей. В неё входят картотеки экологических игр, экологические сказки, презентации, аудиозаписи звуков природы и видеозаписи, дидактические игры, интерактивные игры. необходимо обеспечить игровую и развивающую среду, позволяющую детям непосредственно взаимодействовать с природой, например, через прогулки на свежем воздухе и занятия в саду
- Экскурсии в планетарии, музеи, парки совместно с родителями. Это возможность приобщить детей к природе и создать условия для совместного интересного досуга детей и родителей. Совместные мероприятия, такие как семейные выходы на природу или волонтерские акции, помогают детям осознать ценность экологической ответственности и активно участвовать в охране окружающей среды.
- важно создание педагогической среды, способствующей формированию навыков практического отношения к экологии. Это включает в себя создание уголков природы в детском саду, проведение акций по сбору мусора, уход за растениями и соблюдение правил поведения на природе.
- регулярное обновление материалов, включая книги, игры и наглядные пособия, способствует повышению интереса детей к экологии.
Перечень литературы по экологическому воспитанию:
Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»
Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно!»
А.А. Лопатина «Сказы матушки земли» (воспитание через стихи, сказки и творческие задания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста, а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира в средней группе на тему : «Я – часть природы», Раздел «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Образовательная об
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира в средней группена тему : «Я – часть природы», Раздел &laq...