Эссе на тему: «Создание условий для формирования здоровье-формирующей культуры личности детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Формирование здорового поколения - это одна из главных задач развития нашей страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Поэтому задача любого ДОУ - помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, а также благополучию семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_zdorove.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад

 № 103 «Теремок»

Эссе на тему: «Создание условий для формирования здоровье-формирующей культуры личности детей дошкольного возраста»

                                                           Выполнила: воспитатель Чадная Е.А

                                                            МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок»

                                                           Канавинского района

                                                           города Нижнего Новгорода.

г. Нижний Новгород 2018 год.

«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического, социально-экономического развития общества». Под понятием «здоровье» в совершенном цивилизованном обществе подразумевается не только отсутствие болезней и физических дефектов, но полного физического, духовного социального благополучия индивидуума.

Формирование здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирование личности.

Исследование показывают, что здоровье человека более чем на 60% зависит от образа жизни. Крупнейший Российский микробиолог, И.И. Мечников считал, что самое главное – это научить человека выбору выбирать полезное для здоровья и отказываться от всего вредного. Опыт работы с дошкольниками показывает, что у детей, не приученных заботится о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реальный мир «взрослой жизни». А ведь ритм и темп нового тысячелетия сталкивает их с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

Культура здоровья – это очень широкое понятие. Прежде всего, это часть общечеловеческой культуры, позволяющей личности наиболее полно раскрыть свой потенциал. Человек может радостно и созидательно трудиться добиваться успехов в своей деятельности, получать удовлетворение от жизни только тогда, когда он здоров. Таким образом, здоровье – это целостность, состоящая из физического, социально-психического, духовных компонентов.

Функции культуры здоровья в дошкольном возрасте, состоят из трёх основных компонентов:

- осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

- знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

- валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Одним самым главным условием является режим дня.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка. А. С. Макаренко, считал, что режим — это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.

Для реализации здоровье-сберегающего сопровождения ребенка в педагогическом процессе детского сада нужно выполнить целый комплекс следующих условий:

  1. наличие педагогической диагностики культуры здоровья детей и семьи, реальные условий воспитания культуры здоровья дошкольников;
  2. создание особой профессионально-творческой обстановки в дошкольном образовательном учреждении, позволяющей воспитателям и специалистам эффективно участвовать в разработке здоровье сберегающего сопровождения;
  3. включенностью семьи в процесс оздоровления и воспитания культуры здоровья детей, общий ход их развития и воспитания в режиме сопровождения.

Результатом здоровье-сберегающего сопровождения для нас становится здоровый ребенок, он располагается на пике, он вершина деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Здоровье-сберегающее сопровождение ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения - это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации, профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного образования.

Все мероприятия с детьми по данному направлению реализуются в содержании воспитательно-образовательного процесса через такие средства двигательной направленности, как:

  • физкультурные занятия, двигательная активность;
  • гимнастика (утренняя, оздоровительная после сна, пальчиковая, для глаз);
  • режимные моменты (соблюдения режима дня), закаливание;
  • подвижные игры.
  • свободная физическая деятельность (прогулки, экскурсии);
  • спортивные развлечения и досуги;
  • динамический час на свежем воздухе.

Наиболее эффективными методами работы с детьми являются – физкультурные занятия и режимные моменты, так как благодаря их неоднократному практическому и действенному воспроизведению они приобретают прочный и более осознанный характер, в повседневных занятиях и игре. Хотелось бы затронуть наиболее эффективные, действенные и доступные методы работы совместные с родителями:

  • Дни открытых дверей и совместные спортивные праздники, развлечения:
  • «Здоровый образ жизни» (выставки, беседы, консультации)
  • «Веселые старты» с детьми других групп;
  • «Хочу стать здоровым» - физкультурно-оздоровительный праздник;
  • «Мама, папа, я – спортивная семья!» - спортивный праздник.
  • Лэпбуки «Моя спортивная семья!», «Я дружу со спортом!»

Ведь задача любого дошкольного образовательного учреждения - помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, благополучию семьи. Детский сад больше знает, а семья – больше чувствует. Поэтому только при объединении совместных усилий родителей и воспитателей объем знаний может быть увеличен, а пытливые дошкольники освоят весь материал не только с нами, но и с большей радостью со своими родителями, которые включены в процесс здоровье-сберегающего сопровождения.

Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье-сберегающего сопровождения.

Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...

Доклад на тему: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста»

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...

Создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства  в рамках реализации вариативной части...

Семинар-практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео...