Создание условий для формирования интегративных качеств у детей дошкольного возраста
консультация по теме

Иванова Надежда Григорьевна

В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент эти программы не соответствуют федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые направлены на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений и навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Педагоги должны стремиться к развитию ребёнка, а не к овладению им большим багажом знаний. Что означает понятие «интегративное качество»? Интегративное качество – это системное образование, которое: 1. формируется в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 2. является показателем и характеризует 3 сферы развития ребенка – личностную, интеллектуальную, физическую; 3. способствует самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем), адекватных возрасту. Таким образом, интегративное качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах, и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту. Согласно ФГТ «социальный портрет» ребенка 7-ми лет на выходе из детского сада состоит из совокупности 9-ти интегративных качеств. При этом употребление словосочетания «социальный портрет» вместо «психолого-педагогический портрет» обусловлено тем, что система образования в России является социальной и ориентирована на удовлетворение потребностей общества и семьи, и результат образования должен соответствовать этим требованиям. Интегративные качества: 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 2. Любознательный, активный. 3. Эмоционально отзывчивый. 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия. 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности. Стоит отметить, что каждое качество формируется в рамках всех образовательных областей. Таким образом, интегративные качества закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования. Какие же условия необходимо создать в ДОУ для формирования вышеуказанных интегративных качеств? Строго придерживаться Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включающих, семь групп требований: 1. требования к кадровому обеспечению; 2. требования к материально-техническому обеспечению; 3. требования к учебно-материальному обеспечению; 4. требования к медико-социальному обеспечению; 5. требования к информационно-методическому обеспечению; 6. требования к психолого-педагогическому обеспечению; 7. требования к финансовому обеспечению. Для этого необходимо изучить ФГТ более подробно. Не маловажной составляющей в процессе формирования у дошкольников интегративных качеств является мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, который призван обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей. Мониторинг проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май) в каждой возрастной группе. Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения содержит описание планируемых результатов, которые представляют собой интегративные показатели качества усвоения программы детьми 3-х лет, 5-ти лет и 7-ми лет. В картах педагогического обследования, которые составлены в ваших дошкольных учреждениях, отражены интегративные показатели качества усвоения детьми основной общеобразовательной программы. В одном из пунктов ФГТ, касающегося требований к кадровому обеспечению, отмечена необходимость непрерывности профессионального развития педагогических работников. Согласно ФГТ педагог должен быть компетентен в вопросах: 1. организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; 2. организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы; 3. организации различных видов деятельности и общения воспитанников; 4. осуществления взаимодействия с родителями и работниками образовательного учреждения; 5. методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса; 6. владения информационно-коммуникативными технологиями и их применения в воспитательно-образовательном процессе. Обеспечение непрерывности профессионального развития педагога должно проходить под чутким руководством методистов детских садов через своевременное прохождение курсов (бюджетных и внебюджетных) профессиональной переподготовки и повышения квалификации, мероприятия методических служб разных уровней (регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения). И в заключение хочется отметить, что для дальнейшей успешной работы в «эпоху перемен» молодым специалистам детских садов необходимо: • думать творчески; • быть готовым попробовать что-то необычное; • приложить все усилия для проведения новых идей в жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrativnye_kachestva.doc2.54 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста"....

Работа с родителями по созданию условий для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Развитие элементарных математических представлений  - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное обр...

Создание условий для формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста

Уровни формирования сенсорных процессов при восприятии ребенком окружающего мира....

Конкурсное задание. Консультация для педагогов " Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс ДОО"

Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Создание условий для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"

Развитие элементарных математических представлений  - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное обр...