Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кирьянова Елена Александровна

Материал содержит методические рекомендации по вопрсам духовно-нравственного воспитания дошкольников и создании условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания  

                                         детей дошкольного возраста.

   ФГОС  ДО направлен на реализацию целого ряда задач, одна из которых — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,  норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

   Основы духовной культуры личности ребенка закладываются в первые годы жизни. Поэтому велика роль семейного духовно-нравственного воспитания в стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении, в воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного человека.            Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, особенно в процессе становления духовно-нравственных начал личности ребенка. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия педагогов детского сада, родителей и детей.

   Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми является одной из главных задач детского сада.

   Проживание в культуре своего народа, его традициях способствует формированию духовно-нравственной личности ребенка, его мировоззрения, нравственности, гражданской позиции.

   Обращение к опыту православной педагогики в то время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость в разработке Программы по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

   Основываясь на этом организация духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении должна быть направлена на решение следующих задач:

-изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;

-разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников родителей и священнослужителей;

-повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения.

   Реализация поставленных задач целесообразно осуществлять в  в нескольких направлениях. Методическая работа должна быть  направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями детей.

   Эффективно при разработки мероприятий работы с кадрами планировать:

-теоретические и практические семинары, мастер-классы,  консультации по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, изучение методической и православной литературы. А также проводить анализ  материалов по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые необходимо систематизировать  по разделам:

-православные праздники в детском саду;

-продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

-консультативный и информационный материал для родителей;

-игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

   Интересны и полезны в решении данных задач открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

   Необходимым условием для решения вопросов духовно-нравственного воспитания в ДОУ является организация предметно-развивающего  пространства. А именно, оформление  в группах уголков русской культуры и народных традиций. При этом рекомендуется использование элементов православной культуры: колоколов, икон, подсвечников, православной литературы , раскрасок, журналов, православных календарей. А также картотек словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок,  дидактических игр по ознакомлению дошкольников с православной  культурой, оформление альбомов различной тематики:  «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах», «Православные святые» и т.д.

   Для родителей рекомендуется оформление информационных материалов

о православных праздниках и семейных традициях, литература для семейного

чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания, организация выставок фотографий, поделок, рисунков.

 Для эффективности работы в данном направлении рекомендованы :разработка

памяток и консультаций «Поведение в храме», «Православные праздники зимой», «Советы православных педагогов по воспитанию детей» и другие.

 А также разработка и сбор теоретических и практических материалов:

-литературы для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

-литературы для родителей и педагогов;

-аудиокассет и видеоматериалов: «Беседы с батюшкой»,«Сказания и былины»;

-демонстрационного и раздаточного материал для проведения занятий;

-иллюстраций;

-изображений икон.

   Организация работы в системе «педагог-дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения. Практика показывает, что наиболее эффективным является проведение специально организованных занятий одним педагогом. А именно, воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

-игровую: дидактические игры: «Собери цветок», «Следы добродетели», «Скажи наоборот»; конструктивные: «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; словесные, подвижные игры;

-забавы, народные и хороводные игры;

-в сюжетно-ролевые  игры: педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

-продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

-театрализованную деятельность, которая позволяет воплотить нравственные

чувства в смоделированные ситуации «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».

   Музыкальные руководители обогащают впечатления детей знакомством с духовной музыкой, народным песенным и танцевальным искусством.  

   Мы знаем, что дети всегда с нетерпением ждут праздников «Масленица», «Колядования».

   Во взаимодействии с семьями воспитанников рекомендуется  проведение

мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного

развития и воспитания детей с привлечением  к выступлениям и священнослужителей. Тематика встреч разнообразна и посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи , а также таким темам, как «Я-семья-род-народ», «Родители –первые воспитатели», «Агрессия в жизни ребенка». Можно  привлекать семьи воспитанников к оформлению фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», изготовлению поделок к православным праздникам. Родители обычно заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывают герб и девиз, составляли родословную своей фамилии.

Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

   При организации взаимодействия с семьей предполагается проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведением совместных занятий с детьми, участием родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.

   Для успешной реализации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо педагогически грамотное участие священства в его жизни. Это наиболее сложное направление в работе дошкольного учреждения. Являясь светским учреждением, детский сад не может без согласия родителей воцерковлять детей. Но проведение рекомендуемой работы приближают родителей и их детей к духовной составляющей их жизни.

    Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса

с духовным наставниками. Они раскрывает сущность православного

воспитания и православной культуры, повышают духовно-нравственный потенциал участников, знакомят с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей, значением  детского труда, воспитания заботливого отношения к младшим и старшим.

Очень важно, чтобы система духовно-нравственного воспитания была единой. Тогда можно надеяться на эффективность работы по данному направлению.


                                                

                                         Список литературы

.

1.«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России» от 05.11.2008 г.

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

4.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. -М., 2004.

5.Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005

6.Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? -М., 2010.

7.Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.

8.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.

Виноградовой. -М.: Просвещение, 1989.


 



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта в средней группе.

Воспитатель: Кирьянова Е. А.

Тема: «Что мы знаем об осени?». 

Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,  родители.

Срок реализации проекта:  краткосрочный   - октябрь.

Актуальность проекта:

      Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

        Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

        Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

 Цель проекта:  Создание условий для совершенствования у детей  представления об осени, ее характерных особенностях.

Задачи проекта:

Задачи: 

  • Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  •  Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; 
  • Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников; 
  • Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; 
  • Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; 
  • Способствовать развитию памяти, восприятия;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:  развлечение  «Если б Осень потерялась!».

Ожидаемый результат: 

Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах.

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.

- Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.

- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

- Сближение  педагогов и детей,  создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений.

Проект включает три этапа:  подготовительный, основной, заключительный.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап .

  • Определение темы и  задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.
  •  Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.
  • Разработка циклов ООД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
  •  Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2. Основной этап.

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

ООД «Прогулка по осеннему участку» .

Цель: Создание условий для расширение у детей  представления  о многообразии и пользе осенних даров природы.

Рассматривание и обследование:  муляжей и трафаретов овощей,

фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

 Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?».

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

-за цветником;

-за перелетными птицами;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

 «Деревья и кустарники нашего детского сада»;

«Ищем приметы осени».

Цель: Создание условий для развитие у детей  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;

«Почему я люблю (не люблю) осень?».

Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.  

Речевое развитие

ООД «Осень и её краски» (Приложение № 2).

Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»;

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развитие у детей  умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

Словесные игры: 

«Опиши словами осень!»;

«Осень в лесу»;

«Вспомни – назови»;

«Один – много»;

«Будь внимательным»;

«Осенние деревья»;

«Подбери действие».

Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.

Чтение художественной литературы:

Рассказы:

Катаев В. «Мухомор»; «Грибы».

Лопатина А. «Грибная аптека;

 Пришвин М.  «Листопад», «Осенние листочки»;

Скребицкий М. «Четыре художника»,  «Осень», «Белка готовится к зиме»;

 Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»;

Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»;

Сладков И.  «По грибы»,

Ушинский К.  «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;

 Шим Э.  «Храбрый опенок».

Сказки:

Афанасьева М. «Красивые грибы»;

Белых С. «Спор деревьев»;

Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».

Стихи:

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;

К. Бальмонт «Осень»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».

Пословицы, поговорки, приметы об осени .

Цель: Создание условий для  эмоционально-образного восприятия детьми  литературного произведения; развитие  умения замечать образные слова и выражения, осознание  единства человека с природой в  художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие

ООД «Осенние заботы животных и птиц» (Приложение №3).

Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний  об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой.

Сюжетно-ролевые игры: 

«Магазин семян», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес».

Дидактические игры: 

«Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».

Цель: Создание условий для  развитие интереса у детей к экологическим  играм.

Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом».

Настольно – печатные игры: «Времена года».

Художественно -эстетическое развитие

ООД Рисование «Деревья осенью» , «Осенняя березка».

Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты осенних деевьев.

ООД Лепка «Фрукты на тарелке» , «Овощи на блюде».

Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний о фруктах, овощах, развитие умения передавать более точную форму фруктов и вазы.

ООД Аппликация с элементами пластилинографии «Веточка рябины».

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности .

Рассматривание:  картины Левитана «Золотая осень»,  иллюстраций на тему «Осень в лесу»

Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.

 

Слушание музыкальных произведений:

П.И.Чайковский «Октябрь»;

Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж»

Пение:

«Веселый огород»;

«Осень золотая» сл.и муз. Л. Старченко;

«Осень, осень, осень».

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».

Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».

Цель: Создание условий для формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени.

Физическое   развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»;

«Если хочешь быть здоров».

Цель: Создание условий для развитие у детей  начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»;

«Бывает-не бывает»;

«Хитрая лиса»;

«Перелёт птиц»

Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».

Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки:

«Клён»; «Листопад»; «Грибы»

Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы».

Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Трудовое воспитание

Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы,

подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»;

«В мире животных»;

«Почему  перелетные птицы покидают нас осенью?»

Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться , добиваться результата труда общими усилиями.

Работа с родителями:

  • Консультация «Профилактика гриппа в осенний период» .
  • Изготовление  поделок из природного материала.

3. Заключительный  этап .

 -  анализ результатов проекта;

 - проведение развлечения: «Если б Осень потерялась».

        Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей 4 - 5 лет.

Тема: «Прогулка по осеннему лесу».

Цель: Создание условия для формирование  у детей обобщенного представления  об осени, культуру общения с природой.

Задачи: 

1. Систематизировать представления детей о кустарниках, цветах и деревьях;  

2. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

3. Прививать любовь к родной природе;

4. Развивать навыки проведения простых опытов, а так же культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать;

5. Воспитывать познавательный интерес к растительному миру.

 Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: плакат «Деревья», картинки - «Грибы съедобные и несъедобные»; аудиозапись «Звуки леса»; губка, блюдце, емкость с «грязной» водой; корзина из картона, нарезанные нитки, клей.

1. Организационный момент.

        В.:  - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, чтобы узнать,  куда мы с вами пойдем вы должны отгадать загадку.

Загадка.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом

 – Чудеса увидишь в нем.

В.: - Куда мы сегодня пойдем? (В лес).

 - А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

2. Основная часть:

Стихотворение «Лесные правила»

- Вы знаете лесные правила? Давайте их повторим.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только чур не забывай,

 Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, Т

опать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

        В.:  - Прогуляемся по тропинкам леса?

 Упражнение «Приятный запах» ( Развитие длительного плавного выдоха)

        В.: - Чувствуете, какой здесь чистый воздух?

        Давайте подышим. (Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе произносим «Ах»).

Зрительная гимнастика (Снятие зрительного напряжения).

        В.:- Посмотрите глазками влево - вправо, кто так щебечет? (Аудиозапись «Звуки леса»)

        Игровое упражнение «Отгадай загадку».

        В.:  - Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете самых главных обитателей леса.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

 Пальчиковая гимнастика «Дерево». 

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета (Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх,  шевелить кистями и пальцами).

        В.:  - Посмотрите, сколько деревьев в нашем лесу.

- А какие деревья вы знаете? (береза, осина, дуб, ель, сосна и т. д.)

- Деревья в лесу служат домом, укрытием, пищей.

- А что растет в лесу под деревьями? (Мох, грибы, ягоды).

Беседа о грибах.

        В.: - Грибы в моем лесу растут с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага.

- Какие грибы вы знаете? (Боровик, подберезовик, подосиновик и т. д.)

 - Правильно, это съедобные грибы.

В каком виде вы любите есть грибы?  (Грибной суп, соленые, жареные и т. д.)

 - А еще в лесу есть ядовитые грибы. Назовите их (Мухомор, поганки).

 - Можно ли их собирать в корзинку? (Нет).

 - Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей и украшают лес.

 - Кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет?  (Осторожно срезать ножиком, не топтать несъедобные и т. д.).

 - Знаете ли вы, как долго живет гриб? (гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда больше 10 лет.).

- А что такое грибница? (Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба).

3. Итог деятельности: - Какие правила мы должны соблюдать в лесу?

                                                                                 

 

  1. Пословицы и поговорки об осени:

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре снег надует — хлеба прибудет.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В сентябре синица просит осень в гости.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!

День прозевал — урожай потерял.

Октябрь — месяц близкой пороши.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Октябрь плачет холодными слезами.

Октябрь развезет — ноябрь подберет.

Октябрьский гром — зима бесснежная.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень — перемен восемь.

Осень велика, зима долга.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень прикажет, весна свое скажет.

Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

С березы лист не опал — снег ляжет поздно.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.

Соха кормит, веретено одевает.

Теплая осень — к долгой зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

"Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Доклад для выступления на педагогическом совете, в котором представлена работа образовательного учреждения в рамках инновационной деятельности....

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...