Консультация Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №174» г.Оренбурга
Педагогический совет на тему:
«Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО».
Подготовили: Ерубаева Камшат Наурзгалиевна
Темнякова Елена Николаевна
2025 год
Цель: повышение качества работы педагогов в области нравственно- патриотического воспитания дошкольников, обновление содержания и форм работы в данном направлении.
Задачи педсовета:
- Совершенствовать работу в ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
- Обновить содержание и формы работы по патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.
- Пополнить знания педагогов в области нравственно – патриотического воспитания.
Повестка дня
1 Актуальность патриотического и духовно-нравственного воспитания в контексте ФОП ДО и ФГОС ДО.
2. Выставка – презентация дидактических игр и пособий «Патриотический уголок»
3. Практическая часть. Деловая игра «Наша Родина - Россия».
4. Решение педсовета
Вступление - игра «Снежинка»
педагоги выбирают снежинку по понравившемуся цвету:
Зеленая снежинка - ожидает успех.
Розовая — желают общаться.
Желтая — проявят активность.
Голубая — будут настойчивы.
1Актуальность патриотического и духовно-нравственного воспитания в контексте ФОП ДО и ФГОС ДО.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам, с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми.
В последнее время в системе отечественного дошкольного образования наблюдаются значительные перемены, спровоцированные повторяющимися кризисными явлениями в социально-экономической и культурной сферах жизни. Сегодня патриотическое воспитание в детском саду приобрело огромную значимость, поскольку нестабильность окружающей среды, которая стала привычной реальностью, во избежание утраты национальной идентичности русского народа требует возврата к вечным понятиям, как «род», «Родина», «родной край». Курс на включение нравственно-патриотического компонента в повседневный педагогической процесс в ДОУ уже закреплен на государственном уровне. В структуру образовательной программы включена рабочая программа воспитания. В связи с этим особо актуальной становится задача выявления методологических оснований, определяющих содержание, порядок и особенности реализации патриотической составляющей в системе современного дошкольного воспитания.
Опираясь на требования ФГОС, традиции отечественной педагогики и особенности нового времени, воспитателям целесообразно стремиться к построению модели духовного развития малышей, отвечающей следующим требованиям:
- Процесс нравственного и патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. Этого можно добиться посредством реализации этнопедагогических идей, которые через приобщение к русским народным традициям способствуют становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей требовательности к себе.
- Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность малышей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.
- Включение духовного, патриотического и нравственного компонента в практику дошкольного образования осуществляется посредством перехода от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников, малышам важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков, святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственного -патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной. Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство сопереживания и готовности к активному участию.
- Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.
Таким образом, педагогические условия организации деятельности по нравственно-педагогическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагаемого дошкольникам материала, комплексность характера воздействия, которое должно быть направленно на всестороннее формирование личности в коллективной и индивидуальной деятельности.
2. Выставка дидактических игр и пособий «Патриотический уголок».
3.Практическая часть
Уважаемые коллеги, предлагаю провести деловую игру «Наша родина - Россия», посредством которой определим ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма…
Педагоги делятся на 2 команды
1 задание блиц-опрос «История России»
- Земля, где ты родился? (Родина.)
- Древнее название России? (Русь.)
- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
- Население определенной стороны? (Народ)
- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
- Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)
- Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
2 задание: «Собери пословицы и поговорки
- Всякому мила своя…… сторона.
- Нет ничего на свете краше, ……..чем Родина наша.
- Родина – мать, умей за нее…. постоять.
- Родная сторона – мать, а чужая –….. мачеха.
- Человек без Родины – что соловей без ……песни.
- Нет милее дружка, чем родная ……..матушка.
- Вся семья вместе, так и душа……. на месте.
- Когда в семье лад, не нужен и ……клад.
3 задание «Наш город Оренбург»
Каждый педагог получает фото, какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. Все должны угадать, что изображено на фото.
Вывод: таким образом, в условиях ФГОС и ФОП ДО задачи нравственно- патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с реальными условиями и возрастными особенностями детей.
Решение педагогического совета:
- Продолжить работу по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, используя современные технологии, формы и виды деятельности. Ответственные – воспитатели возрастных групп. Срок – постоянно.
- Воспитателям повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края. Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – постоянно
- Создание мини - музея «Культура и быт Оренбуржья» по нравственно - патриотическому воспитанию дидактическими пособиями .Ответственные – воспитатели возрастных групп, старший воспитатель. Срок – до 31 мая 2026г.
Список литературы:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. -М.ТЦ Сфера, 2023. -208с: табл. (Правовая библиотека образования).
- Захарова, Л.М. Воспитательные практики патриотического воспитания детей // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. М.Г. Заббарова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2021. – С. 423-427.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

«Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрож...

Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...

Конспект ООД на тему: : “Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”
Актуальность задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к ...

Мастер-класс по ниткографии «Полёт фантазии или нетрадиционные методы рисования как способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками, как способ развития художественно-творческих способностей в условиях реализации ФГОС. Показать ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ Тема: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».Повестка педсовета:...
