Консультация Формы, методы и средства воспитания  духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
консультация

Темнякова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №174» г.Оренбурга

Педагогический совет на тему:

«Формы, методы и средства воспитания  духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО».

Подготовили: Ерубаева Камшат Наурзгалиевна

                                                                   Темнякова Елена Николаевна

2025 год

Цель: повышение качества работы педагогов в области нравственно- патриотического воспитания дошкольников, обновление содержания и форм работы в данном направлении.

Задачи педсовета:

  1. Совершенствовать работу в ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
  2. Обновить содержание и формы работы по патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.
  3. Пополнить знания педагогов в области нравственно – патриотического воспитания.

Повестка дня

1 Актуальность патриотического и духовно-нравственного воспитания в контексте ФОП ДО и ФГОС ДО.

2. Выставка – презентация дидактических игр и пособий «Патриотический уголок»

3. Практическая часть. Деловая игра «Наша Родина - Россия».

4. Решение педсовета

Вступление - игра «Снежинка»

педагоги выбирают снежинку по понравившемуся цвету:

Зеленая снежинка - ожидает успех.

Розовая  — желают общаться.

Желтая — проявят активность.

Голубая — будут настойчивы.

1Актуальность патриотического и духовно-нравственного воспитания в контексте ФОП ДО и ФГОС ДО.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам, с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми.

В последнее время в системе отечественного дошкольного образования наблюдаются значительные перемены, спровоцированные повторяющимися кризисными явлениями в социально-экономической и культурной сферах жизни. Сегодня патриотическое воспитание в детском саду приобрело огромную значимость, поскольку нестабильность окружающей среды, которая стала привычной реальностью, во избежание утраты национальной идентичности русского народа требует возврата к вечным понятиям, как «род», «Родина», «родной край». Курс на включение нравственно-патриотического компонента в повседневный педагогической процесс в ДОУ уже закреплен на государственном уровне. В структуру образовательной программы включена рабочая программа воспитания. В связи с этим особо актуальной становится задача выявления методологических оснований, определяющих содержание, порядок и особенности реализации патриотической составляющей в системе современного дошкольного воспитания.

Опираясь на требования ФГОС, традиции отечественной педагогики и особенности нового времени, воспитателям целесообразно стремиться к построению модели духовного развития малышей, отвечающей следующим требованиям:

- Процесс нравственного и патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. Этого можно добиться посредством реализации этнопедагогических идей, которые через приобщение к русским народным традициям способствуют становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей требовательности к себе.

- Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность малышей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.

- Включение духовного, патриотического и нравственного компонента в практику дошкольного образования осуществляется посредством перехода от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников, малышам важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков, святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственного -патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной. Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство сопереживания и готовности к активному участию.

- Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.

Таким образом, педагогические условия организации деятельности по нравственно-педагогическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагаемого дошкольникам материала, комплексность характера воздействия, которое должно быть направленно на всестороннее формирование личности в коллективной и индивидуальной деятельности.

2. Выставка дидактических игр и пособий «Патриотический уголок».

3.Практическая часть

Уважаемые коллеги, предлагаю провести  деловую игру «Наша родина - Россия», посредством которой определим ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма…

Педагоги делятся на 2 команды

1 задание блиц-опрос «История России»

-  Земля, где ты родился? (Родина.)

-  Древнее название России? (Русь.)

- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

- Население определенной стороны? (Народ)

- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

- Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)

-  Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

-  Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

2 задание: «Собери пословицы и поговорки

-  Всякому мила своя…… сторона.

-  Нет ничего на свете краше, ……..чем Родина наша.

-  Родина – мать, умей за нее…. постоять.

-  Родная сторона – мать, а чужая –….. мачеха.

-  Человек без Родины – что соловей без ……песни.

-  Нет милее дружка, чем родная ……..матушка.

-  Вся семья вместе, так и душа……. на месте.

-  Когда в семье лад, не нужен и ……клад.

3 задание «Наш город Оренбург»

Каждый педагог получает фото, какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. Все должны угадать, что изображено на фото.

Вывод: таким образом, в условиях ФГОС и ФОП ДО задачи нравственно- патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с реальными условиями и возрастными особенностями детей.

 

Решение педагогического совета:

  1. Продолжить работу по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, используя современные технологии, формы и виды деятельности. Ответственные – воспитатели возрастных групп. Срок – постоянно.
  2. Воспитателям повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края. Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – постоянно
  3. Создание  мини - музея «Культура и быт Оренбуржья» по нравственно - патриотическому воспитанию дидактическими пособиями .Ответственные – воспитатели возрастных групп, старший воспитатель. Срок – до 31 мая 2026г.

Список литературы:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. -М.ТЦ Сфера, 2023. -208с: табл. (Правовая библиотека образования).
  2. Захарова, Л.М. Воспитательные практики патриотического воспитания детей // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. М.Г. Заббарова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2021. – С. 423-427.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

«Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Все начинается с детства» - как  нельзя больше сочетается  с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрож...

Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...

Конспект ООД на тему: : “Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”

Актуальность задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к ...

Мастер-класс по ниткографии «Полёт фантазии или нетрадиционные методы рисования как способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками, как способ развития художественно-творческих способностей в условиях реализации ФГОС. Показать ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ   Тема: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».Повестка педсовета:...