Мастер-класс по ниткографии «Полёт фантазии или нетрадиционные методы рисования как способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО»
материал

Роутенберг Галина Викторовна

 Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками, как способ развития художественно-творческих способностей в условиях реализации ФГОС. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Городская  августовская  педагогическая  конференция  работников образования города Шимановска по проблеме:

 «Управление развитием муниципальной образовательной системы в условиях стратегических изменений»

Мастер-класс по ниткографии

«Полёт фантазии или нетрадиционные методы рисования  как способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО»

Подготовила воспитатель МАДОУ №16

Роутенберг Галина Викторовна.

г. Шимановск 2021 г.

Мастер-класс по ниткографии «Полёт фантазии или нетрадиционные методы рисования, как способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС».

(Слайд 1, 2)

 Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками, как способ развития художественно-творческих способностей в условиях реализации ФГОС. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду.

Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования нитью: ниткография. Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей. Повысить уровень мастерства педагогов.

Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки; материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, шерстяные или акриловые нитки, баночки с водой, кисти для рисования, ёмкости для использованных материалов. Выставка рисунков в нетрадиционной технике рисования.

Доклад.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста и продолжается в младшем школьном (начальные классы).

(Слайд 3)

 «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…»

(Э. Успенский)

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта, создавая оригинальные образы различными изобразительно – выразительными средствами.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

(Слайд 4)   Обратите внимание на слайд.

По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

(Слайд 5)

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

(Слайд 6)

Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Это творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.  

(Слайд 7)

Я третий год веду кружок «Радуга красок» по изобразительной деятельности. Цель которого: развивать у детей художественно-творческие способности через нетрадиционные техники рисования.

 (Слайд 8)   Обратите внимание на слайд.

В работе с детьми я использую различные нетрадиционные техники рисования: это тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, ладошкой, скатывание бумаги, штампование бумагой, крышкой, отпечатки листьев, рисование пластиковой вилкой, ватными палочками, оттиск пробкой, восковые мелки и акварель, рисунки по сырой бумаге, рисование мыльными пузырями и другие. 

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

 (Слайд 9)   Обратите внимание на слайд.

Использование нетрадиционных техник:

•        Способствует снятию детских страхов.

•        Развивает уверенность в своих силах.

•        Развивает пространственное мышление.

•        Учит детей свободно выражать свой замысел.

•        Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

•        Учит детей работать с разнообразным материалом.

•        Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

•        Развивает мелкую моторику рук.

•        Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

•        Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, развивать художественно-творческие способности, в детских садах используют нетрадиционное рисование.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по нетрадиционной технике рисования – ниткография.  Сегодня я покажу, как можно с помощью гуаши и ниток нарисовать необычные, очень красивые цветы.

 (Слайд 10)

 Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».

Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках (дополнить его деталями). Таким образом не требуется для рисования особых навыков. Нужна только фантазия.

На мой взгляд, это самая увлекательная техника рисования ведь никогда не знаешь, что получится. Предлагаю Вам в дальнейшем использовать эту технику рисования в изобразительной деятельности с детьми, ведь дети очень любят осваивать всё новое и необычное, и это благоприятно повлияет на развитие художественно-творческих способностях детей.

 Практическая часть

Сейчас мы вместе попробуем нарисовать с помощью нитей цветы.

(Слайд 11)

Оборудование:

Для этого нам потребуются: гуашь, кисточка и палитра или любая ёмкость, баночка с водой, 2 листа бумаги, нитки (лучше № 10, мулине, пряжа или веревочка (шерстяные нитки не подойдут - разлохмачиваются).

(Слайд 12)

1. Возьмите лист бумаги и сложите пополам. Разверните лист.

2. Приготовьте нить длинной 40-45 см. Нитки желательно брать светлых тонов, чтобы можно было увидеть, как она изменяет цвет.

(Слайд 13)

3. Берём гуашь и разводим в небольшой ёмкости (палитра, либо блюдце). Опустите нить в краску любого цвета. Один конец которой должен остаться чистым. Прокрасьте нить кисточкой.

(Слайд 14)

4. Раскладываем нить на одной половине листа зигзагом (по спирали, петелькой). Положите нить на листок бумаги так, чтобы чистый кончик нитки находился за пределами листа.

(Слайд 15)

5. Накройте лист с нитью второй половиной листа.

6. Прижмите ладошкой листы бумаги и осторожно вытягивайте за свободный кончик всю нить.

(Слайд 16)

7. Уберите нить с краской.

8. Раскройте половинки листа. У вас получились два цветка.

(Слайд 17)

 9. Теперь нам необходимо нарисовать центральный цветок. Для этого вновь возьмите нить, обмакните в краску и раскладывайте зигзагом в центре на сгибе листа.

(Слайд 18)

10. Накройте вторым листом бумаги так, чтобы чистый кончик нитки находился за пределами листа. Прижмите ладошкой листы бумаги и осторожно вытягивайте за свободный кончик всю нить.

(Слайд 19)

11. Уберите второй лист и нить. У вас получился цветок.

(Слайд 20)

12. Осталось нарисовать листья. Возьмите чистую нить и разведите зеленую гуашь. Опустите нить в гуашь.

13. Раскладывайте нить на одной из половинок листа в виде петельки.

(Слайд 21)

14. Накройте второй половиной листа. Прижмите ладошкой листы бумаги и осторожно вытягивайте за свободный кончик всю нить.

(Слайд 22)

15. Так же рисуем ещё один лист на изгибе листа, накрывая вторым листом оставляя неприкрытым кончик нити.

(Слайд 23)

16. Можно листья дорисовать кистью. Вот такие красивые цветы у нас получились. (Слайд 24)

 (Слайд 25)   Обратите внимание на слайд.

Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового. Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).

(Слайд 26)

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание! Творческих вам успехов!

                                                       Литература:

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.

Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...

«Технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (2018)

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является н...