Билингвизм
консультация

Киприна Дарья Валерьевна

Билингвизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Билингвизм19.02 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ - ПРАКТИКУМЕ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ТЕМЕ:

«ЖИЗНЬ БЕЗ ЯЗЫКОВЫХ БАРЬЕРОВ»»

НА ТЕМУ:

«МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ: БИЛИНГВИЗМ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

(«ЧУДЕСА ИЗ ШЛЯПЫ»)»

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД                                

КИПРИНА ДАРЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА,                

ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ                                

ЧИЖЕВСКАЯ ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА        

16 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА

Мифы и реальность: билингвизм и психическое развитие ребенка

(«чудеса из шляпы»)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Последние исследования показывают, что практически половина населения земного шара является двуязычной или, другими словами, - билингвами. Положительные аспекты билингвизма неоднократно доказываются различными специалистами, но в то же время многие консервативно настроенные по - прежнему верят в некоторые мифы, связанные со знанием или изучением двух или нескольких языков. И сегодня мы с вами попробуем сами разобраться, где миф, а где реальность.

Миф № 1. 

Изучение двух языков вредно для ребенка - это снижает его интеллект. Он перестает получать новые знания, и занимается лишь речевым восприятием.

Это миф.

Было доказано, что двуязычие у детей нисколько не приводит к снижению интеллекта. Напротив, они обладают более высокими умственными показателями. У двуязычных детей лучше развито мышление, память, они лучше воспринимают математику.

Миф № 2. 

У двуязычного ребенка обязательно появятся логопедические проблемы.

Это миф.

Проблемы с дикцией ребенка никак не связаны с его двуязычием. Последние исследования показали, что разница в произношении звуков наоборот, положительно влияет на развитие речевого аппарата ребенка. В результате его речь на обоих языках становится более четкой, а дикция - более выраженной.

Миф № 3.

Двуязычный ребенок постоянно переводит слова с того языка, который знает хуже на тот, который дается лучше.

Вопрос спорный

Такое мнение есть только у тех, кто владеет лишь одним языком. Дело в том, что все билингвы могут мыслить на двух языках, невзирая на обстановку или речевую ситуацию. Если дело касается англоязычного человека, или же ситуация, событие произошло в англоязычной среде, то для осознания этого билингв мысленно прибегает именно к английскому языку.

Миф № 4.

Настоящим двуязычием можно считать такое положение дел, когда слова из одного языка не смешивается с другим.

Это миф.

Если бы так и происходило, то ни о каком языковом разнообразии в мире и речи бы быть не могло. Ведь языки постоянно проникают друг в друга, в результате чего лексический запас постоянно обогащается новыми элементами. Даже самые завзятые монолингвы не подозревают, что в своей речи каждый день используют какие-нибудь слова, позаимствованные из других языков.

Миф №5.

Билингвизм - модное развлечение исключительно для обеспеченных людей.

Это миф.

Этот миф бытует у большинства людей, знающих один язык. На самом деле, такая картина мира - неверная. Ведь народы постоянно мигрируют, да и общая языковая обстановка в мире сегодня такова, что изучение нескольких языков часто является нормальным, да и необходимым средством существования. При этом финансовое состояние зачастую не играет никакой роли.

Миф № 6

Знание двух языков неминуемо приведет к раздвоению личности.

Вопрос спорный

Такое мнение является спорным. Все мы, в том числе и монолингвисты в какой-то мере обладаем речевым, а иногда даже и личностным раздвоением. Можно взять хотя бы тот факт, что монолингвисты дома и на работе общаются на двух совершенно различных разновидностях одного и то же языка. Выходит, что человек по-разному идентифицирует себя, как личность, в том или ином окружении. Однако это поведение - нормальное, говорить о таком сложном психическом заболевании, как раздвоение личности нет нужды.

Миф № 7.

 Чтобы правильно вырастить билингва, надо в точности следовать определенному правилу: дома надо полностью запретить использовать второй язык. Ведь тот предназначен исключительно для иной языковой среды.

Спорный вопрос

Правил создано много, они подстраиваются под конкретную жизненную ситуацию. Но следовать жестким канонам нельзя, любое правило может быть нарушено, если есть на то необходимость. Ребенку лучше расти в дружелюбной атмосфере, спонтанно переключаясь с одного языка на другой, чем по принуждению и под давлением следовать вычитанным где-то родителями правилам.

Миф № 8.

После нахождения в моноязычной среде три года ребенок уже стать билингвом никогда не сможет.

Спорный вопрос

Надо учитывать обстоятельства жизни каждого ребенка.

 К тому же если язык, пусть даже и родной, не поддерживать вовсе, не иметь практики, то он постепенно деградирует и отомрет. В итоге любой билингв имеет все шансы трансформироваться в монолингва.

Миф № 9.

Двуязычие - всего лишь приятное исключение,

а вот монолингвы - правило.

Спорный вопрос.

Точного подсчета числа билингвов в мире никогда не проводилось. Это довольно сложная процедура с практической точки зрения, ее скорее всего и осуществлять никогда не будут. Но разумно будет предположить, что более половины населения Земли является двуязычным. На планете есть множество мест, где люди вынуждены владеть несколькими языками, в случае с национальными меньшинствами родной язык попросту не совпадает с государственным.

Миф № 11.

Можно начинать учить второй язык и в три года, и в шесть. Разницы нет никакой, ведь к 14 годам уровень владения языком станет одинаковым.

Спорный вопрос

На самом деле это первый, поверхностный взгляд. Практика показывает, что чем раньше ребенок начинает учить язык, тем большим будет его словарный запас. Речь в таком случае будет отличаться уверенностью и более широким диапазоном использованных понятий.

В завершении нашего небольшого обсуждения хочется отметить: не следует думать, что достаточно лишь с рождения говорить с ребенком на двух языках - и он овладеет ими в совершенстве. Увы, но в ситуации билингвизма автоматического развития второго языка не происходит. Родителям придется приложить массу усилий и учесть некоторые важные обстоятельства, чтобы ребенок начал свободно говорить на двух языках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников в условиях билингвизма

Развитие речи детей в условиях двуязычия....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ

В связи с активизацией миграционных процессов, одной из актуальных проблем современной практики логопедии стала проблема обучения и воспитания дошкольников с русским неродным языком. В психолингвистик...

Коррекция речи детей с билингвизмом

У малышей, которые растут в двуязычной семье, двуязычном окружении, неизбежно возникают трудности произнесением звуков и слов: дома они разговаривают на родном языке, в детском саду обучаются и общают...

Логопедическая работа в условиях билингвизма Минкина Л.Э. учитель – логопед МБДОУ 151 г. Казань

Речевое развитие у детей с билингвизмом осуществляется по законам родного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения....

Методические рекомендации "Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом"

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих образовательные учреждения, являются значительное количество детей с билингвизмом, что обусловлено значительной миграцией насел...

Речевое развитие в условиях билингвизма

В тексте описывается краткая аннотация по развитию речи в условиях билингвизма...

Коррекция речи детей с билингвизмом в условиях логопункта.

Материал по коррекции речи детей с билингвизмом в условиях логопункта....