Коррекция речи детей с билингвизмом
статья по развитию речи на тему

У малышей, которые растут в двуязычной семье, двуязычном окружении, неизбежно возникают трудности произнесением звуков и слов: дома они разговаривают на родном языке, в детском саду обучаются и общаются со сверстниками на русском языке. Двойную нагрузку они испытывают при произнесении русских звуков. Но эту преграду необходимо преодолеть как можно раньше, так как знание русского языка делает возможной совместную работу многонациональных коллективов, воспитание и обучение детей различных национальностей в детских садах и школах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция речи детей с билингвизмом

Чуварова Гульсима Саяфовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5» г. Чебоксары

К задачам коррекционного обучения относятся не только исправление первичного дефекта, но и обязательная подготовка детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты и главной составляющей - фонематического слуха. Особенно это касается двуязычных детей (билингвов), которым необходимо дифференцировать звуки разных языков. Использование в коррекционной работе с этими детьми обычных методик без учета разницы в произносительной стороне языков ведет к трудностям в школьном обучении. В связи с этим к методическим приемам по формированию фонематического слуха у детей-билингвов необходимо подходить не шаблонно, а дифференцированно, с учетом этапа обучения в применения соответствующих упражнений, а также зависимости от языкового окружения. А для этого надо хорошо знать особенности артикуляционной базы родного языка дошкольника и владеть соответствующими приемами работы

У малышей, которые растут в двуязычной семье, двуязычном окружении, неизбежно возникают трудности произнесением звуков и слов: дома они разговаривают на родном языке, в детском саду обучаются и общаются со сверстниками на русском языке. Двойную нагрузку они испытывают при произнесении русских звуков. Но эту преграду необходимо преодолеть как можно раньше, так как знание русского языка делает возможной совместную работу многонациональных коллективов, воспитание и обучение детей различных национальностей в детских садах и школах.

Исследования, проведенные учеными различных стран, опровергают широко распространенное мнение, что маленький ребенок всегда схватывает второй язык «на лету», что усвоение его не требует никаких усилий от самого ребенка и окружающих его взрослых. Наоборот, овладение двумя языками вызывает трудности, да и речь на обоих языках развивается неравномерно. Дело не только в том, насколько хорошо, правильно или нет ребенок говорит на двух языках. Как писал J1.C. Выготский, педагогическое воздействие, направляющая роль воспитания нигде не приобретают такого решающего значения для всей судьбы детской речи и детского интеллектуального развития, как в случае дву- или многоязычия.

Двуязычие возникает:

  • в многонациональном государстве, в котором требуется язык межнационального общения и сотрудничества для народов, живущих в нем;
  • районах со смешанным национальным составом населения;
  • многонациональных трудовых коллективах;
  • учебных заведениях со смешанным национальным составом учащихся;
  • семьях со смешанным браком;
  • при установлении постоянных контактов в международной политической, экономической, научной, культурной, спортивной жизни народов разных стран.

Двуязычие (Н.Г. Самсонов)- умение, навык, позволяющий человеку или народу в целом или его части попеременно пользоваться (устно и письменно) двумя языками в зависимости от ситуации и добиваться взаимного понимания в процессе общения.

Оптимальным для усвоения второго языка является 4-7-летний возраст ребенка. К этому времени дети уже довольно хорошо владеют родным языком, что создает благоприятные предпосылки для обучения второму (русскому) языку. Артикуляционный аппарат каждого человека с детства привыкает к определенным движениям, характерным для звуков родного языка, его фонетической системы в целом. Следовательно, у ребенка до поступления в школу слух и органы речи привыкают к звукам родного языка. В силу этого двуязычные дети звуковую систему русского языка начинают усваивать, имея уже твердо сложившиеся навыки восприятия и произношения звуков родного языка. Именно в это время начинают усваиваться фонологическая система русского языка и на ее основе формироваться специфичные для русского языка слухопроизносительные навыки.

Однако дошкольники не имеют укоренившихся привычек искаженного произношения русских слов. Поэтому вести работу с ними значительно легче, чем со школьниками, проучившимися в школе несколько лет и усвоившими привычки неправильного произношения вследствие недостатков в организации обучения их русскому произношению и формированию

фонематического слуха в дошкольном звене. Отсюда вывод: основную работу по привитию навыков правильного произношения путем формирования фонематического слуха и четкой дифференциации русских и любого другого языка фонем необходимо проводить еще в дошкольном возрасте. Уклад органов речи, свойственных родному языку и усвоенный ребенком с раннего детства, не может не повлиять на усвоение навыка произношения новых звуков и интонационных конструкций.

Навык - автоматизированное действие. Навыки правильного русского произношения вырабатываются в результате сознательного действия ребенка, которое вследствие многократных упражнений становится автоматическим. Занятия следует строить таким образом, чтобы каждое новое сведение по произношению опиралось на предыдущее и само по себе являлось основой для последующего. Например, при сообщении сведений о произношении слов с мягким знаком необходимо опираться на известное детям произношение мягких согласных и йотированных гласных. Навыки произношения слов с разделительным мягким знаком должны способствовать усвоению произношения слов с разделительным твердым знаком.

Психолингвистикой и методикой преподавания неродного языка установлено, что пути обучения родному языку, с одной стороны, и неродному языку, с другой - различны: при обучении родному языку образовательный процесс идет от умений и навыков к знаниям, а при обучении неродному языку - наоборот, от знаний к умениям и навыкам. Правильное произношение как одну из фонетических особенностей русского языка дошкольники должны усваивать не в отрыве от других особенностей языка (грамматических, лексических, синтаксических) и русской речевой деятельности, а во взаимных неразрывных связях, путем их практического использования в речи.

Основные причины возникновения ошибок, их устойчивости и распространенности в речи двуязычных детей:

  • лингвистические - интерферирующее влияние фонологической системы родного языка;

психолого-физиологические - отсутствие специальной работы по развитию фонематического слуха, связанной с восприятием и воспроизведением звучания русской речи, без чего невозможно создание стереотипа произнесения русского слова; влияние внутренней речи на родном языке на процесс усвоения звуковой системы русского языка;

  • педагогические - отсутствие системы работы с двуязычными детьми в логопедической службе, недостаточная разработанность методики обучения русскому произношению, отсутствие подготовки педагогов, работающих с детьми - билингвами.

Эффективная коррекция речевых нарушений, а именно звукопроизношения, на начальном этапе обучения билингвов возможна, если будут созданы определенные условия:

  • взаимодействие психолого-педагогических служб с акцентом на логопедическое сопровождение двуязычных детей;
  • применение принципов индивидуализации коррекционного воздействия;
  • внедрение технологии интегрированного обучения в процессе коррекции речевых нарушений;
  • использование игровых технологий для формирования положительной мотивации к занятиям.

Таким образом, перед педагогами стоит важная задача адаптации и в дальнейшем предупреждения школьной дезадаптации у учащихся - билингвов, так как одна из наиболее серьезных проблем их обучения - усвоение правильной русской речи как средства получения знаний. Наиболее значительную роль в этом играет логопедическая служба, потому что именно ей приходится работать с речевыми нарушениями у двуязычных детей.

Основные приемы развития фонематического слуха для формирования правильного русского звукопроизношения - имитация, показ и объяснение артикуляции, внутри- и межъязыковое сравнение, сопоставление, противопоставление, звуковой анализ, применение ТСО, занимательных игр.

Первоначальные произносительные навыки, как правильные, так и неправильные, отличаются своей неустойчивостью. Ребенок, правильно произнесший слово один раз, во второй раз может допустить в нем ошибку; усвоив произношение звука в одном слове, может исказить его в другом. Закрепление правильных навыков требует длительных целенаправленных упражнений, позволяющих эффективнее проводить коррекционное воздействие.

Общедидактические и общеметодические принципы 1. Система упражнений по формированию фонематического слуха, способствующей успешной коррекции звукопроизношения двуязычных детей.

  1. При построении системы упражнений необходимо учитывать содержание и принципы научной фонетики, фонологии, а также психологии и дидактики. В процессе выполнения этих упражнений дети практически осознают такие понятия, как твердый, мягкий согласный, ударный и безугарный гласный, непроизносимый согласный, стечение согласных, оглушение и озвончение, овладевая звуковой системой русского языка. Составляя систему упражнений, важно определить их виды и характер, знать, какие элементарные теоретические сведения по фонетике будут восприняты и закреплены детьми дошкольного возраста, какие навыки и умения будут развиты при выполнении того или иного вида упражнений. Необходимо связать эти упражнения с материалом по грамматике и лексике, выстроить их последовательность и, конечно, учитывать доступность и эффективность этих упражнений.
  2. Вся работа по формированию фонематического слуха должна органически связываться с другими направлениями работы. Этот принцип взаимосвязи различных видов - одно из основных требований методики, так как овладение звуковым строем языка в значительной степени происходит в процессе усвоения лексики и грамматики.
  3. При обучении русскому произношению следует учитывать родной язык детей. Эта установка необходима как при обучении отдельным звукам, так и при выполнении упражнений. При разработке системы упражнений нужно учитывать главные фонологические особенности двух языков - наличие оппозиции по твердости-мягкости согласных в русском языке и отсутствие ее в якутском, наличие оппозиции глухости-звонкости в этих языках.
  4. Определенная последовательность в формировании произносительного навыка необходима для того, чтобы усвоение одного звукового явления обеспечивало усвоение последующего. На начальном этапе дети должны иметь дело только с какой-либо одной трудностью, на преодоление которой и должно быть направлено их внимание. В связи с этим система упражнений строится на материале слогов, слов, предложений, связных текстов.
  5. Прежде чем начать выполнение того или иного упражнения, педагог должен убедиться в том, что все слова, включенные в упражнения для отработки тех или иных звуков или звукосочетаний, известны и понятны детям.

Система упражнений по формированию фонематического слуха, способствующая успешной коррекции звукопроизношения двуязычных детей:

  1. Различение звонких и глухих согласных . Объясняется артикуляция звуков [т], [д].

. Слоги для прослушивания и произнесения:

та-да да-та та-да-та

ти-ди до-то то-до-то

то-до ду-ту ту-ду-ту

ТУ-ДУ ди-ти ти-ди-ти

ата-ада ата-ада-ата тра-дра ато-адо ато-ати-ади тва-два ати-ади ади-ати-ады три-дри

. Слова для прослушивания и повторения:

дым дача там туча

дом - том дом дело тут туда

там - дам день дети тот тихо

день - тень дочь дядя тень тетя

трава - дрова

. Придумать слова со звуками [д], [т]. . Послушать слова и повторить: дружба, детство, три, двадцать, труба, трактор. . Найти потерявшийся звук:

..ым, ..алеко, ..арелка, ..уман, сол, пла..ок, ра..о-ваться. . «Один - много»: Огород -..., бант -..., кот -....

. «Скажи ласково» лодка - ..., ветка -..., клетка -....

. Отгадать загадку и найти отгадку на картинке:

Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой. Все равно он будет мой. . Чем различаются слова? Точка - дочка, корка - горка, пашня - башня, слой - злой.

  1. Позиционные изменения категории глухих и звонких согласных . Оглушение звонких согласных в конце слова.

Послушать и повторить: клубы - клуб, сады - сад, сапоги - сапог, этажи -этаж. . Внимательно послушать и найти картинку.

Это луг. Это лук. Стог сена. Сток воды. У девочки длинная коса. На лугу пасется коза. 3) Различение категории твердых и мягких согласных

. Послушать стихотворение и найти ошибки. Назвать общие и разные звуки в парах: Кто на дереве сидит? - Кит. В океане кто плывет? - Кот. . Сравнить пары слов. Чем они отличаются? Были - били, мал - мял, нос - нес, пилу - пилю.

Важно систематически упражнять детей в быстром различении звуков по мягкости и твердости. . Придумать предложения со словами:

уголь, угол, мел, мель, полька, полка, Булька, булка, есть, ест.

Специфические звуки русского языка Усвоение специфических звуков русского языка для детей представляет значительную трудность. Они часто заменяют их звуками родного языка. Поэтому сначала нужно дать примеры, где «трудный» звук произносится отчетливо и ясно перед гласным (коза, глаза, ваза), затем дать его в положении, где может оглушаться (арбуз, рассказ, сказка), и, наконец, в примерах, где требуется сопоставление и определение изменения лексического значения слова, связанного со смешиваемыми звуками (слой - злой, суп - зуб, сдал - стал).

. Отработка отдельного «трудного» звука в словах в позиции перед гласными и после гласных: за- за, зы-зы, зо-зо, аз-аз, оз-оз, уз-уз.

. Отработка артикуляции звука в словах: зал, замок, задача, зима, завод, звезда. . Сравнение и различение звуков: суп - зуб, Зина - Сима, Лиза - лиса, стал - сдал. . Слушание и повторение слов, в которых имеются звуки [с], [з] одновременно: сказать, записать, заставить, засолить, созреть.

. Слушание и повторение словосочетаний со звуками [с], [з]: замок, снежная зима, согласный звук, красивый зверь, синий зонтик, высокий забор.

. Слушание и отработка чистоговорок и скороговорок на звук [з]: зайка за забором, резиновую Зину купили в магазине, Саше сшили сарафан, цветок роза боится мороза. Слушание и повторение текста, насыщенного отрабатываемым звуком. Звуки [б], [в]

. Послушать слова и повторить:

бабушка, больной, бороться, богатырь, будущий, быстро, близко, бригадир; варежки, вертолет, вещь, вождь, восемь, воскресенье, виноград, весенний. . Послушать слова. С помощью сигнальных карточек указать, с какого звука они начинаются: баня, барабанщик, валенок, велосипед, благодарить, волк. . Послушать слова и определить мягкость и твердость звука [б]:

собака, победа, работа, голубой, небо, обещать, рубашка, обезьяна, забор, забыл, лебедь, ребенок. . Послушать слова и определить мягкость и твердость звука [в]:

слово, завод, голова, новый, жаворонок, овощи, остановить, трава, девять, реветь, муравей, пуговица.

. Послушать и повторить: голубое небо, новый телевизор, девятый грузовик, любимый ребенок, удивительный человек.

Стечение согласных в словах При постановке согласных в любой позиции следует особо учитывать специфику слоговой системы родного языка детей, так как именно она в большинстве случаев становится причиной ошибок. В первую очередь следует предлагать слова, сходные по своей звуковой структуре со словами в родном языке, а затем такие сочетания, которых нет в якутском языке. . Повторить:

то - кто, мыл - смыл, пишет - спишет, дул - сдул.

. Прибавить к словам предлоги, которые оканчиваются на гласный:

на стол, на цветы, за шкаф, за стул, по книге, по строчке, у стены, у брата.

. Прибавить к словам со стечением согласных в начале лишних слов так, чтобы стечение согласных осталось после гласного:

наша страна, ваша дружба, наши цветы, эта звезда, они ждали, эти книги. . Нарастить согласные в начале и конце слов: ход - вход, рос - рост, пол - полк, шар - шарф.

. Повторить слова: односложные со стечением

двух согласных: стол, стул, звук, слог, кто, что, где, гриб, друг, дверь, мост, танк, куст, гость, весть, вождь, гвоздь, фрукт, хвост;

двусложные: двойка, сказка, вторник, птичка, звонок, дружба, грабли, градус, звонок, концерт,

октябрь, ноябрь, скатерть;

слова со стечением трех согласных:

та-ста-вста-встал, ро-тро-стро-строит, ре-тре-стре-стре-ляет, ре-тре-стре-стрелка; вдруг, страна, страница, портрет, мерзнуть.

Звуковой анализ слов

Основной задачей в развитии фонематического слуха и правильного звукопроизыошения является формирование фонематического анализа и синтеза. Необходимо путем систематических упражнений выработать у детей навыки слушания русской речи (аудирования), научить их отличать правильное произношение от неправильного, контролировать свое собственное произношение и произношение товарищей. Осознанию детьми звуковой системы русского языка способствует звуковой анализ слов, проводимый с учетом артикуляционных соответствий или расхождений в русском и якутском языках. Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает условия выделения звука (определенное положение звука, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду). На практике утвердился метод представления звукового состава слов с помощью цветных моделей.

Последствия недоработок по формированию фонематического слуха очень ярко проявляются у двуязычных детей в школе, где они вынуждены были продолжать посещение занятий логопеда из-за специфических нарушений: дислексии и дисграфии. Затруднения проявляются в усвоении отдельных звуков и букв, составлении слого- и словосочетаний, искажении звукослоговой структуры (пропуск согласных при стечении, вставка гласных между согласными при их стечении), искажении букв при их произнесении. Для многих детей характерна фонематическая дислексия.

Дисграфия проявляется также вследствие несформированности фонемного распознавания (акустическая дисграфия): часто заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, неправильно обозначается мягкость согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных.

Таким образом, для формирования фонематического слуха у двуязычных детей с нарушением звукопроизношения использование дополнительных, специальных занятий и упражнений в дошкольном возрасте оказалось эффективным.

Используемая литература.

  1. Журнал «Логопед» №4 2009 год, статья: Формирование звукопроизношения у детей с двуязычием: логопедический аспект.
  2. Особеннсти обучения детей дошокльного возраста в условиях многоязычия / Под. Ред. JI.E. Курнешовой. - М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 272 с.
  3. Протасова Е.Ю. Психолого- педагогические и лингводидактические основы двуязычного восп. в д/саду. - М.: Просвещение. 1996. - 148 с.
  4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - М.: Сфера, 2001. - 112 с.
  5. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 192 с.
  6. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В.Чиркиной,- М.: АРКТИ, 2010. - 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Коррекция речи детей с билингвизмом в условиях логопункта.

Материал по коррекции речи детей с билингвизмом в условиях логопункта....

Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи

Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного тво...

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи»

Цель проекта:коррекция речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование  образовательной LEGO-технологии.Задачи проекта:- коррекция речи детей с ТНР;- развивать реч...

Сказки кузбасской писательницы Т. Яковлевой , как средство темпо-ритмической и интонационной коррекции речи детей с нарушением речи.

Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок ...

Публикация.Коррекция речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через народное устное творчество.

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования материалов устного народного творчества в логопедической коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Ключевые с...