Оригами "Рыбка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бушуева Светлана Николаевна

Развитие конструктивного мышления, мелкой моторики рук, способности самостоятельно выполнять работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orig.rybka_.docx260.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по конструированию с элементами аппликации на тему «Оригами - рыбка»

Форма занятия: игра.

Форма работы: коллективная, индивидуальная.

Цель: развивать умение выполнять фигуру рыбы  способом оригами по инструкции педагога и составлять творческую композицию.

Задачи.

Образовательные:

- расширять представления о морских обитателях;

- продолжать формировать умение конструировать поделки способом оригами;

- продолжать конструировать по инструкции педагога.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук и способность самостоятельно выполнять работу;

- развивать логическое мышление и чувство композиции.

Воспитательные:

- знать и соблюдать правила безопасности пользования ножницами и клеем;

- прививать усидчивость;

- формировать способность доводить начатое дело до конца.

Оборудование: картинки с аквариумными рыбками, листы цветной бумаги, фломастеры, муляж аквариума с рыбками, конверт с инструкцией.

Ход занятия.

Организационная часть (5 мин.).

Педагог: Здравствуйте…

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие  ручейки, которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
                                                                                             Сухомлинский В.А.

Традиционное  японское искусство  оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата  без вырезания и склеивания -  все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как  конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология  и  арт-терапия.

Влияние занятий оригами на  развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-на-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы, чей сайт оригами  был в свое время признан лучшим в мире. Они пришли  к выводу, что такие занятия:

- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

- повышают уровень интеллекта в целом;

- активизируют творческое мышление;

- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
       - улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
      - улучшают память и глазомер.

      Эти наблюдения одинаково ценны как для работы со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ, когда мобилизация психологического состояния является очень важным условием  выздоровления.

Звучит спокойная музыка.

Педагог: ребята посмотрите, кто это к нам в гости пожаловал, да это же золотая рыбка! Ой, она нам что-то говорит, как бы прислушивается. А говорит она нам вот что:

Жили мы в большом красивом аквариуме, но вдруг прилетела злая колдунья и превратила  всех рыбок в цветные бумажные листочки. Вот одна я осталась и прошу вашей помощи. Помогите расколдовать рыбок моих друзей. Я вам вот схему принесла, что надо сделать с бумажным листочком, чтобы расколдовать их.

Педагог: Поможем рыбке?

Ребята: Да!

На столе стоит макет аквариума с рыбками (закрытый салфеткой).

Педагог: Ребята я вам сейчас загадаю загадку:

Посмотрите дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

И со всех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

Ребята: аквариум.

Педагог: Правильно, ребята, молодцы (открывает салфетку, показывает).

Рассматривают картину с изображением различных рыб.

Педагог: Ребята посмотрите, чем эти рыбки отличаются друг от друга?

Ребята отвечают: размером, формой тела и плавников, окраской.

Педагог: Давайте расколдуем рыбок,  сделаем с вами аквариумных рыбок и вернем их в родной дом.

Основная часть (15 мин.).

Педагог: У вас на столах лежат разноцветные листы бумаги и необходимый материал для выполнения работы.

Посмотрите, я возьму листочек и покажу вам, как простой листочек превратится в аквариумную рыбку (поэтапное выполнение работы с объяснением).

Поэтапная инструкция выполнения поделки:

1. Приготовьте квадрат. Наметьте диагонали.

2. По намеченным линиям сложите базовую форму «двойной треугольник».

3. Согните верхний слой бумаги ~ на 1/3 от центральной линии сгиба.

4. Туже операцию проделайте с противоположной частью.

5. Переверните деталь. Нарисуйте глаза и чешую.

Педагог:  

Вот и получилась рыбка,

Рыбка не простая,

А волшебная такая.

В домик свой поселится,

Будет плавать и нырять.

И друзей вспоминать.

Вместе мы ребята расколдовали первую рыбку, а остальных вы расколдуете самостоятельно.

Педагог каждому раздаёт схему поэтапного выполнения работы.

Ребята приступают к изготовлению рыбок.

По ходу выполнения работы  педагог помогает ребятам, которые обращаются за помощью, дублирует выполнение работы на своём образце.

По завершению работы проводится физминутка (5 мин.):  

Рыбка с рыбкой говорила

Хвостиком шевелила,

Чтобы быть красивой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Поворот направо, поворот налево

Мы стройны как королевы.

Продолжаем хвостиком вилять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Три подскока, пять хлопков

Головою пять кивков.

Заключительная часть (5 мин.):

А сейчас, ребята осталась маленькая деталь. Это превратить аквариум в настоящее подводное царство (ребята приклеивают своих рыбок в аквариум).

Рефлексия.

Педагог: Ребята интересно вам было на нашем занятии? Что вам особенно понравилось?

Список литературы.

  1. Артемов, А.В. Декоративно прикладное искусство / А.В. Артемов. - Москва, 1990. – 250 с.
  2. Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: экспериментальный учебник для начальной школы / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - Москва: Аким, 1995. – 132 с.
  3. Афонькин, С.Ю. Всё об оригами: справочник / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина / С-Пб: Кристалл, М: Оникс, 2005. – 95 с.
  4. Баранов, Н.В. Искусство стран и народов мира / Н.В. Баранов. - Москва, 1989. – 320 с.
  5. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги / Б.Г. Гагарин. - Ташкент, 1988. -204 с.
  6. Даванова, В.Н. Уроки труда для начальной школы: пособие для учащихся / В.Н. Даванова. - Москва-Ставрополь, 2000. – 86 с.
  7. Демидова, А.П. Справочник по трудовому обучению / А.П. Демидова. - Москва, 1989. -243 с.
  8. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - Ярославль, Академия развития, 1999. - 205 с.
  9. Жерлова, М.С. Оригами / М.С. Жерлова // Минск: Астрель, 2005 - 2008
  10. Савиных, В.П. Умельцу о поделочных материалах / В.П. Савиных. - Москва, 1998. - 322 с.
  11. Соколов, Г.И. Искусство / Г. И. Соколов. – Санкт-Петербург: Питер, 1988. – 285 с.
  12. Сундара, Р.В. Геометрические упражнения с куском бумаги / Р.В. Сундара. - Одесса, 1973. – 115 с.
  13. Чудаков, Н.В. Я познаю мир: детская энциклопедия / Н.В. Чудаков. – Москва: АСТ, 1999. – 232 с.
  14. Энциклопедия для детей: том 7, часть 1/ Москва: Аванта, 1997. – 185 с.
  15. Энциклопедия для среднего и старшего возраста: том 12 (Искусство) / Москва, 1987. – 354 с.

Приложение 1.

Порядок выполнения работы:

Изготовление рыбок в технике оригами

Наметьте диагонали

http://ped-kopilka.ru/images/2(426).jpg

http://ped-kopilka.ru/images/3(407).jpg

По намеченным линиям сложите базовую форму «двойной треугольник»

http://ped-kopilka.ru/images/4(398).jpg

Согните верхний слой бумаги ~ на 1/3 от центральной линии сгиба

http://ped-kopilka.ru/images/5(395).jpg

Туже операцию проделайте с противоположной частью

http://ped-kopilka.ru/images/6(374).jpg

Переверните деталь

http://ped-kopilka.ru/images/7(354).jpg

Рисуем рыбке глаз, рот – рыбка готова