Проектирование НОД в младшей группе
статья (младшая группа)

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в течение дня воспитателями используются различные формы организации образовательного процесса: беседы, чтение художественной литературы, образовательные ситуации во время режимных моментов, дидактические/сюжетно-ролевые/подвижные игры. Но наиболее эффективной является непосредственная образовательная деятельность (НОД), которая позволяет вести работу с детьми систематически и выполнять максимум предусмотренных программой задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_nod_v_mladshey_gruppe.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование НОД в младшей группе

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в течение дня воспитателями используются различные формы организации образовательного процесса: беседы, чтение художественной литературы, образовательные ситуации во время режимных моментов, дидактические/сюжетно-ролевые/подвижные игры. Но наиболее эффективной является непосредственная образовательная деятельность (НОД), которая позволяет вести работу с детьми систематически и выполнять максимум предусмотренных программой задач.

В процессе НОД главной становится не обучающая роль педагога, а совместная деятельность взрослого и детей, которая направленна на выполнение определённых задач (для воспитателя - образовательных, для детей - игровых, исследовательских). Дошкольники выступают не в роли пассивных получателей знаний (слушают, выполняют указания), а участвуют в процессе наравне с взрослым, согласно возможностям возраста и индивидуальным предпочтениям.

При проектировании НОД важно учитывать, чтобы вся информация, которая преподносится детям, была для них доступной и понятной. Сюрпризные моменты, игровые и мотивирующие ситуации, персонажи должны быть ранее знакомы детям. Не стоит приглашать на занятия незнакомых детям героев.

В ходе непосредственно образовательной деятельности  воспитатель привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывает их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе НОД воспитатель сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения  происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать все, что сообщает ему воспитатель.

В этом смысле воспитатель и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Воспитателю следует продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но и то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

НОД с детьми младшей группы проводится по всем пяти образовательным областям, их количество в неделю рекомендовано примерными образовательными программами.

Согласно санитарным правилам и нормам, длительность НОД в младшей группе ДОУ не должна превышать 15 минут. Однако интегрированные и комплексные занятия могут быть чуть длиннее (на 5–7 минут) за счёт совмещения и интеграции видов деятельности. В таком случае вместо двух занятий в день проводят одно.

Структура НОД включает в себя:

Организационный момент.

Начало НОД (установки к ходу НОД) - переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

Ход НОД. В процессе данной части осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Воспитатель создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Оценка деятельности детей, подведение итогов (конец НОД). В младшей группе воспитатель хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

Темы НОД обычно сочетаются с темой недели (месяца), что позволяет выстроить образовательную деятельность в стройную логическую цепочку. Такой подход облегчает работу воспитателя, и сами дети лучше усваивают материал, поскольку в пределах тематического блока имеют дело с близкими по смыслу понятиями (животные домашние и дикие, овощи и фрукты, профессии, детский сад и т. д.). В конце тематического отрезка проводится итоговое мероприятие, а также беседы, игры на закрепление полученных знаний.

Наиболее успешным будет проведение НОД, в которой используют, чередуя или интегрируя, различные виды детской деятельности (но не более 2–3 сразу), объединённые сюжетом по одной теме. Сочетают такую деятельность:

  • игровую;
  • коммуникативную;
  • трудовую;
  • познавательно-исследовательскую;
  • музыкально-художественную;
  • продуктивную;
  • чтение.

Чтобы занятие прошло интересно, оживлённо и принесло малышам пользу и радость, воспитателю необходимо продумать такие моменты:

  •  Предварительная работа. Сюда входят беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе и окружающем мире. Дети должны хорошо ориентироваться в предлагаемом материале, иначе их активность будет низкой.
  •  Какую использовать наглядность. На занятиях по ознакомлению с природой возможно использовать живые объекты (растения), а если берут картины или иллюстрации, игрушки, то они должны максимально соответствовать реально существующим природным объектам.
  •  Как рассадить, разместить детей. Если предстоит занятие-путешествие, воспитатель должен хорошо продумать, достаточно ли будет места для передвижения детей и выполнения заданий.
  •  Литературное и музыкальное оформление: художественное слово, музыка оживят и украсят НОД, сделают её особенно интересной для детей.
  •  Подведение итогов: добрые слова, похвала и поощрение должны достаться всем малышам. Похвалить можно и детей в целом, и отметить особые успехи 2–3 ребят. На неудачи внимание обращать не стоит.

Даже дети 3-4 лет могут участвовать в увлекательных путешествиях, исследованиях, причём не ради забавы, а получая необходимые в их возрасте знания. Это происходит во время непосредственной образовательной деятельности, которую с любовью и творчески готовят и проводят воспитатели ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектирование планирования в младшей группе по программе "Детство"

комплексно-тематическое планирование в младшей группе по программе "Детство"сентябрь-январь...

Проектирование НОД в младшей группе.

Эффективность НОД во многом зависит от того насколько  увлекательно и эмоционально оно протекает....

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом....

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО

Статья Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО...

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО

Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практ...