Тезисы "Содержание работы по организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".
статья (подготовительная группа)

Федякова Елена Германовна

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес.

Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Федякова Елена Германовна,

воспитатель МАДОУ Детский сад 18,

городской округ Красноуфимск

Содержание работы по организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес.

Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия. На основе современных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования спроектировала развивающую предметно-пространственную среду группы. Для развития познавательной активности детей, поддержания интереса к исследованию был создан центр экспериментирования «Любознайки», где находится необходимое оборудование и материалы, которые в свою очередь доступны детям и имеются в достаточном количестве. В содержание центра включила материалы по разделам: «Что мы знаем о себе?», «История воды и воздуха», «Тайны живой природы», «Что на поверхности?», «Предметы с секретом», «Четыре сезона», «Свет и тень».

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Центр экспериментирования пополняю с учетом сезонных явлений, календарного планирования и интересов детей.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям даются от имени сказочного героя-символа. Так в нашем центре «Любознайки» появился зайчик- Любознайчик. Он участвует в опытах и экспериментах, помогает решать возникшие проблемы.

В своей работе использую разные методы обучения (наглядные, практические, словесные). К наглядным отношу наблюдения, рассматривание картин, демонстрацию опытов («Воздух работает», «Скрытое послание» и т. д.). Наблюдение даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи, развивать любознательность и познавательный интерес детей. К практическим методам отношу - игры, экспериментальную деятельность. К примеру, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?». Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий, убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта: дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный», - делают вывод дети. К словесным отношу свои и детские рассказы, рассуждения, чтение художественной литературы. Возможны следующие сочетания: чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и  эксперименты («Путешествие по реке» - опыт с бумагой - читаю произведение В. Сутеева «Кораблик»;  свойство дерева не тонуть в воде – читаю сказку А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и т. д.); с музыкальным (умение сравнивать и различать звуки: звуки природы, звуки музыкальных инструментов, звуки человеческого голоса; музыкальное сопровождение экспериментов и т. д.) и физическим воспитанием (расширять представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье, д/и «Полезно- вредно»).

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность изобразить увиденное Ребёнку не даётся задание «изобрази» или «вырази», а создаются условия, при которых он сам совершает открытия изобразительных и выразительных возможностей.

На основе своих наблюдений, пройденного материала дети пробовали делать зарисовки в стиле поп-арт. На основании своих наблюдений за солнцем выполнили работу «Солнце в стиле поп-арт». Юные исследователи сделали зарисовки солнца черным маркером на цветном картоне, для декорирования дополнительно использовали цветной гофрокартон. Другая работа «Снегирь и синичка» навеяна темой «Зимующие птицы».

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

      Для активизации познавательной деятельности воспитанников применяю следующие элементы современных педагогических технологий: технология детского экспериментирования и опытно - исследовательской деятельности. Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей интерес, любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.  

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю   из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Использую в работе с детьми проблемные ситуации. Провела НОД по изобразительной деятельности, аппликации: «Открытка для осени», поставила детям проблему: «Как приклеить листья на дерево?» (какими способами). Дети предлагали прибить гвоздями, приклеить с помощью пластилина, жевательной резинки, клея. А дальше задача усложнялась: нужно было приготовить клей.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины, неудачи экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Хочется сказать, что у большинства детей появился неподдельный интерес к экспериментам, опытам, желание находить ответы на возникшие вопросы экспериментальным путем, появился опыт самостоятельного обследования предмета, хотя визуальный контроль со стороны взрослого и его непосредственное участие необходимо.

В итоге можно сделать следующий вывод, проводимая работа помогла повысить познавательный интерес детей к окружающему миру в целом и одновременно развить навыки экспериментирования дошкольников, так как дальнейшие успехи ребенка во многом зависят от уровня развития познавательных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...

Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...

Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста – это формирование личности, способной осознавать последствие...

«Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

В статье представлены практические рекомендации по организации экстериментальной деятельности с детьсми старшего дошкольного возраста....

«Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Трудности освоения и анализ приобретаемых знаний».

Опытно-экспериментальная деятельность для дошкольников одна из наиболее интересных и продуктивных видов деятельности. для педагога - просто и доступно объяснить, как устроен окружающий мир!...

Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Помсково-исследовательская деятельность направлена  на открытие ребёнком  окружающего мира , он  стремиться  узнать много нового  неизведанного. Дети способны  к жажде...