«Лэпбук, как современное средство обучения математического развития детей дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Калмыкова Татьяна Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранска

 

 

Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………………………………...3
  2. Реализация проекта …………………………………………………5
  3. Этапы проекта………..……………………………………………....6
  4. Ожидаемые результаты…………………………………………….10
  5. Материально – техническое обеспечение……………………...….11
  6. Мониторинг……………………………………………………...…..12
  7. Литература………………………………………………………...…13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка.

Актуальность.

Математика – одна из самых сложных наук, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребёнка постигать математику с интересом и удовольствием и мы, как воспитывающие взрослые, которые осознают важность образования в современном мире, стремимся создать благоприятные условия для этого. Именно поэтому все время находимся в поиске новых форм организации образовательной деятельности и игрового пространства группы. такой находкой и средством, которое помогает нам окунуться в мир математики, стал лэпбук.

Математический Лепбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и детей.

 Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.  Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Новизна.

Усовершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений детей, посредством использования современных технологий, в частности лэпбука, для занимательного математического материала образовательно-воспитательной деятельности,

 

Цель проекта: это овладение детьми способами познания,  через проведение логико-математических и интеллектуальных игр, задач и упражнений   в процессе формирования элементарных математических представлений с использованием наглядно-практического метода обучения –лэпбук.. 

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

• умению составлять, анализировать и решать простые арифметические задачи, совершенствовать умение считать до 10, пользуясь правильными приёмами счёта:

• закреплять знания детей о величине: большой- маленький, широкий- узкий, длинный- короткий;

• расширять представления о частях суток, их характерных особенностях и последовательности;

• закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник;

ОО «Речевое развитие»:                                         

• Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом

• упражнять в умении согласовывать существительные с числительными,

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

• Воспитывать нравственные качества: доброта, отзывчивость, желание помогать другим.

ОО «Физическое развитие»:

• Развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

2. Реализация проекта.

Тип проекта: групповой, коллективный

Участники проекта: педагоги-дети-родители.

По характеру контактов: в рамках МАДОУ «Детский сад № 80»

Срок реализации: с 1 сентября 2018 г. по 31 мая 2019 г.

По продолжительности: долгосрочный.

Методы исследования: Игры-занятия, Игры-упражнения, Игры-инсценировки, Использование фольклора.

Пути реализации проекта. НОД, беседы, Д/и., развлечения, работа с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы проекта.

Этапы

Реализация проекта через области ФГОС

 

Название мероприятий

Форма проведения

Участники

I этап

Подготовительный

(с 01. 09.2018 по 31.12.2018)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка перспективного плана образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста.

 

 

Проведение анкетирования «Развитие логического мышления у дошкольников».

 

Создание картотеки логико-математических, дидактических и развивающих игр.

 

 

Создание центра математического развития- лепбука.

 

 

 

 

Групповое родительское собрание «Путешествие в  страну математики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование

 

 

 

 

 

 

Подбор материала для лэпбука.

 

 

 

 

Участие в создании  математического центра, изготовление развивающих игр.

 

Круглыйстол.

 

 

Воспитатель.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель, родители

 

 

 

 

 

Воспитатель , родители, дети.

 

 

 

 

Воспитатель.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель.

II этап

Основной, (14.01.

2019. по 30.04.2019)

 

Рекомендации для родителей «Как организовать игры детей дома»
 

 

 

Досуговая деятельность «Выше - ниже»

 

 

 

Дидактическая игра «Поезд с геометрическими фигурами», «Лото- счет».

 

«Математические сказки»

 

Игра «Спрячь колобка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры-занятия
 

 

 

 

 

 

 

Использование фольклора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюрпризные моменты

 

 

 

Продуктивная деятельность

 

 

 

 

Элементы закаливающих мероприятий.
Сохранение и укрепление здоровья детей
Оптимальный двигательный режим
 

Беседы с детьми.

 

 

 

 

 

Анкетирование.

 

 

 

 

 Памятка для родителей.

 

 

 

 

 

Досуг по лэпбуку в виде игры.

 

 

 

 

Работа по лэпбуку.

 

 

 

 

 

Игра- занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

«Путешествие в страну математике»

 

 

 

 

«Мой любимый садик», «Солнышко»

«Божья коровка»

 

Праздник

«Веселый Петрушка»

 

 

 

 

 

 

 

Приход «Солнышко»

 

 

 

Игра :«Приведи себя в порядок»

 

 

 

 

Консультация для родителей:» прогулка на свежем воздухе- залог здоровья»

«Питание – залог здоровья».

 

 

На темы: «Части суток», «Времена года», «Дни недели»

 

 

 

 

 

«Мой ребёнок ».

Воспитатель, родители.

 

 

 

Воспитатель, дети.

 

 

Дети – воспитатель.

 

 

 

 

 

Дети – воспитатель.

 

 

Дети – воспитатель.

 

Дети – воспитатель

 

 

 

 

Воспитатель, родители и дети

 

 

 

 

Дети- воспитатель

Воспитатель – дети.

 

 

 

Воспитатель- дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель- дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель- родители

III этап

Заключительный

(май 2019г.)

 

Проведение мониторинга развития логического мышления у воспитанников старшей возрастной группы.

 

Анализ проведенной работы

 

Презинтация проекта для педагогов и родителей

 

Оформление стенгазеты для родителей

Проведение диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о проделанной работе с детьми по лэпбуку.

 

 

Круглый стол среди педагогов ДОУ, показ презентации

 

«Как мы живем в детском саду»

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

Воспитатель, педагоги ДОУ

 

 

 

Воспитатель

 

4.Ожидаемые результаты.

Дети:
- Развитие познавательной активности, логического мышления, умственных способностей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через дидактические игры, упражнения, логические задачи и головоломки.

- Умение доказывать своё решение, сравнивать, классифицировать по признакам, анализировать, обобщать, делать выводы и объяснять свое решение.
Родители:

-  Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.

- Повышение уровня информированности родителей (законных представителей).
Воспитатели:

- Повышение  профессионального уровня педагогов.

- Созданная система работы с детьми, направленная на развитие логического мышления посредством дидактических игр, упражнений, логических задач и головоломок.

- Созданная благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на формирование интереса к различным видам дидактических игр, упражнений, логических задач и головоломок  для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

 

 

5.Материально – техническое обеспечение

- Лэпбук;

-Игрушки;

- Музыкальные инструменты;

- Наглядные пособия;

-Детская, методическая литература;

-Картотеки дидактических, обучающих и подвижных игр;

- Телевизор, ноутбук;

- Папки- передвижки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 балл – ребенок плохо расстается с родителями, плаксивый и тревожный.

2 балла – ребенокупрямится при расставании с родителями, но в течении дня активный;

3 балла – ребенок спокойный, активный, не проявляет тревожность

 

 

 

7. Литература

1.  Арусланова, Е. В. Методические рекомендации по организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации / Е. В. Арсланова. – М. : Киров : ИРО Кировской области, 2015. – 40 с.

2.  Бурова, А. Н. Играя, развиваюсь : метод. пособие / А. Н. Бурова. – М. : 2001 .- 275с.

3.  Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.

4.  Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с

5.  Воскобович, В. В. Маленькие гении : Развивающие игры / В. В. Воскобович – М. : Просвещение, 1991. – 205 с.

6.  Емельянова, О. Геометрические фигуры и формы : загадки для детей / О. Емельянова. – Режим доступа : http://olesya-emelyanova.ru/index-stihi.html.

7.  Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия : умные книжки / О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2015. – 112 с.

8.      Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М. 2009г.

9.     Маршалова, Т. Б. Веселые математические считалки / Т. Б. Маршалова. – М. : Детство-Пресс, 2016. – 32 с.

10.  Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

11. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста.»

В  статье  говорится как играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей, приведен  перечень  дидактических  игр....

Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"

консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...

Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста.

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют ...

Лэпбук как современное средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В современном обществе каждый родитель начинает переживать о духовном воспитании своего ребенка. Недаром почти каждый стал задаваться вопросом: «А каким мой ребенок будет в будущем?». Проб...

Проектная деятельность "Лэпбук "Экология", как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ж...