Аукцион педагогического мастерства «Современные профессии хорощи - выбирай на вкус» «Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ»
методическая разработка (младшая группа)

Козак Людмила Александровна


Организация поисковой деятельности в рамках учебного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx45.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Жемчужинка»

Аукцион педагогического мастерства

 «Современные профессии хорощи - выбирай на вкус»

«Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ»

Выполнили: Козак Л.А, воспитатель

Никонорова Э.Н.,

воспитатель 1 категории

п.Харп

2018г.

Содержание:

                    Актуальность. ………………………...…………………………………………3

Основатели квест-игры………………………………………………………….3

Значение квест-игр в детском саду……………………………………………..4 Задачи…………….………………………………………………………………4

Формы…………………………………………………………………………….5

Приемы…………………………………………………………………………...6

Методика организации и проведения квест-игр для дошкольников…………7

Приложение №1 (Конспект Квест- игра « В поисках поварешки»)………...12

Приложение №2 (Примеры оформления игрового маршрута).......................13

Приложение №3 (Примеры заданий)……………………………………..…..14

Приложение №4(Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр) ……………………………………………………………………....15

Список литературы………………………………………………………...…..18

       Актуальность

В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Не стал исключением и наш детский сад, воспитатели используют в своей деятельности современные технологии и методы работы. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним  из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций,  в том числе и в группе младшего дошкольного возраста, является квест – игра». «Квест» – это поисковая игра. Идея игры проста – участники, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Основатели по праву можно считать

Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.

Мишель Монтен

Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.

Значение квест-игр:

  • обучают умению планирования и прогнозирования;
  • закладывают основы самоанализа;
  • воспитывают навыки коллективного сотрудничества;
  • развивают волевые качества и целеустремлённость;
  • создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации,     снятию нервного напряжения и психологического

напряжения;

  • способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Задачи квест-игр

  • активизировать интерес к познанию окружающего мира;
  • помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;
  • создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;
  • воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
  • способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Формы квест-игр:

  • игровой
  • социально-коммуникативной
  • художественно-изобразительной
  • познавательно-исследовательской
  • театрально-музыкальной;
  • восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

Приёмы

  • дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
  • арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
  • интеллектуальные викторины;
  • задания творческого характера;
  • загадки, кроссворды, ребусы;
  • конструирование, моделирование;
  • экспериментирование.

Методика организации и проведения квест-игр для дошкольников

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в другие помещения МДОУ; на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах.

Продолжительность квест-игр (занятия)

  • 20–25 минут в младшей группе;
  •  30–35 минут в средней группы;
  •  40–45 минут в старших группах.

Типология квестов:

  • Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
  • Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
  • Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

Результаты квест –игр: 

1.Расширение поля образовательных и познавательных интересов детей, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков.

2.Развитие умственной самостоятельности дошкольников.

3.Сформированность способностей осуществлять поиск необходимой информации и использование в жизненных ситуациях.

4.Умение работать в команде.

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

  • Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.
  • Организационная часть квеста также включает:
  • распределение детей на команды;
  • знакомство с правилами;
  • раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
  • Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
  • Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:
  • Что вызвало наибольший интерес?
  • Что узнали нового?
  • Что показалось трудным?
  • Довольны ли вы своими результатами?
  • Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Приложение №1

Конспект

Квест- игра

« В поисках поварешки»

По числу участников: групповое.

Продолжительность:  Кратковременная.

Содержание : сюжетное.

Структура : линейная  (Основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша).

Форма проведения: Поиск «сокровища».

Цель: Знакомство с профессией и работой повара пищеблока МДОУ

 

Задачи: 

1.Формировать представления детей о работе повара, Продолжать расширять знания детей о труде, о значении труда в жизни людей;

2.Обучать детей способам взаимодействия со сверстниками в командных играх;

3. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессия Повар»;

4. Воспитывать у детей положительное отношение к труду повара.

Предварительная работа в группе:

Игры из лыпбуков «Повар», «Профессии».

Рассматривание иллюстраций «Повар готовит обед», дидактическая  игра «Кому что нужно?» , беседы «Из чего мама варит суп, компот?», загадывание загадок о профессиях.

Рассматривание репродукций, иллюстраций о труде взрослых и о труде повара.

Маршрут квест-игры по детскому саду

1.Организационный момент:

Ребята вы любите играть? Мы сегодня поиграем в интересную игру Сегодня мы будем искать с вами необычное сокровище, но чтобы найти – надо выполнить много интересных заданий. Внимательно осмотрите комнату. Вы должны увидеть первую подсказку.

Она стоит на видном месте, новая , необычная.
Первый, кто увидел, подходит, забирает подсказку и отдаёт её мне".
Дети внимательно осматривают помещение и обнаруживают «волшебный бочонок»

В «Волшебном бочонке»  находим нарисованный след и домик

           

 2.Основная часть.

Задание1.  «Следы»

Пройти по следам и найти домик (подсказка указывает на то что следующее задание находится в домике.

Задание 2.   «Загадки и отгадки»

Какой интересный домик, интересно что в нем? Может тут что нибудь вкусненькое? Посмотрим что в нем? Что же это такое? (Колпак индив. и хоровые ответы). Куда его надевают?

(воспитатель надевает колпак на голову ребёнка) Кто носит колпак? Тут еще, что - то есть. Как называется этот предмет? (передник). Куда его надевают? (воспитатель надевает передник). Для чего нужен передник?

А вот наверное и ответ, нужно отгадать загадку.

Ходит в белом колпаке 
С поварёшкою в руке. 
Он готовит нам обед: 
Кашу, суп и
винегрет


Кто это? Правильно, это повар. А Злата  похожа на повара? Но чего то повару нашему не хватает. Как вы думаете, чего не хватает? В домике ещё что-то есть. Слушайте загадку.

Наварил нам повар кашки.
 Положить бы кашку в чашки. 
 Будем кушать понемножку. 
 Только дайте..... (поварёшку)

Правильно, поварёшка. Для чего нужна поварёшка повару?

Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

Но в домике нет ни какой поварешки . Наверное его надо найти. Наша Злата похожа на повара, но она еще маленькая и не сможет нам при готовить обед без взрослого. Идем дальше. От домика опять идут следы . Посмотрите какой интересный конверт

 Задание 3. «Разрезные картинки» Собираем картинку и определяем следующую подсказку. Интересная картинка, на ней нарисованы пальчики и капуста. Что же мы должны сделать?

 Задание 4.    Пальчиковая гимнастика.

Ребята, а вы хотите превратиться в поварят? Что нам для этого нужно? (колпак и передник). Имитация одевания .

А у нас сегодня в группе

Будет новая игра!

Все девчонки – поварихи,

А мальчишки повара.

Мы передники наденем

Колпаки на головах

Дело спорится в руках!

Сейчас мы с вами приготовим салат.

Физкультминутка «Мы капусту рубим, рубим…»

Какие вы молодцы, вкусный салат приготовили. А что бы позвать гостей нужно кроме салата еще чем то угостить. А угостить то нечем. Что же делать, как же быть?

И мука закончилась, нечем тесто замесить. А давайте главному повару позвоним, позовём его на помощь. Повар сказала, что сначала мы должны отгадать что нужно для повара

 Задание 5.   Дид. игра «Что нужно для повара» 

Цель: Формирование у ребенка элементарных представлений и знаний о профессии повара. Ознакомление с орудиями труда и элементами спецформы формы повара. Воспитание у детей уважения к профессии повара.

                   

                     Задание 4. Лото «Готовим обед»

Цель: Развитие внимания, речи; активизация употребления прилагательных и существительных, глаголов в разговорной речи, расширение словарного запаса у детей. закрепление знаний о продуктах питания и о профессии повар.

Что то наш повар ни как не идет. Посмотрите он нам нарисовал стрелочки, чтобы мы сами к нему добрались

Задание 5. Практическая часть.

Давайте пойдем на кухню и попросим наших поваров рассказать нам о своей профессии и показать как и из чего они готовит, нам обед. (Дети вместе с воспитателем идут на большую кухню детского сада на пищеблок.)

Перед началом экскурсии с детьми была проведен инструктаж «Как вести себя на пищеблоке.

На входе в пищеблок ребят поприветствовала Нина Петровна и Жанна Николаевна с поварешкою в руке. Повар рассказала детям о своей профессии и показала детям свое рабочее место, которое называется пищеблок, где каждый день они готовят для детей вкусную еду. Нина Петровна  рассказала детям об отделениях пищеблока, кухонной утвари и оборудовании: большой жарочный шкаф, огромную плиту, большие кастрюли, половники, дуршлаги, тёрки, поварские ножи, разделочные доски. Так же рассказала о том, как хранятся и обрабатываются продукты питания, готовят вкусные и полезные блюда, побеседовала с детьми о том, у кого какие любимые блюда.

Угостила кексами к чаю.

Благодарим повара

Повар любит все готовить:

Борщ, котлеты и салат.

Поварам сказать спасибо

За их труд каждый рад!

Заключение

1. Дети знают и называют профессию повар, называя по имени и отчеству повара.

2. Владеют обобщающим понятием «профессия»

3. Называют предметы, необходимые для работы повара.

4. Умеют имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр.

Приложение №2

Примеры оформления игрового маршрута

  • Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
  • «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
  • Карта — изображение маршрута в схематической форме.
  • «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
  • «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
  • «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:
  • заморозить в кубике льда;
  • написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;
  • положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;
  • искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;
  • спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;
  • спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

Приложение№3

Примеры заданий

  • Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.
  • «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.
  • «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
  • «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.
  • «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.
  • «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.
  • «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».
  • «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.

Приложение №4

Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр

Алгоритм работы над программным содержанием игры:

  • Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
  • Какие задачи наиболее важны для детей?
  • Какие темы были бы действительно актуальными?
  • Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
  • Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
  • Какой результат хотелось бы видеть?
  • Сформулировать цели и задачи.
  • Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
  • Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:
  • первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;
  • поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;
  • зоны игрового маршрута не должны пересекаться;
  • игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;
  • целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
  • задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
  • Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
  • продумать методику проведения игровых испытаний;
  • подготовить презентацию для вводной части;
  • продумать музыкальное оформление;
  • подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.
  • О чём нужно помнить при подготовке квеста:
  • Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
  • Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
  • Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
  • Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
  • Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
  • Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
  • Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
  • Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
  • В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Список литературы:

 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

2. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009- 2010

 3.  Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера , 2003.

4. Жукова Р.А. Трудовое воспитание. Разработки занятий. Младшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей» , 2009

Интернет ресурсы:

https://portalpedagoga.ru/

http://fb.ru/

http://www.maam.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Квест-игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО

Квест- игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с но...

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Квест-игра"-современные игровые технологии в ДОУ

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия .Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образоват...

Консультация для педагогов «Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ»

В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Воспитатели используют в своей деятельности совреме...

Квест-игра "Современные игровые технологии в ДОУ"

Мастер-класс для педагогов рассматривает «квест» как пример современных игровых технологий для ДОУ, позволяющих реализовывать требования ФГОС ДО. Квест-игра способствует развитию активной,...

«Квест-игра – современная игровая технология в ДОУ»

Насыщенная информационная среда окружает современного ребёнка с самого рождения. Современных детей всё сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие л...