Моделирование нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования родительского просвещения
статья

Кудряшова Елена Юрьевна

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

   Сотрудничество, то есть, общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. И важно выбирать современные, интерактивные методы и приемы для работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования
родительского просвещения

Сегодня, как педагог-психолог, хотела бы отметить, что развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

   Свое выступление я начну со слов известного советского и российского теоретика педагогики Симона Львовича Соловейчик: «Для воспитания нравственности детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ». Думаю, вы согласитесь с эти высказыванием.

   В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами. И определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

  Каковы причины нежелательного поведения детей, невыполнения ими тех или иных правил?

Так, Антонина Григорьевна Хрипкова – советский педагог, психолог, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, подчеркивает:

1. дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;

2. знают правила, но не умеют их выполнять.

Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.

3. знают правила, понимают, как их выполнять, но не выполняют.

  Это происходит потому, что

- некоторые установки дети считают ненужными и неважными;

 - кроме того, взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям,

- или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию;

 - возможно есть некие нарушения в эмоциональном общении со взрослыми или острый дефицит общения ребенка со взрослыми.

- нет удовлетворения базовых потребностей ребенка;

- неадекватное отношение к его индивидуальным особенностям;

- непринятие, пренебрежение или наоборот, чрезмерная опека;

   Необходимо помнить, что дошкольное нравственное воспитание детей должно:

-  сочетаться с предельным уважением их личного достоинства; 

- обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним. Важно быть последовательными;

- педагоги и родители должны учитывать индивидуальные черты характера ребенка, его возможности, уже сложившийся небольшой нравственный опыт;

-формирование основ его нравственного поведения не должно сопровождаться подавлением его инициативы, нивелированием индивидуальности;

- необходимо создавать ситуацию успеха для ребенка;

- демонстрировать личный пример поведенческой культуры.

Важно понимать, что эта деятельность требует систематических усилий, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю.

   Поэтому в нашем дошкольном учреждении в системе проводится профилактическая и развивающая работа со всеми участниками образовательного пространства.

   У педагогов есть копилка различных ритуалов, игр и упражнений, которые они активно используют, например:

«Утро радостных встреч» - перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей вместе и проводит утренний ритуал приветствия;

 «Утренний круг» - дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, обсудить совместные планы, договориться о правилах.

«Поговорим о хорошем» - это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок, создание успеха для каждого.

Ритуалы начала и окончания занятий – игры и упражнения «Комплименты», «Передай улыбку по кругу», «Давай поздороваемся ручками (ножками)…», «Волшебный клубочек», «Встретимся глазами», «Спасибо за занятие…»;

Ритуалы-мирилочки: «Дружба начинается с улыбки», «Мирилочка», «Цветок дружбы», «Обниму я крепко друга», «Скажи доброе словечко» и т.д.

Пособия «Ромашка мудрости», «Копилка мудрости», «Книга мудрости» - в них собраны с пословицы и поговорки на разную тематику.

Решение игровых и проблемных ситуаций способствуют усвоению ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе.

Наши дети очень любят сочинять сказки и сами создали мультфильмы в мультистудии: «Жадный медвежонок», «Зайчонок и его друзья», «Хорошо-плохо».

Также проводятся игротренинги и культурные практики с педагогом-психологом.

    Практика показывает, что эффективность нравственного воспитания повышается, когда родители знают «Программу воспитания в детском саду», внимательно прислушиваются к советам педагогов. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

    И я хотела бы спросить вас. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

   Сотрудничество, то есть, общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. И важно выбирать современные, интерактивные методы и приемы для работы с родителями. Вот некоторые из них:

Онлайн - консультации, вебинары и родительский университет «Растем вместе!»

Организация тематической библиотеки «Как помочь своему ребенку стать успешным» при взаимодействии с педагогом психологом.

Учитывая занятость родителей, предполагаю использовать и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».

Квест-игры на сотрудничество «Мама, папа, я – дружная семья»; «Вместе мы силы!»

Такая форма работы, как «Встреча с интересными людьми» - позволяет расширять знания детей об увлечениях взрослых и их способах реализации; воспитывает уважительное отношение.

В ДОО активно ведется проектная деятельность. Через познавательную деятельность, через сотрудничество со взрослыми:

- воспитывается способность к духовному развитию и реализация творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной форме на основе нравственных установок и моральных норм;

-воспитывается чувство уважения и любви, например, к культурному наследию страны, бережное отношение к окружающему миру;

-детьми глубже воспринимаются национальные и этнические традиции; развивается способности к преодолению трудностей, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении цели; развивается познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность. Были реализованы такие проекты, как: «Неразлучные друзья – мама, папа и я», «Семейное древо», «Наши семейные традиции», «Мы со спортом дружим» и т.д.

    Не останавливаться на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями. Создавайте ситуацию успеха, для детей, родителей и педагогов. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать свой край, своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственного воспитания и поведенческой культуры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...

Сайт родительского просвещения "Союз единомышленников"

Аннотация: Основная Миссия программы – создание единой системы использования информационных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.Цель программы – общее развитие родительских комп...

Моделирование нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования родительского просвещения

Презентация по моделированию  нравственных навыков  и поведенческой культуры  у дошкольников  на основе совершенствования родительского просвещения....

ФОРМЫ организации родительского просвещения в ДОУ

Как эффективно организовать работу с родителями в ДОУ, если учесть тот факт, что педагогическая культура родительской общественности на сегодняшний день далеко не на высоком уровне.Об этом наша статья...

Организация работы по родительскому просвещению, направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни.

Цель: организация совместных действий педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на формирование  здорового и безопасного образа жизни у дошкольников....