Организация работы по родительскому просвещению, направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни.
материал

Цель: организация совместных действий педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на формирование  здорового и безопасного образа жизни у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

Организация работы по родительскому просвещению, направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни.

                                                                                               Выполнила:

                                                                                               Ким Елена Енсиковна

                                                                          воспитатель МАДОУ  детский сад                                                                            

                                                                                                № 46 «Жемчужина»

                                                                                       города Южно-Сахалинска

г. Южно-Сахалинск

2020

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I

Cущность  понятий  «здоровый образ жизни» и «безопасный образ               жизни»………………………………………………………………………………..5

Глава II

Воспитание потребности в здоровом  и безопасном образе жизни……………....6

Глава III

 Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка……………..9

Приложения…………………………………………………………………….…..12

Введение

Актуальность. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, от санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знания и умения родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни не высок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только, как отсутствие заболеваний, тогда как здоровье – это взаимосвязь физического, психического и социального благополучия. Ребенок должен осознать, что здоровье для человека – это важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели. Каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Важнейшим условием успешного воспитания в семье является искреннее и осознанное восприятие здорового образа жизни для семьи в целом, восприятие всей семьей всей семьи, как единого организма, здоровье каждого члена которой взаимосвязано. 

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора.

Цель: организация совместных действий педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на формирование  здорового и безопасного образа жизни у дошкольников.

Задачи:

1. Изучить сущность понятий  «здоровый образ жизни» и «безопасный образ жизни».

2. Воспитание потребности в здоровом  и безопасном образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

3. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

Глава I

Cущность  понятий  «здоровый образ жизни» и «безопасный образ жизни».

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам.

ЗОЖ выражает направленность личности на формирование, сохранение и укрепление, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Безопасный образ жизни – это вошедшие в повседневную практику

нормы и правила безопасного поведения, методы и средства их воплощения в жизнь. В отношении конкретной личности целесообразно использовать следующее определение, в соответствии с которым безопасный образ жизни человека - основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему здоровьесберегающих ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение здоровья.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Глава II

Воспитание потребности в здоровом  и безопасном образе жизни.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов.И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет. Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. Оформили альбом “Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья. Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух”. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.

Глава III

Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

Партнерство - особый тип совместной деятельности между родителями и образовательным учреждением, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы, как консультации – игротеки, консультации – иллюстрации, деловые игры. Например, такие, как «Как хорошо я знаю своего ребенка». Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д. 2. Формирование мобильности родительской общественности: театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, участие в семейных конкурсах и соревнованиях, утренники и развлечения совместно с родителями, оформление участков. Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение, как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности - культурно-досуговой направленности. При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу. 3. Формирование авторитетности родительской общественности: участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Для решения данных задач используются следующие формы работы с родителями:

  •    анкетирование родителей по вопросам ЗОЖ
  •     беседы;
  •     консультирование;
  •     творческие конкурсы и выставки;
  •      групповые и индивидуальные методические рекомендации;
  •      спортивные и физкультурные праздники и развлечения.

Выявляются запросы и интересы родителей, которые формируются в процессе анкетирования, выявляются знания родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года. Мониторинг, позволяющий отследить эффективность или неэффективность работы, проводится в мае. 

Информационные формы и методы:

  •      оформление фотовитрин по мероприятиям 
  •      папок – передвижек
  •      составление памяток - буклетов для родителей 
  •      показ видеороликов на родительских собраниях.

В течение  года воспитатели в группах проводили ряд бесед с воспитанниками на темы: - «Мы за здоровый образ жизни»; - «Всемирный день без автомобиля»; - «Ходить пешком – это здорово»; - «Профилактика вредных привычек»; - «Безопасная дорога в детский сад»; - «Путешествие в страну здоровья»; - «Соблюдаем режим дня»; - «Улыбка. В чём её секрет?»; - «Как я выполняю режим дня»; - «Здоровый – значит счастливый »; - «Как быть прилежным и старательным».

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме: « Здоровьесбережение детей», где родители получают консультации  специалистов: воспитателя,  педагога - психолога, учителя - дефектолога, медицинского работника, руководителя физического воспитания.

Роль детского сада в формировании педагогической культуры семьи является главной, поскольку детский сад – первое звено системы общественного воспитания, с которым вступает в контакт родители. Они вправе ожидать от педагогов всесторонней педагогической помощи. Значит, надо приложить все усилия, чтобы педагогическая пропаганда была убедительна, интересна, содержательна.

Главное условие, которое должно выполняться при реализации этого плана – это системность и последовательность.

В результате проведения комплекс мер по укреплению и сохранению здоровья   детей в соответствии с планом мероприятий в ДОУ: воспитатели продумали работу, направленную на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости, используя разные формы работы с детьми, в том числе и организацию деятельности, направленной на совершенствование представлений детей о спортивных играх; преобразовали развивающую предметно-пространственную среду по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО; продумали систему нетрадиционных приёмов, проводя разъяснительную работу с родителями, с целью уменьшения пропусков по неуважительным причинам. Снизизилось заболеваемость детей ОРВИ путём организации пропаганды здорового образа жизни среди родителей дошкольников, путём проведения мероприятий по укреплению здоровья детей, как в домашних условиях, так и в детском саду.

Приложения

Беседа

«Мы за здоровый образ жизни!»

Цель:

Воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье; убедить обучающихся в необходимости вести здоровый образ жизни; расширить кругозор детей.

Ход:

Что такое здоровье?

(дети отвечают, как понимают слово «здоровье»)

Мы выяснили, что здоровье это:

- когда тебе хорошо,

- когда ничего не болит,

- когда человеку весело и комфортно,

- красота, сила, выносливость, гармония.

Здоровье – это бесценный дар, который природа преподнесла человеку. Как часто мы растрачиваем этот дар попусту? Забываем, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

Так что же делать, что бы оставаться здоровым?

(дети отвечают на вопрос)

Сегодня мы рассмотрим основы ЗОЖ:

- правильное питание;

- спорт;

- личная гигиена;

- разные виды закаливания;

- отказ от вредных привычек.

Формирование здорового образа жизни невозможно представить без полноценного и правильного питания.

Что же это такое правильное питание?

(дети отвечают на вопрос)

Какие полезные продукты вы знаете?

(дети отвечают на вопрос)

А какие вредные?

(дети отвечают на вопрос)

Неотъемлемой частью ЗОЖ является спорт.

Если не заниматься спортом, что с нами будет?

(дети отвечают на вопрос)

Какие физические занятия вы знаете?

(дети отвечают на вопрос)

Какие правила личной гигиены вы знаете?

(дети отвечают на вопрос)

Какие виды закаливания вы знаете?

(дети отвечают на вопрос)

Какие вредные привычки вы знаете?

(дети отвечают на вопрос)

Подведем итог нашему занятию. Что мы сегодня узнали?

(дети отвечают на вопрос)

ЗОЖ - это образ жизни, который направлен на сохранение и укрепление здоровья человека, а также на профилактику заболеваний. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового и безопасного образа жизни в современных условиях.

Формирование здорового и безопасного образа жизни в современных условиях....

Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий. ( выступление из личного опыта работы)

Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения  здоровьесберегающих технологий.( выступление из личного опыта работы)...

Реализация инновационных форм и методов работы с детьми по формированию здорового и безопасного образа жизни

Дошкольный возраст важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни...

Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»

Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...

Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»

Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ННАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения, обосновывается необходимостью целенаправленной работы по развитию зрительного...