УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ННАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
консультация

Похвальнова Любовь Дмитриевна

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения, обосновывается необходимостью целенаправленной работы по развитию зрительного восприятия, четко организованной предметно-развивающей среды.

Ключевые слова: дети с нарушением зрения, зрительное восприятие, коррекция зрения, зрительные патологии, предметно – развивающая среда.

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. В настоящее время во всем мире характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению. Роль зрения в жизни человека нельзя переоценить. Через зрение человек получает до 90% информации.

Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни у дошкольников с нарушениями зрения очень важно и актуально. Человеческая цивилизация развивается на основе визуальных импульсов. Благодаря зрению организм быстро адаптируется к внешним условиям. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, влияет на его само существование. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор.

Цель работы: выявить, как правильно организованная предметно-развивающая среда в группе влияет на зрение детей, а также предложить оптимальные способы коррекции зрения для детей.

Задачи: - создать условия для развития социального, интеллектуального и эмоционального потенциала ребенка;

- формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Дети, посещающие детский сад, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия, дальнозоркость с косоглазием.

Нарушение зрения ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности, затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании и овладении пространственными и двигательными действиями, нарушается  правильная поза при ходьбе, в свободном движении, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Работу по формированию, коррекции и профилактике зрения детей дошкольного возраста начинаем с организации условий в каждой группе. Это соблюдение эргономических требований (освещенность рабочего места, осанка). Крайне важно соблюдать дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения.

Педагоги уделяют большое внимание осанке детей, т.к. если ребенок сидит в неправильной позе за столом, то появляется перенапряженность мышц зрительного анализатора, что в свою очередь приводит к спазмам аккомодации и способствуют развитию или прогрессированию близорукости. Поэтому мебель подобрана строго по росту детей.

Организация предметно-развивающей среды должна учитывать интересы и потребности детей и их развития, возрастные особенности и коррекционно-воспитательного воздействия. При организации предметно-развивающей среды учитывается трансформируемость. Это наличие модульной мебели. Она помогает развивать адаптивные особенности ребенка. Зачастую наши дети принимают участие в организации коррекционно-развивающей среды. Это способствует развитию их ориентировки в пространстве психических функций.

Для того, чтобы развивающая среда была содержательно-насыщенной, трансформированной, вариативной, доступной и безопасной, в нашем детском саду, была внесена обработка цветной унификации, содержащаяся в иллюстративно-графическом материале (универсальные маркеры для сюжетно- ролевых и дидактических игр, игровых зон). Организация хранения сюжетно-ролевых игр строго по одинаковым, промаркированным в едином стиле контейнерам, а дидактические игры поместили в контейнера другого цвета и размера. Это позволяет детям быстро и просто найти нужную игру. В каждом контейнере находится карта-визуализация атрибутов к данной игре, чтобы дети меньше времени тратили на уборку игр и четко знали, куда и что положить. Обработав эту цветную унификацию, дети стали более самостоятельными, повысили различные возможности и качество ориентировочных действий. А еще менее важное, что один из знаков зрения-движение, когда глаз перемещается, он видит. Поэтому мы все игры располагаем в разных частях группы и на разной высоте. При поиске нужной игры дети перемещают свой взгляд вдаль, вверх и т.д. В группах выделяются определенные зоны. Они не имеют четких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности. Исходя из выше сказанного, один и тот же уголок мы можем быстро преобразовать в другой. В одной и той же зоне, согласно принципу интеграции, можно заниматься различными видами деятельности.

Для снятия зрительного напряжения педагоги в своей работе активно используют офтальмотренажеры. Они снижают зрительную нагрузку, напряжения с глаз, помогают в развитии зрительного восприятия.

В каждой группе размещены схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарного и метка на стекле Аветисову. К потолку прикреплены кресты-вертушки.

Широко, в своей работе, используем малые цветовые офтальмотренажеры. Упражнения базируются на зрительно-поисковых стимулах. Цвет способствует такой зрительной ориентации ребенка, которая имеет большую эмоциональную выразительность. Благодаря наличию цветового зрения дети распознают предметы, различают детали объектов и воспринимают большое количество информационных признаков. Большие офтальмотренажеры расположены на стене или потолке.

Обеспечивая ребенку, лучшие условия для перемещения в группе используем разные маркеры: угол косяка дверного проема обозначаем красным цветом на уровне глаз ребенка (означает опасность), а на дверную ручку наклеиваем круг (чтобы детям было легче и быстрее ее найти). На шкафчик в раздевалке, кровать, в ячейку для полотенца наклеиваем ориентиры из одинаковых объемных картинок. Края лестничных ступенек покрашены желтой краской, чтобы ребенок не становился на край и не оступился.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда благотворно влияет на решение коррекционно-развивающих задач, помогает ребенку правильно воздействовать с окружающим миром и развивает его самостоятельность, формирует его позитивные личностные качества.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, Л.В. Артищева // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. – 2020. – № 3. – С. 314-334. – Электронная копия доступна на сайте Электрон. архива КФУ. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159395 

2. Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст] : учебно-метод. пособие / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. – М. : ЭлтиКудиц, 2006. – 90 с.

3. Погосян О.А. Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольном учреждении // Преемственность в образовании. – 2018. – № 19 (09). – С. 189-193. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35665783 – Доступ после регистрации.

4. Саляхиева Л.Х. Специфика дифференциации эмоциональных состояний слабовидящими дошкольниками // Психология психических состояний : сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. – Казань, 2019. – С. 86-90. – Электронная копия доступна на сайте Казан. фед. ун-т. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/151077

5. Катунина Т.Н. Влияние осязания и мелкой моторики на развитие младших школьников с нарушением зрения // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2 (14). – С. 98-100. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-osyazaniya-i-melkoy-motoriki-na-razvitie-mladshih-shkolnikov-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 16.04.2021).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ННАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Похвальнова Любовь Дмитриевна

Насонова Марина Валерьевна

Хлистун Ирина Васильевна

Воспитатели МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»

Г. Старый Оскол, Белгородской области

e-mail:pohvalnova@mail.ru

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения, обосновывается необходимостью целенаправленной работы по развитию зрительного восприятия, четко организованной предметно-развивающей среды.

Ключевые слова: дети с нарушением зрения, зрительное восприятие, коррекция зрения, зрительные патологии, предметно – развивающая среда.

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. В настоящее время во всем мире характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению. Роль зрения в жизни человека нельзя переоценить. Через зрение человек получает до 90% информации.

Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни у дошкольников с нарушениями зрения очень важно и актуально. Человеческая цивилизация развивается на основе визуальных импульсов. Благодаря зрению организм быстро адаптируется к внешним условиям. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, влияет на его само существование. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор.

Цель работы: выявить, как правильно организованная предметно-развивающая среда в группе влияет на зрение детей, а также предложить оптимальные способы коррекции зрения для детей.

Задачи: - создать условия для развития социального, интеллектуального и эмоционального потенциала ребенка;

- формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Дети, посещающие детский сад, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия, дальнозоркость с косоглазием.

Нарушение зрения ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности, затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании и овладении пространственными и двигательными действиями, нарушается  правильная поза при ходьбе, в свободном движении, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Работу по формированию, коррекции и профилактике зрения детей дошкольного возраста начинаем с организации условий в каждой группе. Это соблюдение эргономических требований (освещенность рабочего места, осанка). Крайне важно соблюдать дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения.

Педагоги уделяют большое внимание осанке детей, т.к. если ребенок сидит в неправильной позе за столом, то появляется перенапряженность мышц зрительного анализатора, что в свою очередь приводит к спазмам аккомодации и способствуют развитию или прогрессированию близорукости. Поэтому мебель подобрана строго по росту детей.

Организация предметно-развивающей среды должна учитывать интересы и потребности детей и их развития, возрастные особенности и коррекционно-воспитательного воздействия. При организации предметно-развивающей среды учитывается трансформируемость. Это наличие модульной мебели. Она помогает развивать адаптивные особенности ребенка. Зачастую наши дети принимают участие в организации коррекционно-развивающей среды. Это способствует развитию их ориентировки в пространстве психических функций.

Для того, чтобы развивающая среда была содержательно-насыщенной, трансформированной, вариативной, доступной и безопасной, в нашем детском саду, была внесена обработка цветной унификации, содержащаяся в иллюстративно-графическом материале (универсальные маркеры для сюжетно- ролевых и дидактических игр, игровых зон). Организация хранения сюжетно-ролевых игр строго по одинаковым, промаркированным в едином стиле контейнерам, а дидактические игры поместили в контейнера другого цвета и размера. Это позволяет детям быстро и просто найти нужную игру. В каждом контейнере находится карта-визуализация атрибутов к данной игре, чтобы дети меньше времени тратили на уборку игр и четко знали, куда и что положить. Обработав эту цветную унификацию, дети стали более самостоятельными, повысили различные возможности и качество ориентировочных действий. А еще менее важное, что один из знаков зрения-движение, когда глаз перемещается, он видит. Поэтому мы все игры располагаем в разных частях группы и на разной высоте. При поиске нужной игры дети перемещают свой взгляд вдаль, вверх и т.д. В группах выделяются определенные зоны. Они не имеют четких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности. Исходя из выше сказанного, один и тот же уголок мы можем быстро преобразовать в другой. В одной и той же зоне, согласно принципу интеграции, можно заниматься различными видами деятельности.

Для снятия зрительного напряжения педагоги в своей работе активно используют офтальмотренажеры. Они снижают зрительную нагрузку, напряжения с глаз, помогают в развитии зрительного восприятия.

В каждой группе размещены схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарного и метка на стекле Аветисову. К потолку прикреплены кресты-вертушки.

Широко, в своей работе, используем малые цветовые офтальмотренажеры. Упражнения базируются на зрительно-поисковых стимулах. Цвет способствует такой зрительной ориентации ребенка, которая имеет большую эмоциональную выразительность. Благодаря наличию цветового зрения дети распознают предметы, различают детали объектов и воспринимают большое количество информационных признаков. Большие офтальмотренажеры расположены на стене или потолке.

Обеспечивая ребенку, лучшие условия для перемещения в группе используем разные маркеры: угол косяка дверного проема обозначаем красным цветом на уровне глаз ребенка (означает опасность), а на дверную ручку наклеиваем круг (чтобы детям было легче и быстрее ее найти). На шкафчик в раздевалке, кровать, в ячейку для полотенца наклеиваем ориентиры из одинаковых объемных картинок. Края лестничных ступенек покрашены желтой краской, чтобы ребенок не становился на край и не оступился.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда благотворно влияет на решение коррекционно-развивающих задач, помогает ребенку правильно воздействовать с окружающим миром и развивает его самостоятельность, формирует его позитивные личностные качества.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, Л.В. Артищева // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. – 2020. – № 3. – С. 314-334. – Электронная копия доступна на сайте Электрон. архива КФУ. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159395 

2. Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст] : учебно-метод. пособие / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. – М. : ЭлтиКудиц, 2006. – 90 с.

3. Погосян О.А. Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольном учреждении // Преемственность в образовании. – 2018. – № 19 (09). – С. 189-193. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35665783 – Доступ после регистрации.

4. Саляхиева Л.Х. Специфика дифференциации эмоциональных состояний слабовидящими дошкольниками // Психология психических состояний : сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. – Казань, 2019. – С. 86-90. – Электронная копия доступна на сайте Казан. фед. ун-т. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/151077 

5. Катунина Т.Н. Влияние осязания и мелкой моторики на развитие младших школьников с нарушением зрения // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2 (14). – С. 98-100. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-osyazaniya-i-melkoy-motoriki-na-razvitie-mladshih-shkolnikov-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 16.04.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового и безопасного образа жизни в современных условиях.

Формирование здорового и безопасного образа жизни в современных условиях....

Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"

Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...

Мероприятие по формированию здорового и безопасного образа жизни "В гости к солнышку"

Мероприятие по формированию здорового образа жизни "В гости к солнышку"...

Организация работы по родительскому просвещению, направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни.

Цель: организация совместных действий педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на формирование  здорового и безопасного образа жизни у дошкольников....

Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»

Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...

Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»

Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...