Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий. ( выступление из личного опыта работы)
материал
Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий.
( выступление из личного опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №19 «Светлячок» г.Волжск Республики Марий Эл
Тема: «Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий».
(из личного опыта)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада - это
«Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов,
психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение,
укрепление и развитие здоровья.
Так что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных
видах деятельности и представлены как:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии.
Вкратце рассмотрим каждый из этих видов
Технологии сохранения и стимулирования здоровья способы и приемы направленные на сохранения и укрепления здоровья детей в момент занятия. Моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к занятию продумывать не только познавательный материал, но и думаю, как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей.
Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во время занятия провожу Динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия. Ни для кого не является секретом, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений производимых ребенком за день, ниже возрастной норы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтому подвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов , звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Неотъемлемым компонентом любого познавательного занятия является Пальчиковая гимнастика, которую провожу индивидуально, либо с подгруппой
детей ежедневно. Также пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Для снятия зрительного напряжения использую гимнастику для глаз,
провожу в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Ежедневно после дневного сна в течении 5-10 мин провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным
сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом
формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой, по которой
работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам.
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют
повышению иммунитета.
Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому
процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя
самого, нужно только научить его этому. Для этого я провожу занятия,
беседы, игровые упражнения, индивидуальную работу по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т. д.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить
осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и
оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде
пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые
стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,
доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для
ребенка доступным и интересным.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети
приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях,
соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети
ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта
раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом
используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно
овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в
движениях.
Коррекционные технологии:
В НОД использую артикуляционную гимнастику, провожу упражнения для тренировки органов артикуляции (губ , языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогающие быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается дефектолог.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает
непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием
преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, использую разнообразные формы работы: педагогические беседы на
родительских собраниях ; мастер-классы; консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, также родители принимают активное участие во всех конкурсах, которые проходят на базе детского сада или района. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и на сайте детского сада.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий
повышает результативность воспитательно-образовательного процесса,
формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на
сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую
мотивацию на здоровый образ жизни.
В заключении своего выступления я хочу сказать, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительной работы нашего детского сада. Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями. И достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте участников воспитательно-образовательного процесса.
В работе с родителями использую метод проектной деятельности.
Я разработала и реализовала педагогические проекты: «Овощи и фрукты витаминные продукты», «Веселая физкультура», «Мы здоровью скажем, да!» , «Здоровья».
Проектная деятельность помогает мне объединить в едином творческом процессе педагогов, детей и родителей, что способствует формированию позитивных детско-родительских отношений. Я рекомендую родителям использовать различные виды гимнастик, игр и массажей направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Родители активно участвую в изготовлении атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм. Их волнует и интересует здоровье и физическое развитие своих детей.
В результате проведенной работы я отметила, что к концу года большинство детей реже болеют, уверенно выполняют физические упражнения и с удовольствием включаются в спортивные игры.
Работа в данном направлении требует постоянного личностного и профессионального роста педагога, активной жизненной позиции, чуткого, бережного отношения к детям.
«Здоровый ребенок - успешный ребенок!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"
Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...
Реализация инновационных форм и методов работы с детьми по формированию здорового и безопасного образа жизни
Дошкольный возраст важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни...
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитании культуры здорового образа жизни дошкольников, посредством здоровьесберегающих технологий» Вестник научных конференций. 2020. № 10-2(62). Перспективы развития науки и образования: по материалам
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитании культуры здорового образа жизни дошкольников, посредством здоровьесберегающих технологий» Вестник научных конференций. 2...
Организация работы по родительскому просвещению, направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни.
Цель: организация совместных действий педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на формирование здорового и безопасного образа жизни у дошкольников....
Квест – игра по формированию здорового и безопасного образа жизни в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие по островкам «Здоровья»».
Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни....
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»
Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»
Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...