Основные принципы организации самостоятельной деятельности детей
статья
В статье постарались раскрыть основные принципы организации самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы организации самостоятельной деятельности детей
в контексте ФГОС ДО
ФГОС гласит, что одним из условий социального развития детей является: поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Иными словами создать условия для развития и поддержки детской самостоятельности и инициативности.
В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».
1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Значит, самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение
Какое место в режиме дня занимает самостоятельная деятельность? ( в утреннее время, между ООД и занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время).
Как вы думаете, что должно учитываться при организации самостоятельной деятельности детей? Верно: возрастные особенности, индивидуальные особенности детей, блочное (комплексно-тематическое) планирование, предметно-развивающая среда группы.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего в коммуникативной, познавательно – исследовательской, игровой, изобразительной. Это важнейший показатель развития детского интеллекта. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (п.1.2 Стандарта). Инициативный ребенок стремится к организации игр, изобразительных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Для развития инициативности и самостоятельности необходимо создать условия для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Давайте еще раз скажем, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.(слайд )
Какой должна быть предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО?
-Траснформируемой, содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Если мы говорим о насыщенности среды, то предполагаем наличие в группе центров активности (игровой, познавательно-исследовательский, творческий, двигательный и т.д.)
Трнасформируемость среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от интересов и желания детей.
Полифункциональность среды предполагает возможность разннобразного использования предметов, атрибутов, природного материала.
Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др)., обеспечивающих свободный выбор детей; сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей.
Доступность и безопасность - известные понятия для характеристики среды, не нуждающиеся в расшифровке.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна:
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/19/picture-28069-1687166097.jpg)
Консультация для молодого специалиста "Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке".
Планирование работы по развитию движений на прогулке...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-252041-1383116022.jpg)
"Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке" консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей...
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ
Развитие двигательной активности у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577528-1422712137.jpg)
Статья.Принципы организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ
Материал содержит принципы стимулирования формирования детской активности, любознательности и инициативности во время самостоятельной деятельности в ДОУ( формы работы, методы,приемы)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/07/picture-1381062-1717778645.jpg)
Индивидуализация как основной принцип организации свободной деятельности в ДОУ
Статья раскрывает оссобенности психических процессов детей 6-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/29/picture-373021-1388319227.jpg)
методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»
Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...