"Экскурсия в институт изучения звуков"
статья (подготовительная группа)

Молодцова Надежда Николаевна

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательс-кой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

"Экскурсия в институт изучения звуков"

Разработала:

Молодцова Надежда Николаевна

                                                                      воспитатель ГБДОУ д/с №25                                                                    Приморского района

г. Санкт-Петербург

2020 год

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательс-кой деятельности.

Задачи:

- формировать первичное представление детей о понятии «звук»;

- подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн;

- совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объектов;

- воспитывать любознательность;

- развивать речевую активность детей;

- активизирование словарного запаса: звук, звуковая волна, вибрация;

- совершенствовать умение использовать глаголы в точном соответствии с их значением;

- развивать моторику рук;

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах дея-     тельности;

- воспитывать организованность, инициативность;  

- развивать эстетические чувства;

- формировать представление о значении слуха человека для восприятия

музыки;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотно-шения со сверстниками и взрослыми;

- формировать эмоциональный настрой, поощрять инициативу.


Оборудование:

- кукла;

- ноутбук;

- магнитофон;

- флеш карта;

- телевизор;

- головные уборы;

- ширма;

- блокноты;

- бумага;

- колокольчик;

- трещётка;

- барабан;

- ложки;

- карандаши;

- ёмкость с водой;

- коробки;

- кораблик;

- камни;

- бумажные полотенца;

- стакана с натянутыми сверху воз-   душными шарами;

- сахар;

- скрепки;

- пакеты;

- музыкальный

инструмент - маракасы

- рис, фасоль, кукурузная крупа;

- пластмассовые шарики из-под киндер сюрприза;

- скотч;

- ножницы;

- скатерти.

Образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Ход непрерывной образовательной деятельности:

- Здравствуйте, ребята. Нам кто-то звонил. Давайте посмотрим.

Видео запись.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут профессор Эд. Я приглашаю вас на экскурсию  в мой научный институт. Нам предстоит долгая дорога. Ехать придётся на разных видах транспорта. Готовы? Отправляемся.

- Присаживайтесь поудобнее. Отправляемся.

 Звук автомобиля.

- Ребята, угадайте, на чём мы сейчас едим?

- Сейчас мы сделаем пересадку.

Звук самолёта.

- Куда мы сели?

- Мы почти приехали, осталась одна пересадка.

Звук поезда.

- Это что?

- Мы добирались на разных видах транспорта. Вы мне их называли, а как вы догадались, какой это вид транспорта?

Картинка института.

- Мы добрались до института. Мы будем изучать звук. В институте есть лаборатории. Кто знает, что такое лаборатория?

- В лаборатории производят исследования, научные эксперименты и опыты. Мы будем исследователями, а все сотрудники лаборатории ходят в специальной одежде.

Дети одевают головные уборы.

- И у них есть блокноты. Зачем они нужны?

- В блокноты записывают свои открытия.

- Так как мы научные сотрудники и занимаемся великими открытиями, давайте вспомним о правилах поведения. В лаборатории есть ценные предметы, поэтому как себя ведут великие исследователи?

- Сегодня мы поговорим о том, можно ли звук услышать, увидеть, почувствовать, поймать. Готовы?

- Перед нами первая лаборатория "Коллекция звуков". Что мы здесь узнаем?

- А как вы думаете, можно ли звук услышать?

- Перед вами разные предметы. Возьмите любой один предмет.

- Вы сейчас будете слышать звуки, догадайтесь, чей  предмет их издаёт. Нам нужна тишина.

Воспитатель за перегородкой воспроизводит звуки.

- Догадались?

- А бумага что делает?

Дети находят предмет по звуку (бумага - шуршит, колокольчик - звенит, трещётка - трещит, барабан - барабанит, ложки - стучат).

- Как вы быстро и правильно отгадали. Может вы подсматривали?

- А как у вас получилось определить предмет?

- Каждый предмет имеет свой звук. А что помогает нам слышать звук?

- Найдите в своих научных дневниках первую страницу. Что на ней изображено?

- Звук можно услышать?

- Обведём галочку. То есть "да"- звук услышать можно.

- А как к нам в ухо попадает звук?

- Ответить на этот вопрос нам помогут опыты во второй лаборатории. Перейдём в следующую лабораторию.

- Что мы узнаем в этой лаборатории?

- А вы как думаете, можно звук увидеть?

- Сейчас мы попробуем понять, что такое звук, как он попадает в ухо.

- Проведём, эксперимент. Подойдите к ёмкости с водой. Какая поверхность воды?

- Я опущу в воду лодку, а вы обратите внимание, что будет появляться на поверхности воды.

- Что вы наблюдали на воде? 

- От чего ещё появляются волны?

- Возьмите в руки камушек, лежащий в коробке. По очереди бросьте его в воду. Наблюдайте, что будет происходить на поверхности воды.

- Что вы наблюдали на воде? 

- Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне, распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху. Она попадает к нам в ухо и мы слышим.

- В следующем опыте мы увидим работу звуковой волны.

- Скажите звук "у-у-у" в ладошку. Что вы чувствуете?

- Попробуйте сказать звук "м-м-м" в ладошку. Есть ветер?

- Говорим звук "м-м-м" и ветра нет.

- Наклонитесь над стаканом и скажите звук "м-м-м"

- Что вы увидели?

- А что заставило двигаться кристаллы?

- Звуковая волна. Сам звук мы не видим, мы видим работу звуковой волны.

- Опыт помог нам увидеть звуковую волну, которая двигает кристаллы.

- В опыте мы увидели работу звуковой волны, а в обычной жизни?

- Итак, звук можно увидеть?

- Обведём крестик. То есть "нет" - звук увидеть нельзя.

- А нас ждёт следующая лаборатория.

Воспитатель вместе с детьми переходит в следующую лабораторию.

- Что мы здесь узнаем?

- В этой лаборатории нам надо определить, можно ли звук почувствовать. Как вы думаете, можем?

- На столе лежит прибор, который поможет нам ответить на этот вопрос. На что это похоже?

- В коробке лежит то, что надо для изготовления трубы. Что там?

- Мы сейчас попробуем изготовить трубу.

 Дети сворачивают бумагу в трубку. Концы закрепляют скрепками.

- Возьмём  трубу двумя руками и скажем слово. Какое?

- Что ощущали ваши руки?

- Это - вибрация. Вибрация - это звук. А вибрировать стенки трубы заставляет звуковая волна.

- А я слышала, что давным-давно, когда не было телефонов, телевизоров, интернета индейцы прикладывали ухо к земле и узнавали о приближении врагов, чувствовали звук, передающийся по земле в виде вибрации.

- Можно звук почувствовать?

- Чем мы чувствовали звук?

- Обведём галочку. То есть "да"- звук почувствовать можно.

- Что ещё мы хотели узнать о звуке?

- Как вы думаете?

- В последней лаборатории мы попробуем звук поймать. А чем мы можем что-то поймать?  

- Давайте попробуем поймать звук. Какое слово будем говорить?

- Скажем и будим ловить руками. Готовы? Ловим.

- Ну как? Поймали?

- Попробуем пакетом.

- Поймали?

- Можем звук поймать?

- Обведём крестик. То есть "нет"- звук поймать нельзя.

- Ребята, посмотрите в блокноты и поделитесь своими открытиями. Что мы узнали о звуке?

- Люди научились сохранять звуки. Как?  

- Люди чаще всего записывают что-то красивое по звучанию. Что это может быть?

- Что нам надо взять, что бы исполнить музыку?

На столе музыкальный инструмент - маракасы.

- Как называется этот инструмент?

- Я предлагаю сделать свои инструменты - маракасы.

На столе шарики из-под киндер сюрприза, ёмкости - фасоль, рис, кукурузная крупа.

- Возьмите шарик, насыпьте: вы - фасоль, вы - рис, вы - кукурузную крупу.

- Попробуем на звук по очереди.

- Сложите шары в мешок. Перемешаем.

- Теперь каждый возьмите шар и найдите себе пару, для этого найдите ребёнка у которого шар с таким же звуком, как у вас.

- А теперь организуем музыкальную группу. Вы будете музыкантами. А кто руководит музыкантами?

- А дирижёром будет профессор Эд. Когда профессор двигает рукой - вы играете на инструментах, если он замер - вы останавливаетесь. Готовы?

Звучит музыка. Дети дополняют музыку звуками своих инструментов.

- Замечательно.

- Куда мы сегодня ходили на экскурсию?

- Расскажите профессору, что вам понравилось больше всего?

- Ребята, вы молодцы. Музыкальные инструменты оставьте себе на память. Давайте скажем до свидания профессору Эду.

- И попрощаемся с гостями.

- А сейчас вы пойдёте заниматься своими делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение звуков и букв.

Как познакомить ребёнка со звуковым составом языка? Материал знакомит с методикой последовательности работы над звуком и буквой....

Конспект по ОЗОЖ . Тема: "Экскурсия в институт органов чувств" Возрастная группа: старшая

Задачи: Уточнить знания детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира, закреплять знания о пользе витаминов, содержащихся в определенных продуктах питания. Учить детей пр...

План непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Экскурсия в Институт «Здоровье»

                       Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализа...

ООД "ЭКСКУРСИЯ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ"

опытно-исследовательская деятельность....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ЗПР Тема: «Повторение изученных звуков и букв».

Цель: закреплять правильное произношение изученных звуков; совершенствовать навыки дифференциации гласных и согласных фонем, умение выделять звуки в словах; формировать навык звуко-буквенного синтеза ...

Воспитателю о воспитании детей 5-7 лет в детском саду и семье. Практическое руководство по реализации Программы воспитания (проект) — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022. – 16 с.

Практическое руководство «Воспитателю о воспитании» представляет педагогическую модель организации воспитательной работы, направленной на приобщение детей старшего дошкольного возраста к ц...