презентация "Театральный ринг", семинар - практикум
презентация

Семинар - практикум подготовлен для педагогов ДОУ. В семинаре представлены виды театра, а также раскрыты задачи, которые могут решать педагоги, используя театрализованную деятельность в развитии детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Театральный ринг» семинар – практикум

МБДОУ №15 «Ромашка» г. Шарыпово -  2020г.

Подготовила воспитатель: Андрюшина Л.М.

Предварительная работа: 1. Оформление методической выставки «Такой разный театр»; 2. Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре»; 3. Подготовка презентации,

        1 Слайд:  Ход проведения: I ЧАСТЬ (теоретическая). Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами собрались в  нашей театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства, где каждый из Вас сможет показать свои знания, умения, а также, пополнить багаж знаний.

        2 Слайд: Мне хочется начать словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир» Сегодня Вам предстоит участвовать в игре: «Театральный ринг!».  Встанем в круг для приветствия. Будем приветствовать друг друга,  используя разные интонации. Я  начну «Добрый день, Елена Алексеевна (радостно) » ( торжественно, задумчиво, ласково, грустно, задорно, улыбчиво,  с усмешкой, лениво, тихо,  громко, с обожанием,  с огорчением, быстро, медленно, с подозрением,  игриво, плаксиво, с восхищением,  трогательно, сдержанно, рукопожатием, обниманием, кивком головы, радостным взглядом)

        3 слайд: Настроение у всех отличное, теперь  нужно выбрать судью и разделиться на три команды. Способ деления: Маска- пазл , 3 шт. разного цвета разрезают на части (частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает часть маски. Первое задание собраться командой и собрать свою маску. Прошу команды занять свои места! Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю придумать название

проблема команде и представить ее.  Представление команд.         В педагогике и психологии активно обсуждается взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

        4 слайд: Актуальность:        Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей  дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умению организовывать общение со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

5 слайд: Цель нашего семинара - систематизация знаний педагогов по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

6 слайд: Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  •  наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
  •  обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлении;
  •  Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  •  содействие развитию монологической и диалогической речи;
  •  обогащение словаря: образных выражений, сравнений, синонимов, антонимов и пр.;
  • овладение выразительными средствами общения: словесными (темп, громкость, интонация и др.) и невербальными (мимика, поза, жесты)
  • создание выразительного художественного образа;
  • Умение воплощать в, творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

7 слайд: Заинтересовать детей театром несложно, т.к. знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства.        

        Занимаясь с детьми театрализацией, мы ставим перед собой цель сделать жизнь детей интересной и содержательной наполнить её  яркими впечатлениями. Педагоги  стремятся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной  деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

        I раунд (сигнал гонга) «Разминка» Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

8 слайд:  Как вы понимаете? (по щелчку каждый впрос)

 Использование театрализованной игры на ООД?

 Включение театрализованной игры в свободную совместную деятельность детей и взрослых?

  Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей?

9 слайд:  Театрализованная игра на ООД:

во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В организованную образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

10 слайд: Свободная совместная деятельность детей и взрослых: Это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в группе, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

       11 слайд: Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

        Как известно, театрализованную деятельность в детском саду организуют по сказкам, сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки. Игра: «И снова сказки»(вопрос-ответ) Каждой команде задается вопрос:

12 слайд:  ( по щелчку)1 команде:  Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»);

 Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»);

 Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»);

13 слайд:  ( по щелчку) 2 команде:

 Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»);

 Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»);

 Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант («Репка»);

14 слайд:  ( по щелчку 3 команде:

 Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»);

 Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»);

 Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»);

15 слайд:          - Отлично, сказки вы знаете, а знаете ли вы что такое пантомима? Является ли она театром? Да, верно, это одно из направлений античного театра. А теперь проверим, возьмут ли вас в театр пантомим? Игра «Пантомима» Каждой команде раздаются по 2 карточки с пословицами. (на обсуждение команде дается 1 минута). Представители команд по очереди изображают пословицу (не озвучивая ее, другие команды отгадывают)

«На чужой каравай рот не разевай»;

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»; «Дареному коню зубы не смотрят»;

 «Волков бояться - в лес не ходить»;

«Кончил дело – гуляй смело!»

«Тише едешь – дальше будешь» - Замечательно! 

        Вот такие актеры есть в нашем педагогическом коллективе.

16 слайд:  II  раунд (сигнал гонга) «Отвечалки» 

Какие возможности открываются для ребёнка в театрализованной деятельности? (по щелчку)

•Глубже познать окружающий мир;

•Развитие интереса к родной культуре, литературе, театру;

•Становление творческой личности.

17 слайд:  На развитие чего направлена театрализованная деятельность? (по щелчку)

 - на развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

 - на развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

 - на развитие фантазии;

- на формирование волевых качеств;

- на развитие навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

18 слайд:  III раунд (сигнал гонга)  «Объяснялки». 

 Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и физическим развитием. Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать по каждому направлению  (каждая команда отвечает на вопрос, связанный с одним направлением) 

 19 слайд:   речевое развитие:

- стимулирует активную речь родного языка  за счет расширения словарного запаса, образных выражений, синонимов, антонимов;

- помогает детям усваивать богатство русского языка и  выразительные средства (динамику, темп,  интонацию, мимику, пантомимику и др.);

- совершенствует артикуляционный аппарат;

- формирует диалогическую, монологическую эмоционально -  насыщенную выразительную  речь;

20 слайд:   Коммуникативное развитие: 

- способствует самовыражению и раскрепощению личности;

 - усиливает адаптационные и коммуникативные качества;

- формирует положительные взаимоотношения между детьми;- воспитывает культуру познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и др.)

- воспитывает этически ценные способы общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

21 слайд:   Познавательное развитие :

  • развивает разностороннее представление о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  •  обеспечивает взаимосвязи  конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
  • развивает память, воображение, мышление;
  • обучает умению планировать свои действия для достижения результата;

22 слайд:  Физическое и художественно – эстетическое развитие:

Физическое развитие:

  •  учит согласовывать действия с сопровождающейся речью;
  • развивает выразительность исполнения основных видов движений;
  • учит воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

 художественно – эстетическое развитие:

  • приобщает к высокохудожественной литературе;
  • приобщает к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
  • учит создавать выразительный художественный образ героя;
  • обучает самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

          23 слайд:  IY раунд (сигнал гонга)  - Антракт         (муз. физминутка»

24 слайд:   (сигнал гонга)   Y раунд – «Обгонялки» ( по щелчку )

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: (режиссерские игры и игры-драматизации). Вопросы к командам:

 Как вы понимаете определение «режиссерская игра»?

   Что вы подразумеваете под определением «игра-драматизация»?

   В чем отличие сюжетно-ролевой игры от игры-драматизации?

25 слайд:   Режиссёрские игры: В режиссёрских играх «Артисты» - куклы или их заместители, а ребёнок  - «Сценарист» управляет «артистами» (Плоскостной, теневой, настольный , театр на фланелеграфе)

Игры драматизации: В играх  драматизациях  «Артисты» - дети(игры-драматизации с пальчиками, с куклами би-ба-бо, импровизации,  с атрибутами :маски, шапочки, элементы костюмов).

26 слайд:   Отличие  сюжетно  - ролевой игры от  театрализованной игры: в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

27 слайд:   (сигнал гонга)  YI  раунд: «Размышлялки». 

В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. И сейчас, я приглашаю Вас на экскурсию-презентацию: «Такой разный театр». Пожалуйста, ознакомьтесь с видами театров, представленных на выставке слайдов, а затем рассказать, в каких возрастных группах их можно использовать.

28 слайд:   Пальчиковый театр: - способствует развитию речи, внимания, памяти;

- формирует пространственные представления;

-  развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений пальцев рук;

-  повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

29 слайд:   Театр картинок и фланелеграф: - развивают творческие способности; - содействуют эстетическому воспитанию;  - развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 30 слайд:      Предметный, настольный театр: развивают интерес к театрализованной деятельности;

- способствуют развитию связной диалогической речи и  мелкой моторики рук; - воспитывают самостоятельность, инициативность.

31 слайд:  Конусный, настольный театр: - помогает учить детей координировать движения рук и глаз; - сопровождать движения пальцев речью; - побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

32 слайд:  Шапочный театр:   - развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию; - формирует творческие способности, артистизм; - обогащает пассивный и активный словарь.

 33 слайд:  Театр на варежке:  Театр на варежке: оказывает потрясающее терапевтическое воздействие; - помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; - помогает справиться с переживаниями, страхами; - перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

  • 34 слайд:  Театр на палочке: Развивает координацию движений рук;
  • вызывает желание у детей сделать театр на палочке своими руками
  • 35 слайд:  Театр кукол Би-ба-бо:  Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!

36 слайд:  Театр теней: Развивает воображение, внимание, сосредоточенность; - благоприятно  воздействует на эмоциональные чувства детей.

37 слайд:  Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности: - оказывает целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

- способствует самопознанию и самовыражению личности;

- создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

        А теперь, уважаемые педагоги,  поразмышляйте и распределите театры по возрастным категориям.

38 слайд:   Виды театров по возрастам:   1 младшая: - Фланелеграф; - перчаточные куклы; - театр теней; - пальчиковый театр.

2 младшая: - Театр кукол на столе:

  • деревянный,
  • объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты;
  • Театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков;
  • Забавных настольных актёров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли);
  •  «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки.

39 слайд:  Средняя группа: театр на ложках;

  • знакомим детей с театральной ширмой и с куклами, верховыми основу которых составляет деревянный стержень –гапит; - шапочный театр;
  • Старшая, подготовительная к школе группа: - импровизация;  - драматизация; - куклы – марионетки;

(Поочередное выступление спикеров от команды)

        Знакомить детей с кукольным театром можно начинать с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники могут показать малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться. К концу года дети 1-й младшей группы, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Пальчиковый театр может быть разным: вязаным: театр из клубков, куклы из перчаток, куклы из варежек (рукавичек). Игра с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев.

        Для детей младшей группы самый простой и доступный театр- это театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков, а  также деревянные и вылепленные из глины игрушки.

        В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с куклами, верховыми основу которых составляет деревянный стержень – гапит. Но прежде надо дать детям возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь

упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

        В старшей и подготовительных группах следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Изготовить их можно из разных материалов. Куклы данной системы помогают детям проявлять и развивать способности песенного, игрового, танцевального творчества, а также к импровизации . Общение с куклой помогает  детям почувствовать себя свободным, раскрепощённым, обрести уверенность в своих силах.

        40 слайд:  ( по щелчку )  Раунд: «Кричалки».  Необходимо,  быстро  ответить на 13 вопросов. (чья команда больше всех ответит на вопросы, та команда выигрывает)  Засчитываются только количество правильных ответов. внимание. Викторина: 1 команде: 1. Деревянный человечек? Буратино 2. Промежуток между действиями спектакля - антракт 3. Яма для музыкантов в театре – оркестровая 4. Место, где происходит действие спектакля – сцена 5.  Полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала - занавес 6.  Женщина клоун – клоунесса 7. Подкрашивание лица актёру  – грим 8. Одобрительные хлопки зрителей – аплодисменты 9. Объявление о представлении – афиша 10. Спектакль, в котором все действующие лица танцуют – балет 11. Солист балета – Танцор 12. Народное гуляние с маскарадом - Карнавал  13. Речь одного лица, мысли вслух – монолог

41 слайд:   VII Раунд:  чёрный ящик - Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это…( по щелчку ( яблоко)

I I ЧАСТЬ (практическая).  Мастерская старого кукольника (воспитатели  по схеме делают оригами игрушки для театра)

42 слайд:   Вывод: Театрализованная деятельность-это… не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.          

        Итог подводит жюри и награждает команды памяткой «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Рефлексия: Попрошу         всех встать в общий круг со своей поделкой, попрощаться друг с другом и хором сказать скороговорку: «До свидания друзья, расставаться нам пора.» Сначала скажем вопросительно хором, затем восклицательно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Музыкально - театральный ринг" (для педагогов детского сада)

Цель: систематизация знаний педагогов по организации музыкального воспитания и театральной деятельности детей дошкольного возраста....

Семинар - практикум для воспитателей "Театральный ринг"

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов "Театральный ринг" в рамках проекта "Неделя театра"

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь методистам, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практи...

Педагогический семинар-практикум в форме брейн-ринга на тему: «Какой ты педагог?»

Методическая разработка для воспитателей, старших воспитателей и заместителей по ВМР - семинар  в занимательной форме брейн-ринга по приоритетным направлениям или годовым задачам ДОО....

Сценарий семинара –практикума «Театральный ринг» для педагогов ДОО.

Цель: систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, её возможностях в речевом развитии дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада в форме деловой игры "Брейн-ринг"

Данная игра проводится перед педагогическим советпо физическому воспитанию дошкольников.Является одной из нетрадиционных форм проведения семинаров.Решаются задачи развития креативного мышленияпедагого...

Семинар-практикум для воспитателей МАДОУ "Игры и игровые упражнения со звучащим словом; театральный ринг".

Целью семинара является: систематизация знаний педагогов по организации и проведении речевых игр посредством театрализованной деятельности.В материале предоставленна информация о разновидностях театра...