Педагогический семинар-практикум в форме брейн-ринга на тему: «Какой ты педагог?»
методическая разработка на тему

Башкловкина Татьяна Николаевна

Методическая разработка для воспитателей, старших воспитателей и заместителей по ВМР - семинар  в занимательной форме брейн-ринга по приоритетным направлениям или годовым задачам ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring.odt23.15 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида №64 «Пингвинёнок»

Педагогический

 семинар-практикум

в форме брейн-ринга

на тему:

 «Какой ты педагог?»

Нижневартовск, 2014

Актуальность.

Одна из основных функций заместителя заведующего по воспитательно-методической работе – оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.

         Все мы знаем, что методическая работа – это часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагогов к организации процесса воспитания и обучения дошкольников;  обмен опытом  между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа  ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

        Методическая работа постоянно обновляется: большое значение придаётся методическому сопровождению педагогов, привлечению внимания к их опыту работы, внедряются новые технологии методической работы в дошкольном учреждении.

         К одной из самых эффективных относится технология организации семинаров – практикумов. Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только  теоретической, но в первую очередь практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров – практикумов строится на  запросах воспитателей и связана с  задачами годового плана.   

   Первый вопрос, на который должен ответить заместитель заведующего при планировании семинара – практикума:  чем следует руководствоваться  при выборе темы семинаров? К сказанному выше (анкетирование и годовые задачи)  следует добавить интересы воспитателей и их проблемы. В связи с этим проводится анкетирование всех педагогов для определения  круга методических проблем и задач, решать которые предстоит в следующем учебном году. Некоторые темы подсказывают наблюдения за педпроцессом в течение  прошедшего учебного года и анализ  разных видов контроля,  календарно-перспективных планов.  

       В своей практике организации семинаров-практикумов я использую разные формы:  семинар в одно занятие, семинар в несколько занятий, объединённых общей темой.

      Семинары-практикумы  проводятся  в разных формах:  в форме деловой игры, диспута.    Регулярно изучая методическую литературу, находим подтверждение этому:   семинары–практикумы  необходимо проводить в разных формах. Это могут быть занятия с элементами лекции, консультации, дискуссии, брифинга, «круглого стола», эстафеты педагогического мастерства. Важно, чтобы каждая из  представленных форм организации на семинаре отвечала общей теме и, дополняя друг друга, способствовала полному её раскрытию.

Сценарий  проведения педагогического семинара-практикума в форме брейн-ринга на тему: «Какой ты педагог?»

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Сегодня мы пригласили вас на педагогический семинар-практикум, обозначенное темой: «Какой ты педагог?» и проходить наше мероприятие будет под девизом:

« Я люблю свою работу,

Отдаюсь ей всей душой.

После творческих открытий

Налегке иду домой.

Свои планы, думы, мысли

Постараюсь воплотить.

Чтобы деткам моей группы

Было интересно жить!»

- Тема очень обширная, но мы не будем читать докладов, мы приглашаем вас  на брейн-ринг дошкольного образования.

- В жюри сегодня будут: (представление жюри)

- Команды у нас уже определены, осталось определить порядок выступления в конкурсах, для этого мы приглашаем капитанов к столу жюри (выбирают порядковый номер каждого конкурса).

1 Конкурс  «Представление команд»

- В своей деятельности с детьми мы часто используем частично-поисковые и проблемные методы. Предлагаю вам, используя данные методы, проанализировать состав своих команд и придумать название и девиз, соответствующий вам.

Командам за 5 мин. предстоит придумать себе название и девиз и представиться.

Оценки жюри от 1 до 5 баллов.

- Приоритетным направлением нашего ДОУ является нравственно- патриотическое воспитание дошкольников, при организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов все педагоги очень часто обращают внимание детей на правила общения и этикета, которые использовались в России в прежние времена. Но знают ли сами воспитатели значения некоторых старорусских слов?!

2 Конкурс 

- Следующий конкурс называется «Знаток старины»

Конкурс на скорость и правильность ответов. За каждый правильный ответ 1 балл.

- Знаете ли Вы значение следующих слов?

баса - красота, украшение, щегольство.

батог - палка.

оратай - пахарь

сыть — корм, еда

тоня, тонька — рыбная ловля, сеть

жменя - горсть

бутеть - богатеть, увеличивать достаток.

ватажиться - знаться, общаться, дружить

вертеп - пещера, подземелье.

елань, еланка  - травянистая поляна в лесу

ендова - широкий сосуд с носиком.

карга - ворона.

репище - огород

хмара - туча

пярун — гром

чеботарь - сапожник, башмачник.

3 Конкурс  «Народные промыслы» также связан с нашим приоритетным направлением, так как мы помогаем детям войти в прекрасный мир русских мастеров, ощутить на себе прелесть соучастия в создании неповторимых произведений искусства.

- Я буду зачитывать описание особых примет народного творчества, а вы должны ответить к какому виду промысла они относятся.

Конкурс  на скорость и правильность ответов. За каждый правильный ответ 1 балл.

Тук-тук, щёлк-щёлк,

Медведь, мужик, коза и волк…

Деревянные игрушки

И медведи и старушки-

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.       /БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА./

Снежно-белая посуда,

Расскажи нам, ты откуда?

Видно, с Севера пришла,

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.         /ГЖЕЛЬ./

Разные  ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут, не здешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.    /ХОХЛОМА/

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары   и рыбы,

 А ну, назови -ка меня!           /ДЫМКА/

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Чёрные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные!     /ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ/

Нас слепили мастера, Нас раскрашивать пора,

Кони, барышни, барашки- Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски На боках у нас видны.          /ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА/

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять……

Даже всех не сосчитать.       /МАТРЁШКИ/

Из липы и доски сделаны,

И прялки и лошадки…..

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят  И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.        /ГОРОДЕЦ/

На чёрном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники…,

Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики- нежные.   /ПАВЛО –ПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ/

- Молодцы, приятно осознавать, что наши педагоги творчески развиты.

4 Конкурс  «Спортивный» (он же «Домашнее задание» - педагоги были заранее предупреждены и подготовили музыкально-физкультурные зарисовки).  

- Еще одним приоритетным направлением нашего детского сада является — сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

- Мы с вами знаем, что ребёнок даже подготовительной группы не может усидеть на месте более 7 минут, поэтому мы постоянно проводим физкультурные минутки.

- Предлагаем вам повести занимательную физкультминутку. А самое главное в работе педагога –  дать детям возможность зарядиться энергией для предстоящей деятельности.

- Попрошу всех присутствующих на это время стать детьми и выполнить движения с выступающей командой.

Оценки от 1 до 10 баллов

        В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что важной задачей системы образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи».

Поэтому одной из тем инновационной деятельности нашего ДОУ мы выбрали «Развитие социальной одаренности детей через индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса»

5 Конкурс  «Социальная одаренность» выявит познания педагогов в этой области.

Каждому из капитанов предлагается выбрать по 2 карточки с  понятиями и через 5 минут, после обсуждения с командой, охарактеризовать их.

 Оценки жюри от 1 до 5 баллов.

1) «Социальная одаренность» ("лидерская одаренность", "социальный интеллект", "организаторские способности") -  это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

2) Индивидуализация – это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей.

3) Основные виды индивидуализации:

- дифференциация обучения, т.е. группировка детей на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам;

- внутригрупповая индивидуализация учебной работы – это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует педагог в обычной группе;

- прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.

4) Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

6 Конкурс  «Фантазёры» (конкурс капитанов).

Творчество – деятельность, порождающая что-то новое. Каждый педагог так или иначе преобразует окружающую среду, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. 

Одним из видов творчества является оригами - вид декоративно-прикладного искусства, древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Но мы же говорим о педагогах, поэтому задачей наших капитанов будет без помощи команды изготовить поделку оригами и научить остальных участников ее складывать.

Оценки от 1 до 5 баллов.

7 Конкурс  «Вместе дружная семья».

- Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого

- Коллектив нашего ДОУ – это единый организм для решения вопросов реализации образовательной деятельности и воспитания подрастающего поколения.

- Здесь мы проверим, насколько вы научились работать вместе.

* тест- память: ведущий проговаривает 25 слов, их на память записывают команды

Адаптация

 Воспитание

 Индивидуальность

 Личность

 Метод

 Мотивация

 Навык

 Образование

 Объект

 Отметка

 Оценка

 Принцип

 Педагогика

Процесс

 Развитие

 Рефлексия  

 Синтез

 Социализация  

 Технология

 Умение

 Условие  

 Фактор

 Формирование

 Целеполагание

 Эмпатия

* тест- сплочённость: счёт от 1 до 5 про себя, на заданную цифру вместе хлопают в ладоши.

Оценки от 1 до 5 баллов.

- Вот наш брейн-ринг и подошел к концу.

- Командам большое спасибо!

- Пока жюри подводит итог, у нас музыкальная пауза.

Жюри объявляет результаты мероприятия.

Список  используемой литературы:

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
  3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
  4. Алпатов М.Н. Немеркнущее наследие. «Просвещение» ,1991.
  5. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. «Искусство», 1971.
  6. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. «Искусство», 1977.
  7. Виноградова Н.А. и др. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы.М.2008
  8. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.М.2006
  9. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ.М.2008 
  10. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
  11. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
  12. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  14. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. «Изобразительное искусство», 1983.
  15. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
  16. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-отиентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
  17. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
  18. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное родительское собрание в форме Брейн-ринга по ПДД

Брейн-ринг по правилам дорожного движения на родительском собрании  Цель: В игровой форме закрепить знание детьми и родителями Правил дорожного движения, привить детям навыки правильного обращени...

Развлечение в форме брейн ринга "Шахматы - увлекательная игра".

Целью развлечения является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредств...

Родительское собрание в форме брейн- ринга "Дети и родители на школьном старте"

родительское собрание было проведено с родителями подготовительной к школе группы в форме брейн-ринга...

Викторина в форме брейн-ринга "Мы любим свою Родину"

Викторина представляет собой меодическую разработку по патриотическому воспитанию для воспитателей детей подготовительных к школе групп в форме интерактивной игры "Брейн-ринга"...

Родительское собрание в форме брейн - ринга "Мама- поиграй со мной"

Показать родителям, что играть с ребенком можно всегда, потому что игра является  ведущей  деятельностью дошкольников....

Родительское собрание в форме брейн-ринга «Дети и родители на школьном старте»

Родительское собрание  в форме брейн-ринга «Дети и родители на школьном старте»...

Конспект родительского собрания в форме Брейн-ринга на тему «Валеологическое воспитание дошкольников»

Конспект родительского собрания в форме Брейн-ринга на тему «Валеологическое воспитание дошкольников»...